Робот-скульптор
Huawei Pura X
Pixar напрягся
Будни офиса Miro
Бонобо Канзи
Рабочее место для кота
Протесты против Маска
«Офису» — 20 лет
Ламба из картона
Дорожка для аквабега
Jaguar Type 00 в Париже
Xiaomi SU7 Ultra
Полёт над Луной
Автопилот Tesla на бездорожье
«Игровые» Google Maps

Лидерами рождаются или становятся? Откуда берутся управленцы и лидеры в IT

Всем привет! Я Константин Мовчан, руководитель аутстаффинг-направления в AGIMA. За годы работы в IT я встречал многих руководителей, которые рано или поздно упираются в один вопрос: «Что лучше: растить лидеров внутри команд или привлекать сильных специалистов с рынка?». На одной чаше весов долгое, но качественное развитие команды, на другой — быстрый и эффективный наём через внешние каналы.

Чтобы глубже разобраться в этой теме, я решил собрать вместе опыт AGIMA, коллег по рынку и советы известного исследователя и бизнес-тренера Алексея Кельина из разработанной им модели органичного лидерства. Описание модели нигде не публиковались ранее, так что контент уникальный.Эта статья точно будет полезна СТО, руководителям IT-департаментов, руководителям IT-рекрутмента, IT-лидам и CPO — всем, кто отвечает за управление и развитие команд в IT.

Лидерами рождаются или становятся? Откуда берутся управленцы и лидеры в IT

Как развивать лидеров внутри команды и где искать сильных управленцев

Мы стали замечать, что на рынке заказной разработки вокруг этой темы витает много мифов и незакрытых вопросов. Например:

  • Как вырастить лидера внутри IT-команды/отдела/департамента/компании и как его мотивировать.
  • В каких случаях эффективнее использовать аутстаффинг, где искать таких спецов и как их лучше нанимать.
  • Как отслеживать выгорание у руководителей и как помочь его избежать.
  • Какие стратегии помогут сделать управленческие решения более системными и человечными.

Чтобы «закрыть все гештальты» и резюмировать накопленный опыт, мы решили организовать офлайн-митап и обсудить все эти вопросы с коллегами по рынку.

На собственном опыте мы проверили, что только живое общение и обмен опытом помогают развиваться и двигаться вперед быстрее. Только за последний год мы провели более 15 митапов для почти 5000 участников. Каждый раз инсайты рождаются буквально на глазах, а участники уходят с таких встреч с важными выводами и практическими советами в стиле «бери и применяй».

1 ноября в московском офисе AGIMA собрались более 70 профессионалов, которые отвечают за управление и развитие команд в своих компаниях: это СТО, руководители IT-департаментов, IT-лиды и CPO из X5, Альфа-Банка, Рекитт Бенкизер, MOEX, Merlion и AGIMA.

В первой части встречи мы устроили дискуссионную панель с экспертами. Обсудили мотивацию руководителей, преимущества и ограничения лидерских стратегий и признаки вовлеченности и выгорания команд.

Сразу после прошел интерактивный воркшоп с Алексеем Кельиным, исследователем и бизнес-тренером. Гости митапа решали бизнес-кейсы, чтобы на практике проработать разные лидерские стратегии.

Одним из самых важных открытий вечера стал доклад Алексея. Вместе с коллегой Владиславом Завадским, ведущим российским экспертом по сложным продажам, они с 2016 проводят исследование о том, как руководителю найти такой органичный для себя подход к лидерству, чтобы, сберегая своих сотрудников от выгорания, не выгореть самому.

На основе исследования появилась их авторская модель органичного лидерства. Делюсь с вами ее главными тезисами.

Модель органичного лидерства: как руководителю не выгорать и уберечь от этого свою команду

Одной из отправных точек исследования Алексея стала простая идея: как создать команду, в которой есть вовлеченность и нет выгорания. По сути, об этом и пойдет речь в статье.

Но сперва пару слов о самом Алексее:

Алексей Кельин — исследователь и бизнес-тренер, работает в области лидерства, мышления, экспертных переговоров и продаж. В этом году у него юбилей в профессии — 25 лет. Алексей систематизирует опыт экспертов и помогает другим добиваться большего, опираясь на проверенные практики. Работал с компаниями из разных сфер, в том числе с IT.

Как бизнес-тренер, Алексей часто сталкивается с запросами от компаний, которые хотят повысить эффективность сотрудников, особенно руководителей. Один из распространенных запросов — как помочь сотрудникам стать более проактивными, инициативными и вовлеченными в рабочие процессы. Но проблема в том, что это не просто набор навыков, а результат внутренних изменений, прежде всего — вовлеченности сотрудников.

Что такое вовлеченность и как она влияет на выгорание

Вовлеченность — это не про сверхурочную работу. Это готовность делать больше, чем договаривались, стремление превзойти ожидания.

Противоположностью вовлеченности является выгорание — состояние, при котором сотрудники теряют интерес к работе и мотивацию. Многие исследования показывают, что одна из ключевых причин выгорания — неясная коммуникация со стороны руководства. Когда задачи ставятся без объяснения или они не увязываются с общей целью, это снижает инициативность и вовлеченность сотрудников.

Почему выгорают даже руководители

С причинами выгорания сотрудников разобрались. Как правило, его источник — в неверном управлении руководителя. Но почему выгорают сами руководители?

Лидерами рождаются или становятся? Откуда берутся управленцы и лидеры в IT

В исследовании Алексея есть три простых параметра, чтобы определить, что руководитель делает всё правильно и хорошо. Заметьте, что все они связаны с управлением временем:

  • У него есть время на планирование. От 25% до 50% рабочего времени уходит на стратегические задачи.
  • Он высвобождает рабочее время, то есть сокращает нагрузку за счет систематизации, автоматизации и организации самостоятельной работы команды.
  • Может уйти в отпуск и не выходить на связь. Если команда работает без постоянного вмешательства, значит, управление построено грамотно.

Делаем вывод, что одним из ключевых результатов вовлеченности сотрудников является способность руководителя освобождать свое время. Когда у него есть время на стратегические задачи, он может направлять усилия на развитие команды и поддержку вовлеченности. Чем меньше времени руководитель тратит на текучку, тем выше вероятность, что его команда вовлечена и готова работать на опережение.

Как выбрать подходящую вам стратегию лидерства

Тут важно понимать, что не существует универсального подхода. Каждый руководитель сталкивается с базовым внутренним противоречием: с одной стороны, он хочет быть собой, а с другой — должен делать то, что требует его роль. Это противоречие порождает стресс и сомнения, особенно когда требуется принять трудные решения, например уволить сотрудника.

Универсального рецепта лидерства не существует. Но у каждого есть свой стиль, который зависит от личных предпочтений и характера. Например, один руководитель может блестяще мотивировать свою команду, в то время как другой лучше управляет процессами и контролирует задачи. Стратегии лидерства могут быть адаптированы под личные сильные стороны, и важно выбрать ту, которая будет органичной для вас.

Органичное лидерство: разные стили — разные результаты

Внутреннее противоречие руководителей «быть собой vs. делать то, что надо сделать» Алексей предлагает разрешить минимум четырьмя способами. При этом, они делятся не на «правильные» и «неправильные», а на «органично подходящие конкретному руководителю» и «не подходящие».

Отсюда и произрастает название этой системы — «Модель органичного лидерства». Авторы утверждают, что ею можно вылечить даже синдром самозванца :)

Модель предлагает четыре базовых стратегии лидерства:

Лидерами рождаются или становятся? Откуда берутся управленцы и лидеры в IT

1. Капитан

Капитан заботится о своих сотрудниках и создает для них комфортную среду. Этот стиль часто сопровождается личным участием в делах команды, а также стремлением защищать ее от внешних стрессов. Он поддерживает высокую лояльность сотрудников, эффективен в кризисных ситуациях, где нужна сильная рука. Капитан воспринимает свою роль как защитника своих людей, и это может создавать очень крепкие связи с командой, если он не перегибает палку.

Темная сторона. Если Капитан становится слишком авторитарным, он может превратиться в Тирана или Самодура. Это приводит к постоянному контролю, принуждению и давлению на сотрудников.

2. Опекун

Опекун делает акцент на развитии сотрудников, раскрывает их потенциал и мотивирует через поддержку. Помогает росту и развитию членов команды, формирует доверительную атмосферу и укрепляет долгосрочные связи между сотрудниками и компанией.

Темная сторона. Опекун может уйти в гиперопеку и превратиться в Наседку. Тогда начинается «подрезание крыльев» и чрезмерное вмешательство в каждый шаг сотрудников. У них, в свою очередь, снижается самостоятельность и развивается зависимость от Наседки.

3. Координатор

Координатор мастерски умеет подбирать людей под конкретные задачи. Такой лидер минимизирует вмешательство в повседневные дела сотрудников. Он не будет тратить время на их личное развитие, как Опекун или Капитан. Он направляет силы на поиск правильного человека, а потом просто не мешает ему работать.

Темная сторона. Координатор может стать Манипулятором, который использует людей как ресурсы и игнорирует их потребности.

4. Регулятор

Регулятор — этот тот, кто работает по четким договоренностям и правилам. Прежде всего ему важна стабильность и порядок. Такой подход эффективен в высокорисковых отраслях, потому что дает предсказуемость и минимизирует вероятность ошибок благодаря строгим стандартам.

Темная сторона. Регулятор может стать Бюрократом или Формалистом, который упрощает всё до жестких правил, игнорирует человеческий фактор и ценность личной вовлеченности.

Важно отметить, что эти базовые стратегии не делятся на «правильные» или «неправильные». В каждой из них можно достичь выдающейся вовлеченности команды.

Разные базовые стратегии лидерства — это разные подходы к формированию условий для возникновения вовлеченности. Каждый из руководителей может пользоваться любой из стратегий. Вопрос только в цене этого пользования: в органичной для себя — руководитель дольше протянет без выгорания, в неорганичной — нужно будет дольше восстанавливаться.

Эффективность лидера зависит не от стратегии как таковой, а от того, насколько он для себя ее принял и продолжает развивать.

Как связаны стратегии лидерства с вовлеченностью и выгоранием

Если руководитель вынужден долго работать в стиле, который ему не органичен, это может привести к выгоранию. Например, Регулятор, которому нужно проявлять заботу и работать с людьми как Опекуну, может чувствовать, что теряет энергию и мотивацию. Это может привести к переходу на темную сторону, что еще больше снизит вовлеченность сотрудников.

Для гармоничной работы важно, чтобы у руководителя были навыки работы с различными подходами, а также способность адаптироваться под ситуацию. В идеале руководитель должен уметь интегрировать несколько стратегий в своей работе. Например, если вы Регулятор, вам будет полезно развить в себе навыки Координатора, чтобы лучше управлять командой и учитывать человеческие особенности.

Как AGIMA помогает закрывать потребность в управленцах с лидерскими компетенциями

Чтобы быть эффективным руководителем в IT недостаточно иметь только соответствующие хард-скиллы. Нужны и софт-скиллы: например, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, способность принимать управленческие решения и т. д. Осознавая это, мы не только нанимаем и развиваем сильных лидеров внутри своей компании, но и интегрируем таких управленцев вместе с командой заказчику или передаем как самостоятельную единицу в уже готовую команду. Там они берут на себя ключевые задачи, управление процессами, проектами и командой.

Скептикам такой подход — брать IT-лидов или тимлидов на стороне — может показаться рискованным. Но практика доказывает обратное. Наши IT-управленцы часто занимают ключевые роли у заказчиков и помогают достигать бизнес-целей, управляя как внутренними специалистами, так и привлеченными. И это не просто поддержка или выполнение задач, а реальная работа на результат и благо компании заказчика. Это глубокая интеграция, при которой эксперты AGIMA становятся неотъемлемой частью проектов и продуктов клиента, усиливая их и ускоряя достижение бизнес-целей.

Такой подход помогает решать сложные задачи, сохраняя вовлеченность и мотивацию всех участников процесса. Мы видим, как грамотное управление влияет на результат, и рады быть частью изменений, которые действительно работают.

Узнать подробнее, как работает аутстаффинг в AGIMA, можно на отдельном лендинге.

А за анонсами мероприятий в будущем году следите в нашем телеграм-канале. Обещаем много новых интересных встреч, пользы и еще больше приятного живого общения!

33
1 комментарий

Была на митапе, применяем схему Алексея, сотрудники стали меньше выгорать!

Как стать настоящим лидером? Советы начинающему руководителю. Часть 2
Как стать настоящим лидером? Советы начинающему руководителю. Часть 2
55
33
Кто-нибудь переживал процесс перехода на Agile? Как вы справились?

Уже 15 лет я помогаю организациям перейти на agile. И вот что я заметил: в компаниях, которые пытаются внедрить гибкие подходы самостоятельно, неизбежно повторяются одни и те же ошибки. Причём больше всего от них страдают именно сотрудники.

Кто-нибудь переживал процесс перехода на Agile? Как вы справились?
11
11
Роуминг в ЭДО: почему без него никак

Расскажем, что это такое, кто его оплачивает и как происходит настройка.

Роуминг в ЭДО: почему без него никак
11
IT-аутстаф в 2025: стагнация или новый рывок? Инсайды топ-менеджеров крупнейших компаний
IT-аутстаф в 2025: стагнация или новый рывок? Инсайды топ-менеджеров крупнейших компаний
2626
33
Как мы увеличили оборот услуг за год на 60% с помощью HR-стратегии

Привет! Я Руслан, основатель и CEO digital-агентства INET Studio. Сегодня расскажу о методах, благодаря которым сотрудники остаются с нами надолго. Эти практики помогают экономить бюджет и равномерно развивать компанию без скачков, на которые влияет кадровый голод.

Как мы увеличили оборот услуг за год на 60% с помощью HR-стратегии
1111
Признаки слабого руководителя

Это Рэй Крок — создатель империи Макдональдс. Именно он превратил одну забегаловку на Западном берегу США в самую известную сеть ресторанов в мире. Рэй говорил: «Качество лидера зависит от того, насколько высокие требования он предъявляет к самому себе».

Признаки слабого руководителя
🩸ЛУКОЙЛ — Налоги душат, квоты ОПЕК+ сдерживают, санкции давят. Как компания продолжает платить инвесторам и что ожидает в 2025? Анализ отчета

Потратил 100 млрд на байбек, раздал 14% дивидендов и накопил гору денег... и всё это на фоне падающей рентабельности. Что же делать инвесторам?

🩸ЛУКОЙЛ — Налоги душат, квоты ОПЕК+ сдерживают, санкции давят. Как компания продолжает платить инвесторам и что ожидает в 2025? Анализ отчета
1111
22
11
AI в проектной работе: умное управление командами

Привет! Я — Дмитрий Дудников, СЕО компании «Иневилс». Мы разрабатываем IT-решения, которые растут вместе с вашим бизнесом. Что помогает проектам и командам быть успешными и слаженными соответственно? Ответ прост — это эффективное управление. И с этим может помочь AI — сегодня расскажу, в чём именно помогают алгоритмы.

AI в проектной работе: умное управление командами
Самовоспроизводимая компания: масштабировать лидеров, чтобы развиваться

Я уверен, что для процветания любой компании ей нужен не просто руководитель, а лидер, который развивает те же качества у сотрудников. Расскажу, как я это делаю в своем холдинге.

Самовоспроизводимая компания: масштабировать лидеров, чтобы развиваться
77
11
11
11
реклама
разместить
Я тебе заплатил, ты мне тут всё и построй...
Я тебе заплатил, ты мне тут всё и построй...
33
Евангелисты бренда – тренд 2025 или слив бюджета для digital-агентств?

В мире digital-агентств конкуренция только набирает обороты: низкий порог входа порождает толпы фрилансеров, сбивающих клиентов дешевыми ценами. Как выделиться на фоне других и привлечь лидов, не снижая цены? Ответ может быть неожиданным — завести евангелиста.

Евангелисты бренда – тренд 2025 или слив бюджета для digital-агентств?
33
22
Когда внешний эксперт эффективнее внутренних опросов и собственных сотрудников?

Ситуации, где привлечение профессионального эксперта действительно меняет игру:

11