Электро самолёт
Философия Стива Джобса
iPhone 16e
Nothing Phone 3a
Оживление фото LumaAI
Велосипед Mercedes
Робота научили делать сальто
Grok vs ChatGPT vs Claude
Генерация видео от Google

12 когнитивных искажений, мешающих менеджерам и предпринимателям принимать верные решения

Наш мозг постоянно стремится оптимизировать ресурсы и упрощать процесс принятия решений, особенно в условиях нехватки информации.

Некоторые когнитивные искажения дорого обходятся. Хотя избавиться от них полностью невозможно, знание о том, как они работают, помогает избежать ловушек мозга.

В этом материале рассмотрим 12 когнитивных искажений, которые могут стать препятствием в бизнесе.

Привет! Я Александр Пинаев, директор компании Verba Group, строю IT-компанию Vimble с амбициями, и мой первый шаг к крупной компании – это услуги парсинга и базы данных.

1. Эффект Земмельвейса

Мы с трудом принимаем новые факты, если они противоречат нашему устоявшемуся мнению или нормам. Чем сильнее мы уверены в своей точке зрения, тем труднее нам воспринимать альтернативные идеи. В итоге мы игнорируем ценную информацию и замедляем прогресс.

2. Склонность к подтверждению своей точки зрения

Часто мы ищем только те данные, которые подтверждают нашу позицию. Чтобы принимать более обоснованные решения, важно активно искать не только подтверждающие факты, но и те, что опровергают нашу точку зрения.

3. Проклятие знания

Это искажение возникает, когда мы предполагаем, что другие обладают таким же уровнем знаний и опыта, как и мы. Например, менеджер может ожидать от нового сотрудника выполнения задач на том же уровне, что и от себя, а потом недоумевает, если коллега не справляется. Важно помнить, что у каждого человека свой уникальный опыт.

12 когнитивных искажений, мешающих менеджерам и предпринимателям принимать верные решения

4. Иллюзия контроля

Мы думаем, что результат зависит исключительно от наших действий и игнорируем влияние внешних факторов и непредвиденных обстоятельств. Это когнитивное искажение может привести к излишней самоуверенности и недооценке рисков.

5. Эффект фокусировки

Мы часто переоцениваем важность событий или фактов, которые нас сильно волнуют. Это приводит к ошибкам в принятии решений. Например, компании могут зацикливаться на временных трендах или негативных новостях и при этом игнорировать другие важные аспекты.

6. Стереотипизация

Понятно, что стереотипы – наша данность, которая упрощает восприятие огромного потока информации. Но они мешают анализировать ситуации. Важно развивать критическое мышление, чтобы не падать в эту ловушку в бизнесе.

12 когнитивных искажений, мешающих менеджерам и предпринимателям принимать верные решения

7. Искажение в сторону негатива

Негативные события влияют на нас сильнее. Из-за искажения нам тяжело приступить к какому-либо делу, легко упустить хорошие возможности, потому что мы считаем, что обречены на провал.

8. Ошибка планирования

Мы склонны делать слишком оптимистичные прогнозы о сроках выполнения задач. Всё из-за стремления закончить дело быстрее, из-за недостатка информации, нарушения логики, переоценки усилий. Важно создавать планы, учитывающие возможные риски и пространство для манёвра. Помните закон Мёрфи: «Если что-то может пойти не так, оно пойдёт не так».

9. Непринятие потерь

Человек воспринимает потери сильнее, чем выигрыши, из-за этого мы избегаем рисков и упускаем возможности. Такое поведение возникло в процессе эволюции, чтобы повысить шансы на выживание. Но в бизнесе это может привести к проблемам.

12 когнитивных искажений, мешающих менеджерам и предпринимателям принимать верные решения

10. Эффект владения

Эффект проявляется, когда человек ценит вещи, которыми уже владеет, даже если они не имеют ценности. Это касается и работы: бывает сложно убрать что-то из проекта, если мы вложили в это много усилий. Важно уметь анализировать работу и избавляться от лишнего.

11. Ошибка игрока

Мы склонны связывать случайные события, которые на самом деле не имеют связи. Например, если монета несколько раз выпала решкой, многие подумают, что в следующий раз будет орёл. Эта ошибка заставляет нас быть осторожными: если бизнес постоянно растёт, может показаться, что дальнейший рост невозможен.

12. Иллюзорная причинность

Когда человек воспринимает в качестве причины те факторы, которые на самом деле причиной не являются, это иллюзорная причинность. Её легко объяснить на примере жертвоприношений. Люди принесли жертву, пошёл дождь, люди восприняли это как причинно-следственную связь и продолжили делать жертвоприношения. Так и в бизнесе.

11
Начать дискуссию
Как когнитивные искажения мешают предпринимателям принимать правильные решения

В мире бизнеса точность принятия решений – это не просто навык, а необходимость. Но, как показывает Даниэль Канеман в книге "Думай медленно, решай быстро", наш разум не так рационален, как нам хотелось бы. Даже опытные предприниматели и инвесторы подвержены когнитивным искажениям, которые могут привести к ошибкам в стратегиях, переговорах и оценке…

реклама
разместить
Ошибки как вектор роста: Психология устойчивости и успеха в предпринимательской среде.

В мире бизнеса и предпринимательства ошибки неизбежны. Более того, они не просто допустимы — они являются частью процесса роста. Однако в обществе, где ошибки часто стигматизируются, успех возносится на пьедестал, собственники всегда оказываются в ловушке страховки перед крахом. Этот страх парализует, ограничивает принятие творческого мышления и ог…

Колонка Майкла Хакерби, Talon Outdoor для компании Accord
<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Foohmag.ru%2F2025%2F02%2F26%2Fkolonka-majkla-hakerbi-talon-outdoor-dlya-kompanii-accord%2F&postId=1835585" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Статья Майкла Хакерби, руководителя отдела по работе с клиентами Talon Outdoor.</a>
🔫 Как убить бизнес за 30 дней: 7 привычек, которые вредят каждому предпринимателю

Вы можете разрабатывать масштабные планы, ставить амбициозные цели и мечтать о росте бизнеса. Но иногда привычки, которые кажутся вам безобидными, тормозят развитие или даже разрушают компанию.

🔫 Как убить бизнес за 30 дней: 7 привычек, которые вредят каждому предпринимателю
11
Разбор частых ошибок: Топ-5 ошибок в стратегиях, которые мешают росту бизнеса

Привет, друзья! ✌ Сегодня хочу поделиться с вами историей, которая, думаю, найдёт отклик у многих из вас. Не так давно я столкнулся с трудностями в своём бизнесе и, даже не заметив, сделал ряд ошибок, от которых страдает не только мой проект, но и я, как его руководитель.
Итак, давайте вместе разберём эти ошибки и попробуем понять, как их избежать.
О…

Как обмануть мозг на пользу себе: удобные секреты когнитивных искажений
Как обмануть мозг на пользу себе: удобные секреты когнитивных искажений

Вы когда-нибудь ловили себя на мысли: «Да почему я снова принимаю нелогичное решение?» или «Неужели мой мозг так легко обвести вокруг пальца?» Спойлер: да, он иногда буквально подставляет вас, предлагая упрощённые, но не всегда верные решения. Однако, мы же тут все образованные. И придумали пару хаков.

55
Перформансы на стадионах с помощью телефонов

Привет, у меня есть пет проект/идея перформансов с помощью телефонов на стадионах

Признаки того, что предпринимателю пора к психологу

Есть очевидные причины пойти к психологу: выгорание, депрессивное или хроническое тревожное состояние, постоянное недовольство результатами своего бизнеса, состояние стресса.

22
11
[]