Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Исследование психологического состояния и удовлетворенности заработной платой специалистов по маркетингу в автобизнесе.

Меня зовут Решетов Виктор, и я уже более 7 лет работаю в автобизнесе, сейчас я занимаю должность директора по маркетингу в группе компаний «Автокласс» в г. Тула. В последнее время я все чаще сталкиваюсь с проблемой профессионального выгорания среди маркетологов в дилерских центрах. Это побудило меня глубже изучить данную тему и выявить основные причины такого состояния. В рамках исследования я разработал анонимный опрос, который позволил собрать мнения и отзывы специалистов из нашей сферы. Сам опросник находится тут.

Собирал данные в течение двух недель, начиная с конца января, в профильных Telegram-чатах и группах, посвященных маркетингу в автобизнесе. Это позволило минимизировать риски искажения данных и собрать максимально релевантную информацию. В опросе приняли участие более 200 маркетологов из разных регионов страны.

А теперь, к данным! Давайте попробуем составить портрет современного сотрудника отдела маркетинга.

Отдельная огромная благодарность ребятам из alexsab.ru, которые сделали всю необходимую инфографику из моих сырых данных.

Гендерный состав

Девушки в дилерском маркетинге всегда преобладали. Мое исследование в этом вопросе только подтвердило сложившийся стереотип. Я сделал срез по специалистам по маркетингу, бренд менеджерам и заместителям директора по маркетингу.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

А вот доля мужчин директоров по маркетингу уже повыше.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Профильное образование

Важно ли профильное образование в нашей профессии?

И да и нет.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

50,3% ( чуть больше половины) опрошенных не имеют высшего образования сфере рекламы, маркетинга или PR.

Стакан на половину полон или на половину пуст?

Лично я удивлен такому результату, я думал их гораздо больше, ведь чаще всего сотрудников обучают всем навыкам на месте и более важным фактором при найме является опыт, а профильное образование служит отличным бонусом.

Опыт работы

Преобладает сегмент со стажем работы “более 5 лет”. Опытные коллеги, которые застали еще ковидные ограничения, которым в этом в этом году как раз исполняется 5 лет.

Новичков на сегодняшний день не так много. Состав считаю опытным, даже сегмент со стажем работы 1-2 года. Там маркетологи уже поняли всю специфику работы и уже должны не удивляться и не реагировать остро на странные задачи по маркетингу от китайских дистрибьюторов.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Карьерный рост

81,1% руководителей (директоров и их заместителей) работают в дилерском маркетинге более 5 лет. Однако 7,5% сотрудников смогли достичь руководящих позиций значительно быстрее.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Нагрузка и многозадачность

Почти во всех чатах, в которые я прокидывал свой опрос, мне писали, что уже заполняли мой опросник в другом чате. Ведь это очень интересный нюанс.

Почти все китайские бренды свято верят в то, что маркетолог дилерского центра конкретного города N ведет, исключительно, их бренд и больше никакой другой. Все хотят себе отдельно выведенного маркетолога, а что мы имеем по факту? Тут я исключил из статистики заместителей директоров и директоров по маркетингу.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Более 80% маркетологов ведут 2 и более брендов, которые продают сегодня новые автомобили.

Экономия на рабочей силе, получается или маркетолог получает х2 по заработной плате?

Об этом как раз мы поговорим позже!

Сервис

Продвижение сервиса остается второстепенным направлением для маркетинга дилерских центров. 80,9% опрошенных отметили, что либо не занимаются этим, либо оно не является приоритетным.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

А что с зарплатами специалистов по маркетингу и бренд-мендежеров. В этом вопросе важен как гендер , так и географическая составляющая. Это может выглядеть, как теория заговора, но как показал мой опрос мужчины маркетологи получают в среднем больше, чем девушки. Давайте подробнее разберем зарплаты в отдельном блоке.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Для чистоты процесса я снова исключаю зам. директоров и директоров по маркетингу.

Самой популярной заработной платой у девушек оказался сегмент от 60 000 до 80 000 руб.

Обращаю внимание, 72,7 % девушек маркетологов ежемесячно получают зарплату менее 100 000 рублей, в отличии от мужчин, из которых 63,6% получают заработную плату выше 100 000 рублей.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Зарплаты директоров по маркетингу

У директоров по маркетингу финансовые показатели повыше. Тут я анализирую сразу мужчин и девушек.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Какого-то явного сегмента не преобладает. Но я отдельно посмотрел сегмент зарплат 210+ и я вам скажу , что там не так уж много москвичей, больше встречаются регионы, которые готовы платить специалистам выше.

Факторы влияния на зарплату

Причины, которые влияют на заработную плату. Тут можно было выбрать несколько ответов. Самыми популярными ответами стали : уровень компании и результаты работы.

Интересно что самым не популярным ответом стал “образование и квалификация”. Вспоминаем предыдущие ответы на вопросы выше. У нас почти 50% пришли в автобизнес с профильным образованием, а значит это не так уж сильно влияет на заработную плату в дальнейшем , как оказалось по мнение моих коллег.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Премии

Что с премиями в отделе маркетинга. Спойлер - их нет, ну почти нет.

У большей половины сотрудников она отсутствует полностью. Неприятная тенденция, ведущая к стагнации и отсутствию целей.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Если отбросить гендер и посмотреть географию зарплат, то оставляю ниже статистику по регионам. Листайте карусель

Психологическое состояние и мотивация маркетолога

А что с психологическим состоянием специалистов по маркетингу? В своей анкете я задал вопрос “Оцените, на сколько ваш вклад в работу важен для общего успеха компании. Как вы думаете? Оцените от 1 до 5” . И так, 87,4% маркетологов ответили , что оценивают свой вклад на 4 и выше балла из 5. Я очень горд , что маркетинг в действительности понимает вклад и оценивает его именно так, это очень амбициозно и смело.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Мотивация в работе

Какова основная мотивация в работе у современного специалиста по маркетингу? Тут должность не важна, смотрю сразу по всем.

В моем опросе можно было выбрать несколько вариантов ответов. Все возможные варианты ответа ниже:

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

И так, самая важная мотивация в работе для маркетологов это финансовая стабильность. Этот вариант выбрало 74% опрошенных. А также интересные задачи 66,1% , с которыми ежедневно сталкиваются специалисты, а также обучение и развитие выбрал каждый второй человек.

Влияние и возможность социального взаимодействия с кем-либо - две самых непопулярных мотивации в работе у современного маркетолога.

Аналитика остальных ответов ниже в графике.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Текущая ситуация на рынке труда

А вот , на что необходимо обратить внимание большинству работодателей.

В настоящее время 53% специалистов по маркетингу открыты к предложениям от других компаний, что означает, что каждый второй специалист рассматривает возможность смены места работы именно сейчас. Это свидетельствует о высокой текучести кадров и неудовлетворенности условиями работы.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Кроме того, 25,9% сотрудников не задумываются о своем будущем в текущей компании. Это, на мой взгляд, скорее негативный сигнал, чем положительный, особенно учитывая наличие двух более оптимистичных ответов: «полностью доволен работой» и «планирую работать здесь долго» — однако эти варианты не получили широкой поддержки среди моих коллег.

Потенциально сейчас на рынке каждый второй маркетолог ищет новое место работы, так как им не хватает финансовой стабильности и интересных задач, а также обучения и развития, если делать отсылку к моему вопросу про мотивацию.

Это все-таки исследование, поэтому я попробовал вывести некоторые закономерности с помощью перекрестных сравнений ответов на разные вопросы.

Давайте посмотрим заработную плату маркетологов и их эмоциональное состояние на сегодня.

Меня интересуют те, кто ведет 4 и более брендов одновременно, продающих новые автомобили. Без потери качества, конечно, сложно вести такое количество брендов, если только в списке этих брендов есть те, у которых нет больших задач по завоеванию доли рынка в регионе и в РФ или нет отчетностей и задач от дистрибьютора. Тогда это можно успевать без потери качества в работе. В остальных моментах я почти уверен, что вы свалились в жесткую операционку.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

А теперь посмотрим основную мотивацию в работе у маркетологов, которые сейчас открыты к предложениям других организаций.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Ну и напоследок. Сравним тех, кто ищет работу с количеством брендов ( продающих новые автомобили), которые они ведут.

Каждый второй маркетолог в автобизнесе хочет уволиться.

Выводы

Маркетологи, которые сегодня являются драйверами продаж и формирования лояльности клиентов, сталкиваются с перегрузкой, отсутствием мотивации и недооценкой их вклада. Если ничего не изменить, автобизнес рискует оказаться в кризисе, вызванном не внешними факторами, а внутренними просчетами.

Что нас ждет, если ничего не менять?

Потеря кадров: Каждый второй маркетолог готов уйти к конкурентам. Это не просто цифра — это факты.

Снижение качества маркетинга: Перегруженные сотрудники, ведущие по 2-3 бренда одновременно, не могут работать на максимуме. Выгорание, потеря мотивации, рутина и минимум работы с аналитикой — это неизбежные последствия.

Но есть и хорошие новости.

Маркетологи верят в свой вклад: 87,4% оценивают его на 4 и выше баллов из 5. Они амбициозны, готовы развиваться и решать сложные задачи. Они хотят финансовой стабильности, интересных проектов и возможностей для роста. И это именно то, что автобизнес может им дать.

Что делать?

Инвестировать в людей.

Снизить нагрузку.

Создать условия для роста внутри компании.

Корпоративная культура.

Начать дискуссию