Карьера
Katherina Ufnarovskaia

Можно ли «вырастить» успешного сотрудника: метод TRICK

Как построить хорошую техническую команду, создав правильную рабочую атмосферу? Сплоченный коллектив, в котором практикуется креативный подход и генерируются инновационные идеи — не это ли мечта любой компании, тем более в области IT? Есть ли «золотой метод»? Уже давно известен факт, что в сфере информационных технологий зарплатная составляющая не является решающей для технических специалистов, тем более, если речь идет об инновационных проектах. Это вам скажет любой, даже начинающий работать в этой сфере, HR-специалист.

На тему создания благоприятного климата в компании существует много рассуждений. Наука качественного управления, корни которой уходят в древние времена, постоянно эволюционирует вместе с изменяющимся обществом. Возникают новые подходы, анализируются поведенческие модели, процессы взаимоотношений в компаниях, которые становятся все более тесно связанными с цифровизацией и индустрией IT. Например, метод TRICK от Эстер Войджицки. В статье я попыталась разобраться, в чем же заключается «трюк» этого подхода, может ли он быть действительно полезен для бизнеса, или это очередной «хайп», и что про все это думают коллеги из отрасли.

Ликбез про TRICK

Метод TRICK (TRICK (трюк) — по первым буквам ключевых слов: Trust (самодоверие), Respect (само)уважение), Independence (само)стоятельность), Collaboration (сотрудничество) и Kindness (сердечность); 5С в русском переводе), придуманный автором международного бестселлера «Как воспитать успешного человека», американской писательницей и журналисткой Эстер Войджицки, стал популярным благодаря новаторскому подходу к воспитанию детей.

Идеи Эстер — учителя года по версии Калифорнийской комиссии и мамы троих успешных детей — стали обсуждать после выхода её книги в 2019 году. Родители по всему миру стали активно интересоваться авторской методикой воспитания, описанной в бестселлере, которая, как утверждает писательница, помогла ее дочерям пробиться в передовые корпорации. Старшая дочь Эстер стала гендиректором YouTube, средняя — успешным антропологом и профессором педиатрии, а младшая — соучредителем инновационной компании 23andMe.

Суть подхода 5С в том, что родитель или школьный учитель воспитывает в детях самостоятельность, позволяет развивать гибкое и креативное мышление, учит балансу между независимостью и работой в команде. На первый взгляд все вышеперечисленное — обыкновенная модель воспитания, которой сегодня пользуются многие родители, но Эстер вложила в нее кое-что большее. Не зря же она называет свою методику новаторской! Или зря?

Как выяснилось, последние годы применение TRICK (или 5C) активно обсуждается в сфере образования. Узнав о новых веяниях в воспитании и обучении, учителя потянулись к относительно новой методике, устав от рамок, за которые не могли выйти десятилетиями. Очевидно, что сегодня образовательным программам нужны глобальные перемены, прорывной и революционный подход. Современный мир диктует новые правила и требует фундаментальных изменений в культуре и методах преподавания, а теория 5С предлагает нечто новое — например, сузить неприкосновенную роль учителя с диктаторской до наставнической и дать учащимся больше свободы и самостоятельности. Что касается образования, то здесь оспаривать мнение Эстер сложно (но, безусловно, можно). А если мы заговорим о бизнесе?

Можно ли получить секретный ингредиент, который заставит нас иначе посмотреть не только на образование, но и на бизнес-процессы, сложив независимость, сотрудничество и умножив эту простую сумму на инновационные обучающие практики?

Метод 5С и его применение в бизнесе

Впервые о 5С бизнес услышал в 2017 году, когда писательница Эстер Войджицки представила свои идеи на конференции «Сознательный капитализм». Истории о воспитании детей с использованием метода 5С слушали крупные и разномастные бизнесмены – от гендиректоров продуктовых гигантов Джона Мэки (Whole Foods) и Дэниэла Бэйна (Trader Joe’s) до поставщика ПО Джеффри Вестфаля (Vertex). Интерес бизнеса к гармоничному симбиозу самостоятельности и сотрудничества возник неспроста. Прогрессивным управленцам важно понимать, что у сотрудников есть возможность самореализации и роста внутри компании. К тому же, это отличная инвестиция в будущее — вы «выращиваете» самостоятельных и сильных профессионалов с гибким мышлением, умением видеть и решать проблемы.

Сегодня философия 5С привлекает все больше компаний. Такие компании, как Deloitte, популярная платформа интернет-торговли Mercado Libre и крупный американский ритейлер Walmart открыто заявили об использовании метода Войджицки. Как же переложить модель воспитания детей на вполне взрослых сотрудников — успешных и состоявшихся?

Самостоятельность спасет мир?

Согласно теории Войджицки, необходимо воспитать в людях самостоятельность в принятии решений с юного возраста, что ведет к независимости во взрослой жизни и расширению возможностей.

В бэкграунде у Эстер Войджицки есть история, ярко демонстрирующая принцип самостоятельности в действии. Одна из ее «звездных» дочерей, Сьюзен (занимает 38-ю строчку в рейтинге Forbes «Женщины Америки, который сделали себя сами»), приобрела дом за неподъемную на тот момент сумму. Она не стала просить финансовой помощи у состоятельных родителей, а решила выйти из ситуации самостоятельно, сдав свой гараж в аренду будущим основателям Google – Ларри Пейджу и Сергея Брину, которые на тот момент искали место для «офиса», и примкнув к ним. Наверняка, сама Эстер была не в восторге от легкомысленного поступка дочери, но кто на самом деле выиграл в этой истории? Очевидно, Сьюзен. Благодаря своей уверенности в благоприятном исходе рискованной затеи.

Этот же подход можно перенести на бизнес. Если что-то пошло не так, и привычный сценарий перестал работать, у компании есть несколько путей: спрятать голову в песок, не шевелиться или выйти из «зоны комфорта», дав волю креативу.

Выбор в пользу самостоятельности и смелости особенно в условиях кризиса играет на руку любому бизнесу. Вспомним пример с создателям образовательных онлайн-платформ — школы и вузы в кратчайшие сроки перешли на дистанционку, а компании наладили корпоративное обучение при помощи онлайн-курсов. Этому свидетельствует, например, значительный рост аудитории платформы «Открытое образование», которой к концу июня воспользовалось более шести миллионов человек. Если отмотать время назад, то можно проследить: дистанционный формат обучения всегда имел вторичное значение, но во время пандемии он стал приоритетным. Выиграли те, кто за счет смелости и самостоятельности сделали ставку на дистанционный формат как еще один основной способ обучения и взаимодействия.

Берем принцип самостоятельности в компанию? Да. Сегодня он точно не помешает. Поехали дальше.

К доверию в бизнесе через принцип сотрудничества

Войджицки утверждает, что через сотрудничество внутри малых групп у ребенка развивается навык, необходимый во взрослой жизни — умение принимать собственные решения и осознавать свою ответственность за их последствия. Этот тезис кажется применимым и к бизнесу. Когда в коллективе в силу многих причин не складывается коммуникация, хорошие предложения и идеи могут быть попросту не высказаны.

Именно поэтому важно позволять сотрудникам брать на себя ответственность за принятие решений на уровне команд и включать их в дискуссии. Умение сотрудничать — такой же важный навык, как, например, критическое мышление.

От того, насколько четко выстроены механизмы сотрудничества в компаниях, зависит качество обратной связи и (нередко) конечный результат.

Доверять или нет?

Исследование Gallup показывает, что отсутствие доверия со стороны начальника в одном из 12 случаев приводит к низкой вовлеченности сотрудников. Особенно это касается работы в инновационных стартапах. Зачастую доверие является мотиватором и двигателем молодых команд, одержимых одной идеей, одной «религией». «В большинстве компаний инновационная деятельность делает людей чувствительными из-за боязни совершить ошибку», говорит Войджицки. «Когда же отсутствует негативный эффект недоверия, инновация становится частью внутренней культуры компании».

Я обратилась к нескольким коллегам из IT-индустрии и спросила их мнение про доверие/недоверие и про 5С (TRICK) вообще.

Вот что думает на этот счет директор департамента цифровых решений «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» Марат Немешев: «Метод 5С — это фактически ставка на то, что выстроенные отношения позволяют достичь взаимовыгодных результатов лучше, чем детально прописанные регламенты и необходимость контроля их соблюдения. А это напрямую ведет нас к деятельности IT-компаний, где в трудовом договоре с сотрудником невозможно четко прописать требования к его работе. Хотя нам известны случаи, когда в таких документах появлялись то количество строчек кода, которые должен написать программист, то число часов, которое он должен провести перед экраном компьютера. При этом есть дедлайны, свободный график, другие особенности IT-сферы. И здесь создание доверительной, открытой и мотивирующей атмосферы — очень важно, а метод 5С раскрывает, как это можно осуществить».

CEO Area9 Group, член консультативного совета Mastery Transcript Consortium, Character Lab и Transcend Ульрик Кристенсен считает, что метод 5С и особенно его ценностное содержание нужны в условиях «новой нормы», когда бизнес-коммуникации (как и обучение) перешли в онлайн: «Сегодня принципы руководителей, основанные на ценностях, должны определять взаимодействие с удаленными командами. Ценности, определенные методом 5С, служат проверенным руководством для поощрения поведения, которое может помочь каждому добиться успеха во время и после кризиса».

Сердечность – не порок?

Безусловно, сердечность и забота важны для воспитания детей. Говоря о принципе сердечности, Войджицки упоминает, в частности, социальный активизм. Писательница считает, что ребенок с малых лет должен знать о сострадании и уметь помогать тем, кто в этом нуждается. В корпоративной среде, по ее мнению, если лидеры компаний будут заботиться о сотрудниках и проявлять сердечность и доброту, то сотрудники будут моделировать это поведение в отношениях с коллегами. Противники 5С считают, что этот принцип в чистом виде не более чем сказка, которая работает до тех пор, пока не поместишь ее в реальный мир.

Интересно то, что HR специалисты на поставленный вопрос о сердечности в рамках небольшого исследования, которое я провела, призвали не принимать этот принцип буквально. Вот мнение одного из них: «Здесь не все так просто. Я бы не стала проводить параллель между методом воспитания детей и сердечностью в бизнес-коммуникациях. Сердечность — это про мягкость и понимание. Конкурентная среда не позволяет задействовать этот пункт комплексно. Как HR-специалисту мне кажется, что для компании более важно создать пространство с должными нормами бизнес-этики и не допускать нарушения личных границ против воли».

Гуру образовательных технологий Ульрик Кристенсен считает,наоборот, что сегодня, когда бизнес оказался не в самых простых условиях, руководитель должен особенно чутко относиться к сотрудникам, проявлять сочувствие и поддерживать. Принцип сердечности и доброты здесь воплощается в качестве составляющей корпоративной культуры, которая, отмечает Кристенсен, начинается с поведения руководителя.

Нужна ли сердечность в объеме, предлагаемом Войджицки? Или мы все-таки за баланс?

Самоуважение и e-learning: здесь точно есть что-то общее?

Принцип самоуважения по Войджицки заключается в том, чтобы воспринимать ребенка как «маленького взрослого», уважать его стремления и выбор, не «списывать со счетов».

Писательница считает, что для бизнеса этот метод неразрывно связан с моделями «смешанного обучения» в корпоративном образовании, который сочетает традиционные методы с элементами электронного обучения. По мнению Войджицки, использование информационных технологий в образовании и поиск индивидуальных траекторий позволяет не только приобрести необходимые для работы навыки, но и повысить самооценку и самоуважение специалиста.

Основные общепризнанные принципы качественного образования — коммуникация между учеником и наставником, развитие самостоятельности и формирование креативного подхода к решению задач. В электронном образовании наиболее эффективным признано адаптивное обучение — это часть цифровизации образования, за которое так активно выступает писательница. Его идея в том, что сотрудники получают новые знания на онлайн-курсах, тренингах и вебинарах, а учебные программы адаптируются к каждому студенту при помощи специальных алгоритмов. О том, как именно адаптивность играет на руку бизнесу, подробно написано здесь.

Казалось бы, что общего между принципами Войджицки и адаптивностью? Платформа адаптивного образования позволяет сотрудникам учиться в своем темпе и по своей программе, без стресса. Как верно заметил Ульрик Кристенсен, опыт и знания каждого человека ценны, и их нужно учитывать при решении проблем компании. Пожалуй, характеристики этой части 5С коррелируют с тем, что сегодня нужно бизнесу — свежий взгляд, оптимизация и саморазвитие.

Дмитрий Изместьев, вице-президент группы компаний «ЛАНИТ» по инновационным проектам считает, что, если в вашей компании вы поощряете развитие, креативный подход, раскрытие возможностей сотрудников, то 5С безусловно сработает для вашего бизнеса. «Эстер Войджицки приводит в пример людей, которые тратят много денег на одежду известных брендов, на дорогие автомобили и другие предметы роскоши, чтобы завоевать уважение других и повысить самооценку. Но ведь вы можете создать внутри компании среду, которая все это поощряет,» — считает Дмитрий. «И этот простой шаг удовлетворит насущную потребность взрослых людей. Если и этот аргумент оставил вас равнодушным, то просто позавидуйте компаниям вроде Google и целого ряда других состоявшихся компаний и стартапов, которые уже активно используют этот подход.»

Что же все-таки бизнес может взять от метода 5С? Войджицки ставит на свободу выбора, самостоятельность, командную работу и лучшие современные практики обучения. Но стоит ли бизнесу слепо перенимать все, что советует автор? Нужна ли самостоятельность и сердечность? Если да, то в каких количествах?

Никто не запрещает выбирать, экспериментировать и задаваться вопросами. Например, такими: не слишком ли метод 5С походит на один из многочисленных американских бестселлеров вроде «5 шагов к успеху», от прочтения которых остается приторное чувство, как от хорошо составленного профиля в соцсети?

Подискутировать на эти темы можно в комментариях. А если вы внедряли в свою компанию подобную модель, поделитесь опытом.

{ "author_name": "Katherina Ufnarovskaia", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 196793, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 15 Jan 2021 11:55:16 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null