{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Офисы разработки в разных городах: как подружиться с местным IT-рынком

Приветствуем вас в блоге томского IT-сообщества! Здесь мы пишем об интересных кейсах и опыте томских IT-компаний по разработке и продвижению своих продуктов. А еще мы проводим медиаконференцию «Город IT 2020: продуктовый сезон», где будем обсуждать темы, которые будут затрагиваться в этом блоге. Больше информации о Городе IT 2020 можно найти тут.

Эта статья расскажет про опыт компании Sidenis по открытию офиса разработки в Томске. Передаём им слово.

Всем привет! Меня зовут Ирина Залозных, я руководитель обособленного подразделения международной группы компаний Sidenis в Томске.

Мы занимаемся разработкой и внедрением программного обеспечения для индустрии страхования и перестрахования. Параллельно с этим развиваем собственные продукты и сервисы. С нами сотрудничают такие лидеры отрасли, как Swiss Re (одна из крупнейших перестраховочных компаний в мире) и Allianz (крупнейшая немецкая страховая компания).

Всего в Sidenis сегодня более 200 сотрудников, так или иначе связанных с IT. Это разработчики, QA-инженеры, DevOps’ы, инженеры службы поддержки, бизнес-аналитики, UI/UX дизайнеры, математики, Data Engineers.

В этой статье я расскажу о нашем опыте открытия центров разработки в разных городах: с какими трудностями мы столкнулись и как приспосабливались к особенностям местных рынков труда. Также поделюсь лайфхаками о том, как организовать работу удаленного подразделения, мотивировать сотрудников и подружиться с местным сообществом.

Поехали!

С чего все начиналось

Наша история начинается с 1995 года, когда в Цюрихе открылся первый офис компании. Через три года мы начали работать в России.

Начиная с 2016 года, чтобы поддержать темпы роста, мы начали открывать центры разработки в других городах. И сегодня, помимо Санкт-Петербурга, у нас два дополнительных офиса — в Томске и Калининграде.

Как мы выбрали Томск?

Открытие офиса разработки в Калининграде выглядит логичным. Например, часовой пояс там тот же, что в Цюрихе. Это делает взаимодействие с нашими коллегами из Швейцарии очень удобным. Чего не скажешь про Томск с его четырехчасовой разницей с Питером и пятичасовой — с Калининградом. Но у Томска есть масса своих плюсов, которые повлияли на наше решение открыть офис в этом сибирском городе.

Томск был выбран как город, где много сильных образовательных заведений, готовящих кадры для IT-отрасли. Ежегодно они выпускают более тысячи специалистов. Помимо этого, он привлек нашего генерального директора своей историей и архитектурой (Томск справедливо называют Сибирским Петербургом), а еще, как ни парадоксально, климатом. Например, количество солнечных дней у нас куда больше, чем в Петербурге.

Кроме того, нам импонировала благоприятная среда для ведения IT-бизнеса. В Томске более сотни IT-компаний, достаточно активное местное IT-сообщество.

Также плюсы Томска (как и Калининграда) в том, что это не города-миллионники, и расходы на работу офиса могут быть намного меньше: речь о стоимости аренды, коммунальных платежах и прочих сопутствующих расходах.

Открытие офиса и первые сложности

С момента принятия решения о запуске офиса в Томске и до его открытия прошло около полугода. Мы не были связаны какими-то ограничениями, скорее, это был вопрос мотивации, ресурсов и возможностей. Первые сотрудники были наняты с помощью кадрового агентства и коллег из питерского офиса. Позже, когда я пришла в томский офис в роли HR-менеджера, мы сами занялись наймом и развитием офиса.

Выйдя на местный рынок труда, мы столкнулись с неожиданной проблемой. Если в Петербурге соискатели уже знали про нас, то в Томске нас еще никто не знал. Здесь многие воспринимали Sidenis как стартап или noname компанию, переход в которую казался непривлекательным.

Чтобы решить эту проблему, сразу после открытия филиала мы стали активно развивать наш HR-бренд локально: участвовали в межрегиональных IT-конференциях, создавали промоматериалы, активно использовали реферальную систему, старались встречаться с максимально возможным числом соискателей очно, чтобы сформировать позитивный имидж и доверие. Сейчас большинство этапов отбора проводятся онлайн (и началось это задолго до пандемии).

У нас не было наполеоновских планов, чтобы в первый год набрать сотню сотрудников. Наши требования к отбору есть и остаются довольно высокими для томского рынка труда (в том числе обязательно владение английским языком для всех специалистов). Поэтому на первых порах мы знакомились с рынком труда, выстраивали долгосрочные отношения с соискателями, что позволило в довольно комфортном для всех режиме развивать офис.

Также мы долго не могли найти подходящий бизнес-центра для аренды офиса. Сменив несколько помещений в первые месяцы, в конце концов мы нашли хороший вариант в центре города. Сейчас наш офис имеет площадь около тысячи «квадратов». При его проектировании сразу учитывались пожелания сотрудников и амбиции на дальнейший рост. Сегодня, если собрать всех в офисе, мы займем только половину рабочих мест.

Томский филиал сегодня

Несмотря на то, что наш бренд поначалу мало кто знал, нам на руку сыграл достаточно большой рынок труда Томска. Благодаря упорной и постоянной работе с IT-рынком Томска в незнакомую местным айтишникам компанию удалось набрать первых сотрудников: соискатели привыкали к нам, открывали для себя возможности, которые могли реализовать у нас. А когда начала давать плоды стратегия продвижения HR-бренда, дела с наймом пошли еще лучше. На текущий момент в штате томского офиса 70 человек, прирост по численности в год примерно на 10-15 человек.

Одним из удивительных фактов стало то, что иногда в Томске проще найти более узкоспециализированных специалистов, чем даже в Питере. Поясню на примере одного из наших продуктов Actus — это инструмент для актуариев страховых и перестраховочных компаний. Для разработки подобных сервисов требуются специальные знания и понимание особенностей работы пользователей. И наш томский коллега сейчас готовится к сдаче квалификационного экзамена для актуариев, проводимого Центробанком. Там есть и финансовая математика, и актуарные расчеты, и теория риска. В итоге подобный специалист будет только в томском филиале.

Когда офис только открылся, количество проектов было небольшое, но по мере численного увеличения сотрудников вверенных проектов становилось больше. Все это создавало новые возможности для внутренней ротации сотрудников и их карьерного развития.

Сейчас по функционалу томский офис ничем не отличается от центров в других городах. Мы ведем разработку для 14 проектов. Команды, в основном, распределенные, однако у пяти проектов они целиком состоят из томичей. Большинство проектов — это заказная разработка, однако в продуктовой мы тоже участвуем.

Ниже мы расскажем про первый проект по созданию продукта, в котором принимали участие наши томские коллеги.

РискМаркет: что это и как работает

РискМаркет — онлайн-сервис подбора и оформления страховок для разных случаев и жизненных ситуаций. Он позволяет сравнивать и покупать онлайн-страховки множества российских страховых компаний.

Как это работает? Сервис помогает пользователям правильно сформулировать запрос для расчета страховки. Отправляет его сразу в несколько страховых компаний. В течение пары минут получает ответы и формирует список подходящих вариантов с актуальными ценами. При этом для оформления и оплаты полиса пользователю не надо вновь переходить на сайты страховщиков — это можно сделать здесь же, на РискМаркете, с помощью простого интерфейса.

На сервисе реализована онлайн-оплата самыми распространенными способами (банковские карты, инвойсинг банков — Сбербанк Онлайн, Альфа Клик и т. д., электронные деньги, Apple Pay, Google Pay). В процессе оплаты пользователь также остается на РискМаркете, без лишних переходов на платежные сайты (кроме ОСАГО).

Полис оформляется в базе страховой компании, поэтому страховщик моментально узнает о принятом риске, что гарантирует пользователю официальность сделки. Готовый полис высылается на электронную почту клиента. Личный кабинет пользователя, кроме хранения страховок, решает проблему контроля окончания их сроков и продления. За несколько дней до завершения сервис отправляет письмо с напоминанием и предложением о продлении полиса. Если пользователь соглашается, он сразу перенаправляется на оплату, что сильно упрощает процедуру страхования на новый срок.

С технической точки зрения, РискМаркет — это веб-приложение, доступное на большом количестве устройств. Оно состоит из двух частей: пользовательский интерфейс — фронтенд, или веб-сайт, с которым напрямую взаимодействует пользователь; и программно-аппаратная часть — бэкенд, отвечающий за хранение информации и предоставление ее пользователю.

Фронтенд имеет две версии: полную (десктопную) и мобильную. Десктопная версия предназначена для устройств с большим экраном и предоставляет максимальный функционал работы с сервисом. Мобильная версия адаптирована для устройств с маленьким экраном и тач-устройств, в которых управление производится пальцем (смартфоны, планшеты и т.д.).

Фронтенд представляет собой одностраничное приложение, разработанное с использованием Vue.js. Это решение позволяет реализовать богатый функционал приложения (динамические поисковые формы, обновления только нужной информации без перезагрузки страницы и др.) и, соответственно, улучшить восприятие и повысить качество взаимодействия пользователя с приложением по сравнению со статическими сайтами.

Однако подобное решение вызвало трудности с ранжированием сайта поисковыми роботами, поэтому для правильного позиционирования контента и индексации в поисковых системах был разработан специальный SEO-модуль, который успешно решает эту задачу. Данный модуль является частью бэкенда.

В целом, РискМаркет построен на основе микросервисной архитектуры. Для каждого страховщика предусмотрен отдельный адаптер, обменивающийся с сервисом расчетов сообщениями, что позволяет показать пользователю первые результаты сразу после старта расчета, то есть после нажатия на кнопку «Рассчитать». Это также гарантирует наличие поисковой выдачи, даже если часть сервисов страховщиков недоступна. Взаимодействие напрямую с API страховых компаний позволяет гарантировать актуальность цены на момент получения предложений.

Система работает на платформе Yandex Cloud в Yandex Managed Service for Kubernetes, гарантирующим высокий уровень обслуживания и доступности сервиса (SLA 99,9%). Для удобства и простоты использования РискМаркета для оформления страховых полисов клиенты могут использовать свои аккаунты в Google, VK и Facebook.

РискМаркет уже ведет операционную деятельность. Сервис доступен на доменах riskmarket.ru (десктопная версия) и m.riskmarket.ru (мобильная версия). Выполнено множество интеграций со страховыми компаниями «Ингосстрах», «АльфаСтрахование», «Альянс», «Сбербанк Страхование» и многими другими. Сейчас можно купить страховки в разделах «Путешествия», «Спорт», «Дети», «ОСАГО», «Недвижимость, «Антиклещ».

Над сервисом работает распределенная команда из Калининграда, Санкт-Петербурга и Томска. Томские ребята принимают активное участие в решении многих задач. Например, интеграция с «Ингосстрахом» полностью выполнена нами. Значительная часть дизайнерских находок нашла отражение в сегодняшних экранах сервиса.

Поиск сотрудников. Локальные особенности

В целом HR-процессы во всех офисах одинаковы. Однако в регионах специфика рынка труда отличается, чего нельзя не учитывать. Например, Питер и Калининград более привлекательны для релокации у соискателей, нежели Томск. Поэтому здесь мы больше работаем с локальным рынком труда, хотя сегодня и в томском офисе работает несколько сотрудников, переехавших из других городов (Новосибирска и Владивостока).

Именно на базе томского подразделения мы запустили проект «Академия Сидениса», направленный на подготовку молодых специалистов, не имеющих опыта в коммерческой разработке. Этот вид стажировки мы практикуем с 2018 года, проведено уже семь обучающих программ по направлениям Frontend-разработка, Java-разработка, QA и DevOps. Обучение интернов проходит в мини-группах (пять-шесть человек). Помимо теоретического материала, ребята выполняют практические задания, а также изучают английский язык.

Стажировка длится три месяца при условии полной занятости стажеров, на период обучения ребятам выплачивается «стипендия». После стажировки около 60% стажеров остаются в штате компании, переходя на junior-позиции.

Также мы активно участвуем в IT-мероприятиях в целом по Сибири в сравнении с коллегами из других офисов. До пандемии мы регулярно проводили офлайн-митапы на разные технические темы (в том числе с привлечением внешних спикеров) и вернем эту практику, когда эпидситуация позволит.

При закрытии вакансий мы используем активный поиск, применяем сорсинговые технологии, выстраиваем длительные контакты с соискателями. У нас есть несколько сотрудников, которые не смогли попасть в компанию с первого раза (не хватало технических компетенций), но появлялась лояльность к компании и желание в ней работать. После этого они «подтягивали» знания и навыки и, придя на второй круг отбора через полгода-год, уже успешно проходили его и становились частью команды.

В отличие от многих других IT-компаний, мы не принимаем на работу и на практику студентов из вузов и ссузов, которые еще не завершили обучение. Погружение в нашу предметную область и в проект займут у новичка несколько месяцев, а практика обычно длится меньше. Такое сотрудничество не принесет ощутимой пользы нам и не позволит студенту получить важные компетенции за столь короткий период.

Формат стажировок есть, но обычно они проводится один-два раза в год и имеют ограниченные сроки.

Конечно, мы смотрим на то, что происходит в других компаниях, изучаем, какие проекты и идеи внедряются, но отталкиваемся в первую очередь от собственных потребностей и целей, а не от того, что в моде или что есть у большинства.

У нас довольно широкий социальный пакет: компенсация занятий спортом; оплата профессионального обучения — курсы, семинары, книги и т. п.; возможность апгрейда рабочего места, а в период пандемии — создания рабочего места дома; оплата полиса ДМС для родственника; оплата профессиональных сертификаций; занятия по английскому и немецкому языкам; ДМС с широким покрытием рисков. И этот пакет не особо изменился за прошедшее время, поэтому все имеющиеся в компании «плюшки» были доступны томским сотрудникам с момента их трудоустройства.

Да, у нас не сразу появился текущий офис, отличающийся удобством и комфортом, но это было связано исключительно с моментом развития томского подразделения. Бонусы, которые есть у сотрудников, были и остаются равными во всем офисах компании.

Проблемы удержания сотрудников

Основная причина увольнений из томского офиса — это релокация сотрудников в столицы и другие страны. Единицы переходят в другие IT-компании Томска. Чаще всего переезды связаны с климатом, невозможностью полноценно путешествовать по миру, доступностью товаров, услуг, развлечений, а также с покупкой качественного современного жилья. И, конечно, влияют амбиции, которые хочется применить, работая в российских и мировых «гигантах» IT-отрасли.

Со своей стороны мы создаем рабочие места, соблюдаем трудовое законодательство, создаем хорошие условия для работы, обеспечиваем интересными задачами, высоко оплачиваем труд сотрудников, однако решить имеющиеся социальные проблемы города мы пока не в силах. Имеются в виду инфраструктурные проблемы, получение качественного образования, медобслуживания, трудности с получением мест в детских садах и пр. Именно решение этих проблем может сильно повлиять на удержание молодых и квалифицированных IT-кадров в Томске.

В этом году коэффициент текучки кадров в томском подразделении составляет 10%, что является нормальным для IT-отрасли. Но прошлый год был «богат» на увольнения. К сожалению, от нас ушли, уехав в другие регионы, 13 человек, и коэффициент текучки кадров составил 30%. В качестве новых стран для проживания ребята выбрали Германию, Польшу, Чехию, несколько человек переехали в Москву и Питер. Средний срок работы в томском офисе составляет около двух лет, что хорошо для IT-отрасли, но, конечно, хочется его увеличить.

В головной офис мы готовы релоцировать только ребят с грейдом Senior, но пока такой случай был один. Однако надо понимать, что при открытии томского офиса у нас не было цели создать «ступени» томичам для переезда в Питер. Мы заинтересованы в развитии и расширении именно томского офиса и удержании сотрудников здесь, создавая хорошие условия для работы и жизни, насколько это зависит от нас.

Работа с местным сообществом

В силу узкой профессиональной ниши у нас нет совместных проектов с томскими IT-компаниями. Возможно, нас недолюбливают компании, из которых сотрудники переходили к нам, но рынок труда — это свободный рынок. Куда важнее, чтобы люди, находясь в Томске, имели возможности для карьеры и профессионального развития, а не уезжали из региона.

На наш взгляд, очень важно делать вклад в то сообщество, которое ты представляешь. Хочется, чтобы Томск не воспринимался как провинция, в которой нет возможностей для самореализации, роста, развития и хорошего заработка. Мы убеждены: живя здесь, можно делать крутые вещи, реализовывать потенциал, профессионально расти и при этом чувствовать себя востребованным и ценным специалистом.

Мы активно участвуем в профильных IT-мероприятиях, проводим митапы, открывали коворкинг-центр для айтишников (но в этом году закрыли из-за увеличения штата), участвуем в профориентационных проектах для школьников и студентов; состоим в партнерским отношениях с учебными заведениями и центрами профподготовки.

Наш пример показывает, что открытие местного филиала сделало нас немного томской компанией. И в наших интересах, чтобы в городе оставались квалифицированные кадры.

Взаимодействие подразделений

Самый больной вопрос в компаниях с разноудаленными офисами разработки — их взаимодействие друг с другом и с клиентами.

Безусловно, питерский офис считается головным. Там юридический адрес компании, генеральный директор, и по численности он самый большой. Но по уровню выполняемых задач все офисы находятся в одинаковой ситуации. Очень многие наши проекты состоят из нескольких команд и бывает так, что томская команда является лидирующей по проекту.

Команды проектов распределенные, в них работают ребята из разных наших офисов. В силу временной разницы с Питером (четыре часа) и Цюрихом (пять-шесть часов, в зависимости от времени года) большинство ребят в томском офисе начинают рабочий день не в 09:00, а в интервале с 10:00 до 11:00 (по томскому времени). В целом в компании используется «плоская» структура управления, по принципу «бирюзовых» организаций.

Работают команды по scrum-методологии, то есть по принципу самоорганизации. Мы создаем условия, чтобы они могли самостоятельно принимать большинство решений, связанных с их деятельностью. Помогает им (особенно в начале работы или при смене большинства членов в одной команде) наш сертифицированный agile-коуч Виктор Климов. Он работает в нашем питерском офисе, но регулярно проводит удаленное обучение для команд, scrum-мастеров и подключается к решению спорных вопросов.

В каждой команде есть scrum-мастер, эту роль берет на себя кто-то из членов команды, это не отдельно взятый человек. Его зона ответственности — поддержание процесса разработки в соответствии со scrum-методологией. В командах нет роли teamlead или project manager. Каждая команда многое решает самостоятельно, выстраивает взаимодействия с заказчиком и, конечно, участвует в подборе новых членов.

Планы томского офиса

Безусловно, мы заинтересованы в развитии томского подразделения. Через пару лет в плане численности хочется видеть офис в Сибири не меньше, чем в Питере (это около 140 человек). По-прежнему планируем наращивать профессиональную экспертизу в отрасли страхования и перестрахования.

Если у компании появятся проекты для заказчиков из азиатских стран, то с учетом схожих тайм-зон работать в них будут томичи. Также в планах у Sidenis более активно работать с российскими страховыми компаниями, часть таких проектов обязательно будет передана в Томск.

0
76 комментариев
Написать комментарий...
Игорь Резник

Имел опыт работы в данной компании, что могу сказать обычный бодишоп, отношение соответствующее, иногда возникает ощущение что проект закроется и вовремя другой тебе не дадут, зачастую просят открыть ИП.
Столы в офисе и вправду не самые удобные.
Впринципе для Томска очень даже неплохо, но в рамках рынка на текущий момент зарплаты не самые высокие. Если рассматривать как трамплин для дальнейшего старта то очень даже зайдет.
На текущий момент перебрался в МСК на зп примерно х2 от той что была в Sidenis.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Залозных

Игорь, вероятно, вы нас с кем-то перепутали? Я работаю в Томском офисе с самого начала его деятельности, мы никого ни разу не просили открывать ИП, полностью соблюдаем ТК РФ и оформляем отношения с наемными работниками соответственно.

Если ваши ФИО указаны в профиле верно, вы никогда не работали у нас.

З/п в Москве выше Томских, с этим спорить или "состязаться" было бы глупо.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Хозяин

какая вилка зарплат для разрабов?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Залозных

Споров по поводу того хороши опен-спейсы или нет, много, мы для себя сделали выбор в пользу опен-спейса, а не кабинетной рассадки. Потому как городить перегородки в опен-спейсе какой смысл, можно тогда уж и стены сделать и разделить всех по кабинетам :)

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Анна Пугачёва

Грустно немного офис без ребят выглядит: у нас люди очень классные и интересные работают, мы вместе собираемся бегать, играть в волейбол, на Алтай в поход частью команды сгоняли летом два раза, у нас очень хорошо🖤

Ответить
Развернуть ветку
Хозяин

За годы у меня выработалась эвристика:
Когда организация пытается продать отличных коллег, дружбу и совместные нерабочие активности с ними - это всегда попахивает говном.
Хорошие коллеги и дружба - это прекрасно, но это не заслуга организации.

Есть ещё одна эвристика:
"У нас очень хорошо работать и у нас нет мудаков" - такие резкие формулировки являются тревожным звоночком. Завтра мудаком легко могут объявить тебя.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Alex Ondre

Вас Ирина в заложниках держит? 😃

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Как подружиться с местным IT-рынком:
1. Приходите
2. Даете на +30-50-100 (в зависимости от)
3. Всё

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Да вообще изи. А они тут начинают бренд пиарить, участвовать в конференциях, биллборды заказывать. Лучше бы зарплату в вакансих поднимали.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Valentin Dombrovsky
 Открытие офиса разработки в Калининграде выглядит логичным. Например, часовой пояс там тот же, что в Цюрихе.

Час разницы, если быть точным.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Nenashev

Опен-спейс? Ужасно...

"В головной офис мы готовы релоцировать только ребят с грейдом Senior, но пока такой случай был один. Однако надо понимать, что при открытии томского офиса у нас не было цели создать «ступени» томичам для переезда в Питер. Мы заинтересованы в развитии и расширении именно томского офиса и удержании сотрудников здесь, создавая хорошие условия для работы и жизни, насколько это зависит от нас."

Понятно... пытаетесь просто сэкономить на зарплате и аренде.. увы, у меня для вас плохие новости: в связи с повальным переходом компаний на удаленку зарплаты придется повышать..

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Можно уволиться из томского офиса и устроиться на удалёнку в питерский на зарплату в три-четрые раза больше. Гы. Я сам и много знакомых уже повыпиливались с местных галер на удалёнку. Зарплаты в локальных формошлёпных офисах год назад были 30-50 дня сеньоров (это не шутка), притом всё в серую. Ззарплата на удалёнке белая под 200. Лол)

Ответить
Развернуть ветку
73 комментария
Раскрывать всегда