От программирования до психологии: как T-Shape подход помогает становиться лидером
Приветствую всех!
Меня зовут Иван Михайлушкин — я руководитель продуктового направления в компании MANGO OFFICE (точнее был, пока в компании не решили изучить свойства пространственно-временного континуума и не набрали для этого высококвалифицированных специалистов).
Моя статья о том, как T-Shaped подход помогает мне развиваться и становиться лидером. В статье будет описано 3 примера, 2 подхода и 1 цель — постоянно расти, развивать свои навыки и мотивировать других.
Как формировался мой T-Shape
Будучи студентом университета и работая после него, я разрабатывал небольшие веб-сайты и посадочные страницы, используя навыки фронтенд- и бэкенд- разработки. Больше экспертизы у меня было во фронтенде, а небольшие знания в бэкенде позволяли делать всю работу самостоятельно, приобретая новые навыки.
Далее я стал обучаться UX/UI дизайну и брать более сложные проекты, требующих проведения исследований и проектирования дизайна интерфейсов. Зачастую в проекты искали тех, кто закроет несколько позиций, что позволило приобрести навыки управления проектами. Себя я видел больше в управлении, потому углубился именно в это направление, параллельно изучая психологию.
Формирование шло итерационно и последовательно — на каждом новом месте я углублялся в конкретный навык и осваивал новые. В такой концепции далее я продолжу рассказ о своем опыте.
Итерация 1. Стартап MyTopPet
Размер компании 1/5
Выручка 0/5
Первые значимые изменения начались с этого стартапа. MyTopPet — это сервис, позволяющий выбрать подходящего питомца по психотипу человека. При этом сервис способен подобрать существующего питомца, который находился бы в доступном расположении от пользователя.
Я пришел в стартап с навыками программирования и UX/UI дизайна. Основной моей задачей на старте была разработка логотипа и дизайна презентации — меня брали на позицию дизайнера.
Используя I-Shaped подход мне нужно было сделать ровно то, что требовалось: разработать логотип и дизайн презентации. У этого были свои плюсы и минусы:
+ Понятная зона ответственности;
+ Свободное время;
- Низкое влияние на развитие стартапа;
- Дальнесрочная перспектива.
Задачи не занимали бы весь мой рабочий день, но свободное рабочее время было бы тратить некуда — виделся поиск дополнительной работы и смещение фокуса. При этом выгоду для себя я мог извлечь только спустя продолжительное время, когда стартап развился и мой ресурс дизайнера потребовался на весь рабочий день.
Вместо этого я применил T-Shaped подход: мои навыки UX/UI позволили провести качественные исследования и определить MVP будущего продукта; навыки программирования позволили закрыть потребность в создании веб-сервиса. Плюсы и минусы этого подхода следующие:
+ Высокое влияние на развитие продукта;
+ Новый практический опыт;
- Свободное время;
- Размытая зона ответственности.
По итогу вместо дизайнера я стал сооснователем стартапа и обладал высоким влиянием на его развитие, однако возросли уровень ответственности и цена ошибки.
Итерация 2. Маркетплейс автозапчастей GisAuto
Размер компании 2/5
Выручка компании 0/5
В этот проект я пришел на позицию UX/UI дизайнера с навыками программирования, UX/UI дизайна и с пониманием основ проектной деятельности.
По началу я применял I-Shaped подход, выполняя прямые обязанности, связанные с графическим дизайном и проектированием интерфейсов. Плюсы и минусы такого подхода были следующие:
+ Низкая ответственность за итоговый результат команды;
- Требования выше, чем к UX/UI дизайнеру;
- Микроменеджмент;
- Низкая оплата труда.
С одной стороны, вопросы, связанные со скоростью реализации решений и финансовыми результатами, меня не касались. С другой стороны, на меня возлагали всё больше задач, часть из которых выходила за рамки моей зоны ответственности.
Я быстро понял, что в силу сложившейся неопределенности можно расширить свою зону влияния — предложить решение существовавших проблем. Так, например, ситуацию с микроменеджментом я закрыл своей позицией — коммуникация преимущественно шла через меня и со значительной интерпретацией доходила до команды; ситуацию со скоростью реализации решал с помощью продуктового подхода — проводил исследования, определял MVP и защищал стратегию перед руководством. Это был T-Shaped подход со следующими плюсами и минусами:
+ Быстрый рост внутри компании;
+ Влияние на процессы и коммуникацию;
- Несоответствие оплаты количеству задач;
- Не видно границ зоны ответственности.
В результате этого подхода я приобрел больше навыков управления продуктами, людьми и стал лучше понимать, как именно принимаются решения; продукт стал приносить выручку и компания предложила мне должность руководителя IT-офиса.
Итерация 3. Коммуникационная платформа MANGO OFFICE
Размер компании 4/5
Выручка компании 4/5
В компанию я пришел со средними навыками управления и с гипотезами о том, что большая часть решений принимается не согласно общепринятым шаблонам, а согласно контексту — вновь назову это психологией в широком смысле.
На старте у меня был собственный продукт и ввиду моей адаптации к новой кампании, масштабу и процессам я некоторое время применял I-Shaped подход. Первые 2-3 месяца больше ощущались плюсы, далее минусы перекрывали все остальное:
+ Ответственность только за свой продукт;
+ Команда;
- Микроменеджмент;
- Неопределенность.
Основным минусом для меня была неопределенность: я думал о развитии своего продукта без учета видения развития всего направления — оно отсутствовало и не было понятно, куда мы все движемся. Ввиду этой ситуации сложно было понять ожидания владельцев бизнеса — контекст постоянно менялся, а значит и твоя работа вместе с этим. К каким-то конкретным решениям мы не приходили.
После нескольких таких ситуаций я решил применить T-Shaped подход и стал браться за все задачи, что требовали свободного ресурса и не относились напрямую ко мне. Накопленный ранее опыт я применял для коммуникации с сотрудниками различных направлений и формирования лидерской позиции. Здесь для меня было больше плюсов:
+ Возможность говорить со всеми на их языке;
+ Соответствующая оплата труда;
+ Возможность влиять на развитие компании;
- Несоответствие задач и имеющегося ресурса.
В результате я владел значительно большим количеством информации и стал понимать, что нужно владельцам бизнеса, а что продуктовым командам и другим подразделениям. Это оказало положительное влияние на всех участником процесса — владельцам бизнеса не требовалось применять микроменеджмент, продуктовые команды могли стабильно планировать работы на квартал, остальным подразделениям не нужно было прерывать процессы, так как все объединены общим целеполаганием и синхронизированы между собой.
Заключение
Во всех случаях, будь то небольшой стартап или крупная компания, T-Shaped подход всегда помогал мне в достижении цели: развиваться и становиться лидером.
Для тех, кто только начинает свой путь, обратите внимание на те возможности, которые можно достичь с помощью этого подхода.
Для тех, кто уже использует T-Shaped подход, обратите внимание на его плюсы и минусы. Возможно, некоторые из них окажутся неприемлемыми, либо будут вас мотивировать.