«Протокол встречи»: рудимент или вечный инструмент?

«Протокол встречи»: рудимент или вечный инструмент?

Молодые и прекрасные, мое почтение!

Меня зовут Георгий. Я работаю в сфере продаж уже около пяти лет, и хотя это только начало моего пути, мне уже есть что рассказать этому миру.

Представляю вам свою новую (и первую) статью, в которой я хочу поделиться с вами мыслями о, казалось бы, забытом, а для кого-то и неизвестном инструменте — «Протоколе встречи» (шаблон будет в конце статьи).

Каждый день мы, специалисты по продажам и работе с клиентами, используем множество различных инструментов, чтобы помочь нашим заказчикам найти «то самое решение» и пройти путь от «Ага, спасибо, не надо» до «Вау! Как я без этого раньше жил?».

Мало кто будет спорить, что основным инструментом любого специалиста по продажам являются «встречи». Этот инструмент работы с клиентами охватывает широкий спектр положительных бизнес-эффектов, таких как: конструктивная коммуникация, укрепление деловых отношений, ускорение принятия решений и повышение лояльности (+ риск развития цирроза печени, но это другая история).

Если рассмотреть «встречу» более детально, можно выделить множество других «мини-инструментов», которые помогут нам получить максимум бизнес-результатов от каждой встречи.

Цель любой встречи всегда одна — чтобы вторая сторона совершила какое-то действие, важное именно для вас: будь то что-то осязаемое, например, начало пилотного проекта, или же что-то, что может стать основой для построения стратегии, например, интерес к развитию информационной гигиены для своих сотрудников. В рамках встречи мы обсуждаем, аргументируем, (манипулируем) и совершаем множество других действий, которые ведут нас к цели.

Но вот встреча закончилась, каждый ушел по своим делам, наступил понедельник, и все стороны уже забыли о чем договаривались в прошлый вторник. Чтобы избежать таких «казусов» и негативных последствий для обеих сторон, существует прекрасный инструмент — «Протокол встречи».

«Протокол встречи»: рудимент или вечный инструмент?

Давайте погрузимся в базовую математическую часть в контексте Sales Team на примере Менеджера по продажам - Гоши (формулировки собственные, если найдете неточности — обязательно напишите).

  • Что такое «Протокол встречи»? - Это неформализованный документ, письмо на электронную почту или сообщение в группу заинтересованных лиц в Telegram. В протоколе обязательно присутствуют следующие реквизиты: цель/тема, дата и время, список участников с обеих сторон, ход встречи (тезисы), информация, не уложенная в тайминг (то, что Гоша не успел обсудить, но считает важным), и дальнейшие действия.

  • Как рождается «Протокол встречи»? - В рамках встречи Гоша записывает или конспектирует: ФИО и должности участников, основные тезисы и к чему мы пришли. Затем все это собирается воедино, направляется всем участникам на ознакомление, и каждый из них имеет право внести свои пожелания и комментарии.

  • В чем полезность «Протокола встречи»? - Помимо того, что вы закрепляете всю донесенную и не донесенную информацию, вы берете с Заказчика договоренность о действии. Реквизит «Дальнейшие действия» — это фактически задача, поставленная по SMART, которая фиксируется на определенный срок за определенным ответственным. Например: Предоставить шаблон «Паспорта пилотного проекта». Ответственный: Хрусталев Георгий. Срок: до 28 марта 2025 г. На мой взгляд, именно этот пункт является самым важным, и именно в нем кроется вся суть протокола встречи, когда каждый из участников понимает, какие шаги нужно сделать, чтобы приблизиться к желаемому результату.

К сожалению, среди коллег по цеху я все реже встречаю этот инструмент. Причины бывают разные: от «Это никому не надо» до «Не буду тратить на это время». И тут я готов оспорить оба тезиса:

1. «Это никому не надо». Нет, надо. И в первую очередь самому Sales Manager-у, потому что, взяв с Заказчика обязательство действия, мы запускаем процесс, когда каждый делает шаг навстречу друг другу. Чтобы эти шаги были конкретными и в рамках стратегии, необходимо их оцифровывать и переносить в формат протокола.

2. «Не буду тратить на это время». То, что на протокол нужно уделить 15-40 минут времени после встречи — это факт, но в нашем современном мире есть множество решений, позволяющих делать это гораздо быстрее. Например, при удаленной встрече я использую комбинацию из ВКС-системы (Яндекс.Телемост) и GPT модели (Yandex GPT в оболочке АлисаПро или консольный вариант). ВКС-система ведет конспект за меня за счет встроенной модели ИИ, а после предоставляет краткое саммари с разбивкой по темам. Выгрузив это саммари в модель GPT, я вношу некоторые изменения, ввожу нужный промт/запрос и получаю готовый протокол встречи, который быстро возникает в письме к Заказчику благодаря комбинации cmd+c и cmd+v (ctrl+c и ctrl+v). На все уходит до 10 минут времени.

Друзья, по итогам всего написанного выше, я не призываю, но рекомендую вернуться к этому прекрасному правилу — писать Протоколы после каждой встречи. Поверьте, вы увидите эффект уже с первого Протокола. Все ваши действия будут заранее спланированы, а результаты встреч будут достигаться быстрее и эффективнее.

Не забывайте этот инструмент и используйте его эффективно совместно с новыми технологиями ВКС сервисов и GPT-моделей.

Всем удачи и прекрасных встреч!

P.S. Делюсь шаблоном, который можете использовать в своей работе - https://disk.yandex.ru/i/fHxuBqD7yBjU2Q

Иногда пишу в Linkedin. Будем на свзи!

Начать дискуссию