Кадровый голод, культ синих воротничков, дружба зумеров и бумеров: главные тезисы InterComm 2024
Если вы пропустили ключевое событие сферы внутрикорпоративных коммуникаций, то здесь главные инсайты
В последние дни осени ведущие специалисты внутрикома, HR и PR, а также собственники бизнеса собрались вместе, чтобы обсудить тренды развития корпоративных коммуникаций, представить новые проекты, обменяться опытом и рассказать о достижениях своих команд. Делимся самым полезным из выступлений.
Содержание:
- Перестройка и ускорение
- Нейросети, чат-боты и "Прокачка"
- Кадровый голод: цель – удержать
- «Пульс» коммуникаций
- Теория поколений: между бумерами и зумерами
- Патриотизм в найме
- Антирабство. Время снять маски
- Школьники и комьюнити: привлечение и удержание
- От лектория до библиотеки
Перестройка и ускорение
Даже само название конференции «InterComm: Рождение Титанов. Сила нового времени» говорит о ключевых темах мероприятия — трансформации внутрикорпоративных коммуникаций в связи с новыми вызовами. Кадровый дефицит и нахождение баланса во взаимодействии разных поколений, массовое внедрение новых digital-технологий, удержание специалистов и конкуренция за сотрудника требуют ускоренной перестройки подходов во внутрикоме.
Президент коммуникационной группы «МедиаЛайн», лидер проекта InterComm Лариса Рудакова.
«Индустрия внутрикорпоративных коммуникаций выросла, окрепла, раскинула свои владения далеко за пределами внутреннего контура компаний. В коммуникацию включаются дети и семьи сотрудников компаний, вузы и местные сообщества, государство и то, что называют широкой общественностью. Одна моя хорошая знакомая, PR-директор ИТ-компании, недавно в своем блоге написала: «Внутрикорпоративные коммуникации съедают стратегические на завтрак». Мне кажется, это очень тонко подмечено».
Реперные точки и тенденции внутрикома
- За 15 лет внутрикорпоративные коммуникации сделали огромный рывок в своем развитии, доказав не только свою значимость, а необходимость.
- То, что еще вчера казалось мечтой и ноу-хау, сегодня активно внедряется в повседневную жизнь корпораций.
- Во внутрикоме сегодня доминирует тренд на человекоцентричность.
- Формируется новый подход к работе с разновозрастной аудиторией.
- Усложняется и совершенствуется корпоративная культура.
- В корпоративных коммуникациях активно используются все доступные инструменты: от классических заводских многотиражек до чат-ботов.
«Растёт точность работы с целевой аудиторией, умение говорить на одном языке и с разными поколениями, и с разными корпкультурами, и с профессиональными стратами»
Нейросети, чат-боты и «Прокачка»
Конференцию открыла интеллектуальная дуэль представителей InterComm — лидера компании Ларисы Рудаковой и руководителя медиаштаба Ильи Недоля. Они обсудили востребованность печатных изданий, с которых Лариса начинала свой профессиональный путь, и их новые цифровые аналоги.
Возможности digital-коммуникаций были показаны прямо во время дуэли в видеоролике, который демонстрирует один из главных трендов — использование в жизни и профессиональной деятельности искусственного интеллекта (ИИ).
Фильм, сгенерированный ИИ на основе архивных фотографий, познакомил всех присутствующих с 20-летней историей карьерного роста Ларисы Рудаковой — от школьной скамьи до ключевого эксперта индустрии внутрикома.
Использование и развитие чат-ботов, каналов в мессенджерах и интернет-сайтов в крупных корпорациях идёт параллельно с традиционными печатными средствами коммуникационного общения. Во многих компаниях выпускают корпоративные глянцевые издания, где размещен QR-код для скачивания цифровой версии, что является синергией классики и современности.
Кейс «Прокачка» («Пятерочка»)
X5 Group создала для обучения своих сотрудников чат-бот «Прокачка», с помощью которого любой сотрудник может прокачать знания и рабочие скилы, получить баллы и поучаствовать в розыгрыше призов.
Обучение нового сотрудника на производстве — еще одна важная тема внутрикома. Раньше в основном использовался печатный велкомбук, а сегодня новичков погружают в процесс с помощью digital. Причем обучение внутри одной корпорации может быть таргетировано на разные регионы.
Кейс «Анонимно.Сбер» («Сбер»)
Нужно отследить настроение сотрудников? Чат-бот «Анонимно.Сбер» поможет «выпустить пар» без какой-либо верификации. Сберовцы могут высказать свое мнение, пожаловаться или что-либо предложить. Сегодня у этого канала сумасшедший рейтинг, рассказывают представители компании.
Вывод. Один из основных трендов следующего года в отрасли внутрикома — концентрация внимания к потребностям и интересам отдельно взятого человека, свобода выбора и открытого микрофона. Эти процессы обеспечиваются с помощью digital-инструментов.
«Несомненно, в цифровых коммуникациях есть огромная польза и ресурсы, но есть и этические моменты. Эйчары, конечно, счастливы, потому что с помощью новых технологий они могут отследить интересы человека, предугадать их скорое выгорание и начать их регулировать. Но такие инструменты становятся и поводом для «утекания» сотрудника».
Кадровый голод: цель — удержать
Кадровый голод —главный вызов для компаний. HR-специалисты ломают голову, как закрыть вакансии, найти опытного специалиста, а внутриком придумывает механизмы удержания сотрудника. На пленарном заседании InterComm эксперты поделились своими способами.
Екатерина Фролова, директор по привлечению и корпоративным коммуникациям ТС «Пятерочка»:
- Остро стоит вопрос «текучки», большинство случаев ухода к конкуренту происходит во время испытательного срока кандидата.
- Уходят не только в поисках более высокой заработной платы, но и за «плюшками» в виде расширенного ДМС, бесплатного питания и интересного комьюнити в компании.
- Тренд на персонализацию, когда сотрудник выбирает компанию под свои требования, согласно своим запросам и предпочтениям.
По мнению Екатерины, за последние 2-3 года стратегия YR изменилась: если ранее компания отбирала сотрудника, то сегодня сотрудник сам выбирает себе компанию.
Тренд последнего года в борьбе с кадровым голодом — желание компаний снизить планку входного интервью и доучить сотрудника до нужного уровня входа, отмечает Юлия Деева, руководитель направления по связям с общественностью, золотодобывающая компания «Полюс».
Самая большая текучка среди молодежи, которая с лёгкостью меняет место работы, стабильные кандидаты поколения X и Y. Важно обратить внимание при борьбе с кадровым голодом на наставничество, лидерство-новаторство, а также разработку внутри компании собственных программ обучения.
«Сегодня работа наших HR-специалистов направлена как на удержание сотрудников, так и на их рост внутри компании от линейного персонала до руководителя, наставника, а также ротация между бизнес-единицами. На некоторых направлениях мы практикуем сдельную оплату труда, а также аутстаффинг. Если все-таки сотрудник принял решение уходить, то уделяем большое внимание выходному интервью, чтобы понять причины»
Мария Смыслова, руководитель функции внутренние коммуникации и корпоративная культура компании «Сибур», выделила несколько факторов, которые помогают удерживать сотрудников:
- Единство и сплоченность коллектива в компании.
- Единые ценности и желание распространить их в своем окружении.
- Воспитание амбассадорства и идентичности.
- Воспитание будущих сотрудников со школы.
- Горизонтальные перемещения внутри компании.
Сотрудники «Сибура» проводят увлекательные уроки химии, чтобы ребята ещё в школе подумали о выборе профессии.
«Пульс» коммуникаций
Как оценить эффективность коммуникаций и какой канал взаимодействия наиболее востребован аудиторией, рассказала Мария Огнева, директор проектов HR-платформы «Пульс», «Сбер».
Цифровые помощники могут влиять на восприятие информации, качество коммуникаций и общее настроение в коллективах. За последние четыре года количество цифровых платформ и приложений у сотрудников компаний увеличилось в два раза, что говорит об интересе и активном развитии этого вида взаимодействия с одной стороны, и большой нагрузке на сотрудника – с другой. Важно оставлять одно окно для коммуникаций, чтобы не перегружать сотрудника обилием сервисов.
Канал коммуникации должен быть ясным, эмоциональным, убедительным, конкретным (как именно действовать), а также предполагать обратную связь.
Внутренние коммуникации сильно влияют на мироощущение сотрудников, и мы подтверждаем это цифрами. Они помогают развивать корпоративную культуру, вдохновляют сотрудников на развитие, повышают доверие к решениям топ-команды
Основная цель коммуникаций на платформе – это изменение поведения адресата. В «Пульсе» сконцентрирована вся информация о сотруднике и для сотрудника в едином окне, и это позволяет мониторить изменения количественных и качественных показателей, специальных метрик, показывающих эффективность наших коммуникаций.
«Пульс – платформа полного цикла управления персоналом. Поиск и привлечение сотрудников. Обучение и карьерное развитие. Бенефициаром платформы является не профессиональный пользователь, а сам человек, и мы с гордостью говорим о том, что наша платформа смотрит в сторону человекоцентричности, как и весь Сбер»
Теория поколений: между бумерами и зумерами
О теории поколений, ценностях, убеждениях и поведенческих особенностях, которые определяются социальной и исторической средой, рассказала Екатерина Тышковская, руководитель службы внутренних коммуникаций Банка ВТБ, автор книги «Мягкий менеджмент».
Весь путь развития человечества подвергнут цикличности: подъем — кризис — пробуждение. И для того, чтобы было легче выстраивать взаимоотношения в коллективе, необходимо знать некоторое особенности поколений.
Основные инсайты выступления:
- В ближайшее время предполагается крен в сторону индивидуальных ценностей.
- Ключевые позиции активно занимают женщины.
- Чем больше стаж работы, тем меньше люди следуют правилам.
- Если у вас мультипоколенческая команда — Х (1965–1980) и Y (1981–1996) — эти сотрудники доверяют авторитетному мнению, друзьям, уважают начальников и стараются досконально выполнять поручения.
- Для зумеров важны понятные правила и четкие требования к развитию навыков и связанные с ними карьерные треки, они воспринимают начальника как коуча.
- Необходимо применять объединяющие ценности вне зависимости от возраста — семья, работа, свободное время.
Патриотизм в найме
Корпоративная культура в госсекторе также стремится к человекоцентричности и формированию прозрачной системы обратной связи. Дискуссия «Патриотизм в найме» — о том, как сделать привлекательной работу в госсекторе в условиях дефицита кадров.
Основные инсайты
Анна Пустовая, директор департамента коммуникаций и мероприятий, ДИТ Москвы:
- Сотрудники ДИТ — это жители Москвы, которые трудятся для повышения качества жизни и привыкли к высокому ритму и комфорту.
- Вызов: создать внутри ДИТ человекоцентричную культуру, которая транслируется вовне.
Станислав Сугак, начальник Центра бренда работодателя и развития человеческого капитала РЖД:
- Компания должна обеспечивать прибыль и устойчивость бизнеса - с одной стороны, и выполнять все государственные задачи - с другой.
- РЖД делает ставку на социальную ответственность перед страной и людьми, сильную корпоративную культуру.
«С одной стороны, мы как ОАО должны генерировать прибыль, с другой стороны, как госкомпания, — обеспечивать стабильность перевозок, в т.ч. социально-значимых. Сложно конкурировать с частным бизнесом, который зачастую предлагает лучшие условия и быстрее реагирует на изменения внешней среды. Патриотизм является главной движущей силой: мы работаем для людей».
Екатерина Баранова, директор по коммуникациям «Ростех», отметила, что в различных подразделениях госкорпорации работает около 700 тысяч сотрудников. Одной из главных задач внутрикорпоративных коммуникаций в «Ростехе» является повышение уровня информирования коллектива на всех уровнях, а также развитие внутрикорпоративного обучения.
Антирабство. Время снять маски
Термин «человекоцентричность» на InterComm звучал чаще других. Он же стал основной темой разговора панельной дискуссии с элементами форсайт-сессии «Антирабство. Корпкультура для тех, кто в маске».
Модератор дискуссии — Павел Чигрин, директор департамента по развитию бренда работодателя и внутренних коммуникаций компании РУСАЛ.
Основные тезисы сессии:
- Промышленные предприятия — это не станки, технологические процессы и тонны продукции, а люди; внутрикорпоративная субкультура и человекоцентричность сегодня на первом месте.
- Приоритетное направление в работе — открытость и доверие к компании и руководству. Важно слушать и слышать сотрудников, так как это помогает достичь желаемых целей и делает работу более эффективной, а людей — вовлечёнными в процесс.
- Человек труда 2.0 — это звучит гордо!
«Необходимо давать достаточно, но не избыточно информации для сотрудников. Важны чувства единства, поддержки в части построения успешной карьеры, сохранение мотивации к работе. Необходим качественный контроль за каналами коммуникаций, а также адаптация контента — например, блока «Бизнес и люди» для различных каналов и ЦА»
«Люди не до конца верят в свои силы и в то, что в производственных компаниях много интересного внутри. Важно менять стереотипы при помощи современных инструментов коммуникаций, в том числе с помощью корпоративных Телеграм-каналов»
Дмитрий Лобач представил «Пирамиду вызовов», основными аспектами которой являются удержание персонала за счет повышения вовлеченности и лояльности.
Важными аспектами развития предприятия являются:
- Чувство сопричастности, нужности компании.
- Необходимо формировать культуру благодарности (она может проявляться в церемонии награждения сотрудников).
Школьники и комьюнити: привлечение и удержание
Как привлечь молодые кадры на промышленные предприятия? Сложный вопрос, который требует комплексного подхода. В компании «ФосАгро» решением стала профориентация со школьной скамьи.
Дмитрий Бородич, директор по персоналу и социальной политике ПАО «ФосАгро», отметил важность профориентационной работы. Он сообщил, что в компании с 2013 года реализуется образовательная модель «Школа — колледж / Университет — предприятие». С помощью программы работу нашли три тысячи студентов. «ФосАгро» также поддерживает шесть школ, в которых обучается свыше шести тысяч детей. Часть из них, несомненно, будущие сотрудники.
Не только привлечь, но и удержать молодежь!
Руководитель по развитию комьюнити Альфа-Банка София Кулик представила траекторию развития внутрикорпоративного комьюнити в банке с 2019 года по настоящее время.
- В 2019 году развитие комьюнити по умолчанию.
- В 2021–2022 годах приоритетом было сохранение контактов во время локдауна, специалисты работали больше на удержание сотрудников.
- В 2023–2024 годах наступило время развития талантов, которые влияют на развитие бизнеса. Для специалиста внутрикома наступает время поиска нестандартных решений.
Комьюнити:
- Как дополнительная ценность для сотрудника.
- Встречает сотрудника на всех этапах EJM.
- Проявляет идентичность бренда.
От лектория до библиотеки
Конференция прошла сразу на нескольких площадках Цифрового Делового Пространства. Главный зал был отведен под дискуссионные панели, а во втором зале прошел трек «Практика» — пространство для практической демонстрации кейсов и проектов. На конкретных примерах можно было увидеть, как работают коммуникационные каналы и инструменты внутрикома, узнать про первый онлайн-курс от Центра компетенций InterComm, а также познакомиться с нестандартными подходами к стандартным вакансиям и поговорить о плюсах и минусах удаленки.
Также в этот день можно было стать участником мастер-классов и дискуссий, всего за полчаса получить импульс к дальнейшему развитию и немного повернуть картину мира в собственном представлении.
В зоне «Библиотека» были представлены новейшие отраслевые издания и прошла автограф-сессия основателя проекта «Культура Счастья» Андрея Вербера.
В «Библиотеке» также был дан старт премии «Лучшая корпоративная книга – 2025», учредителем которого выступили организаторы InterComm при поддержке издательства МИФ.
«Мы гордимся тем, что нам удалось создать площадку, которая стала настоящим драйвером для развития индустрии. Из года в год мы видим, как сильно растёт уровень проектов, как сильно растёт уровень функций. И, конечно, мы видим, как развиваются, как растут непосредственно люди, которые к нам приходят. Наверное, это самое главное. Смотреть на них, любоваться их талантом и по мере сил поддерживать в их развитии. Ну а потом гордиться их результатами»