Уважение или деньги?

Как вы считаете, достаточно ли хорошей зарплаты, чтобы привлечь и удержать сильных специалистов?

Мой опыт показывает: деньги — далеко не всегда решающий фактор.

Более того, уважительное отношение к сотрудникам не только удерживает ключевых людей, но и значительно упрощает и удешевляет подбор новых.

Некоторые руководители думают, что рынок труда состоит из карьеристов, готовых бежать за высоким оффером. Не согласен. Я встречал специалистов, которые отказывались от более высоких предложений ради отношений в текущей команде: комфорта, внимания, участия со стороны руководства.

Они понимали: вместе с новым окладом можно потерять главное — человеческое, уважительное отношение. А это, по их словам, важнее денег. Такие сотрудники оставались, даже если их доход был на 20–30% ниже рыночного. И при этом — работали с полной самоотдачей.

Этот феномен подтверждается исследованиями. Согласно Harvard Business Review, сотрудники, которые чувствуют уважение, в два раза чаще остаются в компании, демонстрируют высокий уровень вовлечённости и инициативы. А еще они в 1,7 раза чаще доверяют руководству.

Я провёл опрос в Сетке — ни один участник не сказал: “плевать на уважение, дайте денег!”

Наоборот, каждый подчёркивал, насколько для него важны уважение, признание, справедливость.

Таким образом, человеческое отношение — это:

  • меньше текучки,
  • меньше затрат на рекрутинг и адаптацию,
  • сильный внутренний HR-бренд,
  • высокая командная лояльность.

Когда сотрудник уходит, он уносит не только знания, но и доверие. Новичка нужно искать, вводить, обучать. Это всегдавремя и деньги.

Уважение позволяет избежать этой гонки.

На Сочинской Олимпиаде моя команда работала на самых тяжёлых объектах. Но за счёт взаимопомощи, поддержки, открытости — выдавала результат на 150%.

С других объектов, где условия были мягче, сотрудники выстраивались в очередь, чтобы попасть к нам.

Я тогда сам удивлялся — мы ведь ничего особенного не делали.

Когда сотрудники чувствуют уважение, они рассказывают об этом друзьям, коллегам, пишут в соцсетях.

Так и формируется неформальный HR-бренд, которому доверяют больше, чем любому вакансному описанию.

Если сотрудник всё же решит уйти — проводите его с уважением.

Возможно, он вернётся. Возможно, осознает, что в другом месте “дешевле” обходится дороже — из-за токсичности, давления, неуважения.

Уважительное расставание — это инвестиция в будущее.

Люди возвращаются. И становятся ещё более преданными.

Можно построить компанию с высокими зарплатами, крутым офисом и технологическим стеком. Но если в ней нет уважения — она будет проигрывать в удержании. При этом, можно иметь скромный бюджет, но уважать людей — и к вам будут идти работать лучшие. И это не теория. Это практика.

Уважение — не бонус, а стратегический ресурс. Причем один из самых доступных.

Если статья откликнулась — ставьте сердце и подписывайтесь.

Здесь говорим о Созидательном управлении.

Уважение или деньги?
Начать дискуссию