Коронакризис? Ситуация на рынке труда глазами рекрутинговой компании. Что делать бизнесу, а что кандидатам

Привет, я Олег Захарченко, основатель и руководитель рекрутинговой компании TopAssistant. Хочу поделиться наблюдением о влиянии коронакризиса 🦠📉 на рынок труда с нашей точки зрения.

Коронакризис? Ситуация на рынке труда глазами рекрутинговой компании. Что делать бизнесу, а что кандидатам

Разумеется, рынок труда — производная от того, что происходит с бизнесом. По тем организациям, с которыми работаем мы, ситуация такая. По 25-30% компаний кризис ударил сильно. 2-3% чувствуют себя очень хорошо, кризис придал их бизнесу ускорение. Остальные чувствуют себя более-менее как обычно.

Коронакризис? Ситуация на рынке труда глазами рекрутинговой компании. Что делать бизнесу, а что кандидатам

Что в связи с этим происходит на рынке труда?
Условно все вакансии можно поделить на две большие группы.
Первая группа — кандидатов больше, чем вакансий. Менеджеры разных мастей, бухгалтеры, ассистенты, рекрутеры, маркетологи.
Вторая — вакансий больше, чем кандидатов. Инженеры дефицитных специальностей, программисты, аналитики.

Первая группа вакансий

Как говорил, на 30% компаний коронакризис отразился остро. Часть из них сократила персонал (следствие — больше кандидатов на рынке труда). Большинство компаний в этом сегменте прекратили найм.
Вакансий меньше, кандидатов больше, конкуренция возросла. По некоторым позициям — кратно.

Если раньше рекрутер был вынужден давать некоторую скидку кандидату (здесь опыт не очень релевантный, здесь английского немного не хватает, тут образование не то), то сейчас он спокойно отбирает только те резюме, которые строго соответствуют требованиям.

Что это значит для кандидата?

  • Вам нужно максимально четко позиционировать себя на рынке труда. Вы должны очень хорошо понимать, что вы умеете лучше всех, где вы будете полезны, какие компании будут в вас заинтересованы.
    Это непростая задача. Если вам сложно решить ее самому, привлеките карьерного консультанта.
  • Пройти фильтр рекрутера теперь сложнее. Рекрутер обычно тратит на просмотр резюме 10-15 секунд. За это время резюме должно вас «продать». Рекрутер должен поверить, что вы полностью соответствуете позиции.
  • Резюме должно быть быть максимально релевантным вакансии. Да, если вы откликаетесь на разные вакансии, вам нужно иметь разные резюме, где по разному подан ваш опыт.
  • Рекрутеру падает десятки и сотни резюме. Конкурировать очень тяжело. Попробуйте обойти этот фильтр. Рекрутер не нанимает сам, он ищет сотрудника для какого-то функционального руководителя. Попробуйте выйти на нанимающего менеджера и пообщаться с ним напрямую, это увеличит ваши шансы.

Я понимаю, что эти рекомендации выглядят как советы капитана Очевидность. Беда в том, что большинство им не следуют. И это возможность для вас как кандидата.

Что это значит для бизнеса?

  • Сейчас у бизнеса окно возможностей для формирования сильной команды. На рынке появились специалисты, которых обычно сложно найти. Это ненадолго. Если в вашем бизнесе успех зависит от людей (а так в 90% случаев), сейчас есть возможность заложить хороший фундамент для роста.
  • Если у вас есть чрезмерно дорогие специалисты, которыми вы не очень довольны, сейчас вы можете относительно безболезненно их заменить с хорошей экономией ФОТа.

Вторая группа вакансий, где кандидатов меньше чем вакансий

Тут всё просто.

С одной стороны, число вакансий уменьшилось и в этом сегменте. С другой, специалисты в кризис в бОльшей степени дорожат своим рабочим местом и менее склонны к резким движениям.
Поэтому существенно ничего не поменялось.
По прежнему идет большая охота на крутых ребят.

Так сейчас выглядит ситуация на рынке труда с нашей точки зрения.

1212
4 комментария

Так инженеры и it-спецы все также в дефиците? В их сегменте конкуренция не сильно изменилась?

2
Ответить

Да, всё так. Разработчики, инженеры высокой квалификации всё также в дефиците.

1
Ответить

Я верно понимаю, что продактов, проджектов и маркетологов на рынке труда стало только больше?

1
Ответить

Евгений, сорри за долгий ответ :) уведомлялку не отследил.
Я бы сказал, что, на текущий момент, ситуация на рынке труда несколько стабилизировалась. Да, были сокращения, переходы, увольнения. Но работу кому-то делать надо. Там, где прилично сокращали - набирают вновь. И наоборот. Где бизнес рос с марта (более редкие истории, но их тоже много), а сейчас замедлился - снижают набор. Это, что касается продактов, проджектов и маркетологов. А вот в HoReCa и услугах b2c ситуация пока более напряженная.

1
Ответить