Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти пиарщики

Компетенции сотрудников, работающих в нашем агентстве PR-Consulta и департаментах коммуникаций других компаний, лежат на стыке нескольких профессиональных областей. Современный пиарщик должен обладать рядом трудно сочетаемых компетенций: стратегическое видение, креативность, технологичность, отличные коммуникационные навыки, прекрасное владение письменным и устным языком. Несмотря на то, что сегодня множество вузов выпускают специалистов по связям с общественностью, в коммуникационной отрасли успеха добиваются люди с самым разнообразным бэкграундом. Давайте выясним, какие специальности имеют больше шансов найти применение в этой сфере.

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти пиарщики

Журналистика

Есть такое мнение, что лучшие пиарщики получаются из журналистов. Безусловно, знание редакционной политики изданий, понимание сути информационного повода и принципов создания контента, а также навыки обработки больших пластов информации остаются важными компетенциями и неотъемлемой частью работы pr-специалиста.

Однако, сегодня появляются совершенно новые требования к профессии и будет ошибочно полагать, что работа в коммуникациях сводится только к подготовке информационных материалов и строится исключительно на связях со СМИ. Будьте готовы понимать место и роль media relations в общей коммуникационной стратегии компании, а также придерживаться корпоративных стандартов и правил внешних коммуникаций.

Международные отношения

Широкая эрудиция, навыки дипломатии и межкультурных коммуникаций, знание иностранных языков, а также понимание процессов, происходящих в политической, экономической и социальной жизни любого государства делают специалистов с этим образованием крайне востребованными в pr-профессии. Тем не менее, надо понимать, что речь идет про так называемые soft-skills, а это значит, что профессиональные компетенции в области технологий и инструментов коммуникаций, создания разного вида контента и управления проектами придется наращивать.

Социология

Говорят, что PR – это искусство (коммуникаций), в то время как социология – это наука. Но если говорить серьезно, то PR – это социальная наука, а в основе любых коммуникаций лежит понимание основ социологии как науки об обществе и его институтах. Для специалиста по связям с общественностью навыки анализа данных и представление о разных инструментах исследований – один из базовых компонентов знаний и неотъемлемая составляющая эффективной работы.

Социологическое образование, несомненно, пригодится для оценки эффективности реализованной PR-программы, изучения аудитории кампании, активности конкурентов и трендов в отрасли, а также объяснения общественных явлений. Однако стоит отдавать отчет, что сами по себе исследования и констатация их результатов – не конечная цель, а всего лишь инструмент PR-кампании. Кроме того, в коммуникациях архи важно не только анализировать, но и правильно интерпретировать социологические данные. Согласитесь, есть разница в подаче одной и той же информации: «большинство респондентов (55%) знают о проблеме Х» или «почти половина опрошенных (45%) не осведомлены о проблеме Х».

Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти пиарщики

Маркетинг

Общеизвестно, что из маркетологов получаются отличные рекламщики. Высокие аналитические способности, понимание концепции жизненного цикла продукта и знание психологии потребительского поведения могут найти свое применение и в pr-сфере. Но если фокус внимания маркетолога направлен на текущих и потенциальных клиентов, то pr-специалист смотрит на аудиторию более широко. Будьте готовы управлять репутацией организации/бренда и поддерживать позитивные коммуникации со всеми стейкхолдерами, которые могут оказать влияние на деятельность компании. При этом для оценки эффективности спланированной кампании придется применять совсем другие KPIs, нежели рост продаж.

Переводчик

Образование в сфере гуманитарных наук и владение иностранными языками – весьма полезная компетенция для pr-менеджера, даже если он работает исключительно в русскоязычной среде. Дело в том, что переводческая специальность позволяет видеть мир глазами разных людей, подразумевает погружение в другую культуру, умение понимать контекст и смыслы, стоящие за отдельными словами и предложениями. PR-менеджерам тоже зачастую приходится заниматься переводом, причем с русского языка на... русский, например, когда надо объяснить сложные узкоспециализированные темы доступным языком для широкой аудитории или наладить взаимопонимание между топ-менеджментом и сотрудниками. Однако, по своей природе профессия переводчика относится к исполнительским, а это значит, что придется перестроиться на проактивный подход, научиться не только транслировать сообщения, но создавать и формулировать новые смыслы и идеи, а также планировать и реализовывать коммуникационные проекты.

Коммуникационная отрасль динамично развивается, и все время возникают новые компетенции, которых не хватает специалистам, получающим классическое образование в области связей с общественностью. Растет спрос на пиарщиков, способных создавать новый тип контента, владеющих современными технологиями и инструментами мониторинга и анализа данных, но главное имеющих системный взгляд на функцию коммуникаций и понимающих влияние их результатов на бизнес. Качественное образование в области гуманитарных, общественных наук, маркетинга или менеджмента, помноженное на высокие коммуникативные компетенции и цифровую грамотность открывает хорошие перспективы для карьеры в коммуникациях. В свою очередь, многообразие талантов, работающих в pr-сфере, позволяет получать синергию от различных навыков и компетенций, а значит предлагать больше новых идей и способов решения коммуникационных задач.

33
Начать дискуссию