Чем делегирование похоже на памперсы, и чем отличается от поручений и аутсорса

Всем привет, с вами Вадим Воронков, и сегодня я здесь как трекер производственного акселератора "Сила Прорыва".

Для нетерпеливых сразу раскрою первую часть заголовка. Делегирование постигла участь т.н. проприетарных эпонимов, и теперь "делегированием" массово называют абсолютно всё, что связано с передачей задач любого типа куда попало. В популярных и серьезных подкастах вовсю летают "делегировано роботам", "делегировать нейросетям", "делегировали клинингу/кейтерингу/доставке", и т.д., и т.п. (Спойлер: это не делегирование, это незамутнённый аутсорс).

При этом исходно делегирование означало передачу прав и полномочий, не имея отношения к конкретным задачам. Классический пример — доверенность, где подробно описаны передаваемые полномочия, и могут вообще не фигурировать задачи.

В целом, можно было бы забить, работает же, все всё понимают.

Но в работе с командами и предпринимателями мы смотрим на делегирование как на инструмент управления и развития; и здесь "забить" не получается, т.к. у этих инструментов тоже есть свои условия и границы применимости. Иначе получится так:

  • инструмент неправильно называется;
  • инструмент неправильно применяется;
  • полученные результаты неправильно оцениваются;
  • делаются неверные выводы.

Тут, в целом, ничего нового: о необходимости использовать термины правильно, и возможных последствиях, говорил ещё Конфуций 2500 лет назад, дав жизнь концепции "исправления имён".

"Почему важно правильно использовать термины", современная версия 
"Почему важно правильно использовать термины", современная версия 

Получив от одной из команд запрос "Что актуального почитать по делегированию?", я пошёл смотреть, что же есть нового на рынке, с учетом появившихся новых каналов, форматов и экспертов.

Через полчаса поиска меня изрядно бомбануло, т.к. практически все найденные материалы оказались посвящены распределению задач и передаче ответственности на команду, не имея к делегированию никакого отношения. В т.ч. платные материалы, в т.ч. от тех, кто "лучше всех пишет о делегировании" (С).

Закопавшись в вопрос глубже, я пришёл к следующим выводам:

  • эта терминологическая путаница с нами надолго, или даже навсегда;
  • первая причина — естественные изменения языка (см. начало статьи);
  • вторая — отсутствие коротких и понятных обозначений для других инструментов управления, например, для передачи ответственности на команду.

В качестве иллюстрации к последнему тезису: даже основатель нашего акселератора вынужден использовать в статье о переносе ответственности на команду термин "делегирование", потому что ничего лучше и понятнее в "русском управленческом" попросту нет.

И единственное, что я могу в данной ситуации сделать — просто разместить в публичном поле основные отличия нескольких инструментов управления, и ссылаться на этот материал по необходимости.

Здесь я, наконец, заканчиваю вступление, и перехожу ко второй части заголовка. Не претендую на полноту в формате одной статьи, только самые-самые базовые моменты, и с упором на специфику и потребности МСБ (у крупных компаний свои нюансы и особенности).

Делегирование и его отличительные черты:

  • передаются задачи роли руководителя (продукт, стратегия, ключевые клиенты, корпоративная культура, работа с партнёрами, и т.п.);
  • вместе с задачами передаются необходимые ресурсы и полномочия;
  • при выполнении делегированных задач сотрудник профессионально растёт в направлении руководителя, и становится готов исполнять его обязанности, хотя бы временно и по отдельным направлениям;
  • передача происходит во времени, а не одномоментно, с точками синхронизации и обратной связью;
  • допускается пространство для ошибок, с их последующим конструктивным разбором.

Типовые цели:

  • возможность роста бизнеса;
  • замена руководителя на время отпуска, болезни, командировки;
  • выращивание нескольких кандидатов для замены руководителя, если возникнет такая необходимость.

Возможные риски:

  • перегруз команды или отдельных сотрудников;
  • злоупотребление полученными полномочиями;
  • дополнительная конкуренция за место руководителя.

Настоятельно рекомендую обратить внимание на слово "роль". Т.к., например, передача задач по маркетингу на маркетолога, если последний появляется в компании впервые, относится не к делегированию, а к переносу на команду. Просто до этого руководитель был ещё и в роли маркетолога (здесь должна быть врезка про матрицу ответственности RACI, но статья и так уже получается длинной, интересующиеся могут написать мне в телеграм или загуглить).

Быстро проверить, делегирование у вас сейчас или нет, и насколько с ним всё хорошо, можно с помощью чек-листа в боте моего канала.

Там же доступен небольшой гайд по переносу ответственности на команду.

Поручение и его отличительные черты:

  • является разовой задачей;
  • не способствует профессиональному росту сотрудника;
  • даётся одномоментно, без растягивания во времени;
  • не предполагает передачи ресурсов и полномочий руководителя.

Типовые примеры: "собери информацию", "закажи билеты", "забронируй гостиницу", "встреть кандидата", "полей цветы", "закажи букет".

На популярный вопрос "Можно ли поручить сотруднику мыть полы?" я уже ответил у себя в канале, поэтому не буду ещё больше раздувать статью.

Типовые цели:

  • освободить в моменте время руководителя от несущественных дел;
  • проверить сотрудника на предмет способности/готовности выполнять задачи за пределами должностной инструкции.

Возможные риски:

  • некачественное (вплоть до в корне неверного) исполнение поручения;
  • перегруз команды или отдельного сотрудника;
  • рост напряженности в коллективе.

Аутсорс и его отличительные признаки:

  • не предполагает работы с членами команды (используется ресурс сторонней организации или внештатников);
  • может оплачиваться конечный результат, а не потраченные часы;
  • исполнитель сам организует процесс и несет ответственность за конечный результат;
  • может быть несколько исполнителей, каждый из которых относительно легко заменим.

Типовые цели:

  • фокусировка на ключевых компетенциях;;
  • снижение затрат;
  • быстрый доступ к навыкам, опыту и технологиям, которых нет в компании;
  • разделение рисков с внешним исполнителем;
  • "тестовый период" до открытия аналогичной вакансии в штате.

Возможные риски:

  • утечка конфиденциальной информации;
  • потеря контроля над процессами;
  • зависимость от внешнего исполнителя.

Передача ответственности на команду, увы, не может быть раскрыта в формате раздела статьи, т.к. как раз про это написано много объёмных книг по управлению сотрудниками, в т.ч. за авторством Тарасова, Фридмана, Севостьянова, Зимы, и д.р.

И что со всем этим делать?

Если вы узнали себя — не удивляйтесь. Делегирование и управление редко даются легко. Но если это не врождённый навык, то точно нарабатываемый. Как и умение нанимать, доверять, и не тащить всё на себе.

Иногда достаточно просто увидеть, где именно вы застряли, чтобы стало понятнее и легче.

Я сделал чек-лист, который помогает разобраться, делегирование ли у вас сейчас, и насколько с ним всё хорошо. Забирайте, пользуйтесь.

Ещё можно одним вопросом оценить адекватность кандидата на первой же встрече. Работает как лакмусовая бумажка. Оставлю ссылку на пост в Telegram — пусть будет под рукой.

На этом прощаюсь.

Пусть работа радует, а команда и бизнес — растут!

P.S. Со стороны помогавших вычитывать статью был задан вечный вопрос "Зачем мне своими руками выращивать сотрудника, который в итоге может стать лучше меня?", его предлагаю обсудить уже в комментариях.

9
3
5 комментариев