Когда все срочно и непонятно: лайфхаки по работе в стартапе

Это состояние «все срочно и непонятно» — неизбежно в любой современной компании. Не только в IT. И не важно, насколько хорошо вы себя окружили документацией, регламентами и таск-трекингом — хаос все равно найдет, как постучаться в календарь (и в Google, и в Яндекс календарь, не переживайте).

Фото взято с <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.freepik.com%2F&postId=1982387" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Freepik</a>
Фото взято с Freepik

В LeoniEdTech-стартапе, где я PMO (англ. Project Management Officer, русс. руководитель проектного офиса) — мы постоянно балансируем между планом, реальностью и бурей новых идей.

Делимся нашим опытом, проверенными решениями и приемами, которые помогают не сойти с ума и при этом расти — уже по всему миру!

* в этой статье моя коллега рассказывала, как мы делали UX I UI для Катарского рынка.

А это я — PMO Leoni, Анна Летняя
А это я — PMO Leoni, Анна Летняя

📊 Сравнение: стартап, маленькая компания, средняя и корпорация

Чтобы понять, почему процессы в стартапе требуют отдельного подхода, давайте разложим по полочкам основные различия между четырьмя типами компаний. Ниже — простая таблица с ключевыми отличиями в ожиданиях, скорости, структуре и свободе действий

Сохраняйте готовую таблицу себе, делитесь с коллегами
Сохраняйте готовую таблицу себе, делитесь с коллегами

Неочевидно, но факт: в стартапе PM — это и продажник, и планер, и стратег, и психолог, и саппорт в одном лице. И если вы думаете, что без такого человека можно обойтись, (даже на первых этапах) — можно, конечно, но это наложит дополнительную нагрузку в виде отчетности и слежения за дедлайнами на других сотрудников.

🎯 Стартап + EdTech = нелегкая, но благодарная траектория

EdTech — рынок сложный. KidTech — вдвойне. Здесь нельзя просто «построить продукт и масштабироваться». Надо учитывать, кто твой пользователь (а он постоянно меняется), кто платит за продукт, а кто принимает решения — и это могут быть три совершенно разных человека: ребенок, родитель и школа (или даже Министерство образования).

И как бы ни хотелось стабильности, дети меняют интересы быстрее, чем ты успеваешь закрыть спринт. Это не только наши наблюдения и опыт, но и исследование: EdTech-продукты должны быть адаптивными и персонализированными. Один день дети фанатеют от покемонов, на следующий — учат корейский. А потом вдруг — Roblox и новые мемы. И это мы еще не говорим про поведение родителей: именно они принимают окончательное решение, как развивать свое чадо.

Фото взято с <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.freepik.com%2F&postId=1982387" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Freepik</a>
Фото взято с Freepik

В стартапе это особенно остро: времени на многомесячные ресерчи и согласования нет. Надо быстро понять, проверить, адаптировать, зафиксировать или отбросить. И всё это — без отмены планов, дедлайнов и риска выгореть по дороге

Как мы это решаем в Leoni?

Помимо всех премий, которые мы выиграли, и нашей эффективной стратегии, о которой ранее уже рассказывала моя коллега CPO Лия, мы грамотно подошли к требованиям рынка

  • У нас есть продуктовая база, а внутри нее — модули, которые можно быстро собрать и пересобрать под страну, возраст или новый тренд.
  • Мы себя не ограничиваем:

- курс по гибким навыкам для школьников, которые не знают, что сдавать на ЕГЭ.

- курс повышения квалификации для профориентологов.

На оставшиеся продукты букв в статье не хватит, так что оставлю ссылку на наш сайт.

  • Мы регулярно собираем обратную связь от детей и учителей, и у нас на это есть четко выстроенные и поддающиеся адаптации процессы, а не «а давайте созвонимся с племянником Насти узнать, в каких соц сетях сейчас сидят дети».
  • Мы — международный проект: нашу платформу используют государственные и частные школы: с адаптацией под регион и согласованным планом развития от министерством образования страны.
Наш <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fqatar.leoni.land%2Far&postId=1982387" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">лендинг для региона MENA</a> (Middle East &amp; North Africa - страны Ближнего Востока и Северной Африки)
Наш лендинг для региона MENA (Middle East & North Africa - страны Ближнего Востока и Северной Африки)

Так что да, в EdTech-стартапу тяжело — но при грамотной работе можно не только выживать, но и расти.

И как же это сделать?

🌟Приоткрываем завесу: какие лайфхаки работают — даже без штатного проектного менеджера (но лучше с ним) — когда «все срочно и непонятно»

Сохраняйте себе и подписывайтесь на нашего эксперта по процессам и проектам в телеграм: еще больше советов и кейсов из разных сфер по разным ситуациям

1.🧩 Процессы — не ради галочки, а ради спокойствия

Мы не создаем регламенты, чтобы «было красиво». У нас есть база (которую уже не трогаем), текущие регламенты (которые регулярно обновляем), и новые документы, которые мы заводим в нашу Вики, когда появляется мысль: «О, а вот это хорошо сработало, может, еще раз пригодится — давайте сохраним».

Пример: мы интегрировали автоматическое создание тасков в Яндекс Трекере через Яндекс Формы. Автор заполняет готовую форму под его запрос, информация проливается в сразу созданную задачку в трекере с готовым наполнением:

  • в описание к таску перенесены все ответы на вопросы формы
  • в настройках таски стоит автор и исполнитель
  • уведомление о новой таске приходит всем участникам.
Вот так выглядят наши формы в очереди отдела дизайна: берите, заполняйте и получайте задачу
Вот так выглядят наши формы в очереди отдела дизайна: берите, заполняйте и получайте задачу

По итогу, мы укорачиваем процесс постановки задачи через закрытие верхнеуровневых вопросов.

2.📌Контроль без микроменеджмента

Пример: мы работаем по стандартам Agile. Еженедельные спринты, каждодневные стендапы, планерки и ретро: вот на них все и обсуждаем.

Как выглядит титульник нашей презентации для ретроспективы: результаты в формате интерактива
Как выглядит титульник нашей презентации для ретроспективы: результаты в формате интерактива

По итогу, высокая степень доверия и самодостаточности каждого. Бюрократия - 0%.

3.📑А как тогда все контролировать?

Решение: Kanban доски задач и Яндекс Календарь.

Мы не планируемся «вслепую»: тот же методист, к примеру, может за 5 минут понять, чем сейчас занят разработчик в течение всей недели.

Как?

  • заглянув в его календарь: нам удобно заполнять слоты не только для встреч и обеда, но и под свои задачи, в которые мы погружаемся «с головой», ловя некий поток. Особенно актуально для наших творческих дизайнеров.
Как выглядит рабочая неделя нашего методиста: он добавляет ссылки на задачи, которые делает, внутри события календаря
Как выглядит рабочая неделя нашего методиста: он добавляет ссылки на задачи, которые делает, внутри события календаря
  • заглянув в его доску задач: все, чем мы занимаемся, фиксируется. Даже если кажется, что это задача быстрая — мы все равно вносим ее в наш органайзер. Потом эта задача поможет в решении другой задачи: весь процесс и файлы хранятся в одном месте, где и происходит само решение в комментариях.
Как выглядит Kanban доска задач нашего проектного менеджера: колонки декомпозированы и произвольны
Как выглядит Kanban доска задач нашего проектного менеджера: колонки декомпозированы и произвольны

Пример: наши продажники, перед тем как позвать коллег на встречу с клиентом, смотрят на их загруз: какой у них сегодня график в календаре и сколько у них сейчас задач на доске.

В итоге, все прозрачно и понятно по процессам и проектам в первые 5 минут изучения.

4.☝ Вместо долгих ресерчей и больших релизов — итерации и MVP

Еще Ильяхов в журнале “Кинжал” сказал: «Между «всё», «идеально» и «вовремя» всегда выбирай «вовремя»». Мы этого принципа и придерживаемся.

Не бывает «идеальных продуктов»: бывают эффективно работающие в определенный отрезок времени. Мы выкатываем MVP, даже если в нем не хватает блестящих кнопок и анимаций. Главное — понять, работает ли механика, а потом уже «наращивать жир».

Пример: в Катар мы вышли с простым решением и быстро кастомизировали интерфейс по фидбеку первых школ и родителей. Сэкономили кучу времени на гипотезах, которые на старте казались подходящими, а по итогу первыми полетели в корзину.

В итоге, быстрые готовые решения с базовым фундаментом, которые работают.

5.🙏 Смелость сказать “Стоп, давайте отложим вот эту гениальную идею до следующего спринта” — четкое планирование

Очень легко, особенно вначале, потеряться в попытках охватить весь рынок. Но у нас всего 24 в день, 7 дней в неделю и лимит в 2 000 задач одновременно на доске задач, поэтому мы приоритезируем.

Спасает бэклог, а еще:

  • Матрица Эйзенхауэра: квадрат из 4-х блоков — срочно, не срочно, важно, не важно
Изображение: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fskillbox.ru%2Fmedia%2F&postId=1982387" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Skillbox Media</a>
Изображение: Skillbox Media
  • Планерки: выделяем задачи, которые будем решать в текущем спринте. Оставляем 20% буфера под срочные задачи и баги.
  • Гибкость в сроках: задача может сдвинуться по приоритизации, перестать быть актуальной, заморозиться или вообще отмениться. К этому нужно быть готовым и не доделывать, лишь бы доделать: задачу всегда можно отнести обратно к бэклог.

Пример: иногда нашим методистам приходит много задачек в день (запланированных, срочных и «на 5 минут»), и мы их на стендапе приоритезируем.

По итогу, мы работаем не "ради работы", а ради результата. Делаем все «вовремя».

Состояние «все срочно и непонятно» — это не диагноз

Это настройка: хаос можно (и нужно!) превратить в систему.

В Leoni мы умеем наводить порядок: не бороться с хаосом, а подчинять его ☝

Если чувствуете, что тонете — наливайте чай, открывайте наши лайфхаки и проверяйте: где вы начинаете “тонуть”.

👇А если знаете, как затыкать дыры по-своему — делитесь!

В конце концов, проектный менеджмент — это не магия, а протестированные на себе рабочие гипотезы. Хотя, если вы кидали Доску задач в соль и танцевали с бубном — тоже пишите.

Это состояние «все срочно и непонятно» — неизбежно в любой современной компании. Не только в IT. И не важно, насколько хорошо вы себя окружили документацией, регламентами и таск-трекингом — хаос все равно найдет, как постучаться в календарь (и в Google, и в Яндекс календарь, не переживайте).

4
1 комментарий