Уважение или деньги?
Как вы считаете, достаточно ли хорошей зарплаты, чтобы привлечь и удержать сильных специалистов?
Мой опыт показывает: деньги — далеко не всегда решающий фактор.
Более того, уважительное отношение к сотрудникам не только удерживает ключевых людей, но и значительно упрощает и удешевляет подбор новых.
Некоторые руководители думают, что рынок труда состоит из карьеристов, готовых бежать за высоким оффером. Не согласен. Я встречал специалистов, которые отказывались от более высоких предложений ради отношений в текущей команде: комфорта, внимания, участия со стороны руководства.
Они понимали: вместе с новым окладом можно потерять главное — человеческое, уважительное отношение. А это, по их словам, важнее денег. Такие сотрудники оставались, даже если их доход был на 20–30% ниже рыночного. И при этом — работали с полной самоотдачей.
Этот феномен подтверждается исследованиями. Согласно Harvard Business Review, сотрудники, которые чувствуют уважение, в два раза чаще остаются в компании, демонстрируют высокий уровень вовлечённости и инициативы. А еще они в 1,7 раза чаще доверяют руководству.
Я провёл опрос в Сетке — ни один участник не сказал: “плевать на уважение, дайте денег!”
Наоборот, каждый подчёркивал, насколько для него важны уважение, признание, справедливость.
Таким образом, человеческое отношение — это:
- меньше текучки,
- меньше затрат на рекрутинг и адаптацию,
- сильный внутренний HR-бренд,
- высокая командная лояльность.
Когда сотрудник уходит, он уносит не только знания, но и доверие. Новичка нужно искать, вводить, обучать. Это всегда — время и деньги.
Уважение позволяет избежать этой гонки.
На Сочинской Олимпиаде моя команда работала на самых тяжёлых объектах. Но за счёт взаимопомощи, поддержки, открытости — выдавала результат на 150%.
С других объектов, где условия были мягче, сотрудники выстраивались в очередь, чтобы попасть к нам.
Я тогда сам удивлялся — мы ведь ничего особенного не делали.
Когда сотрудники чувствуют уважение, они рассказывают об этом друзьям, коллегам, пишут в соцсетях.
Так и формируется неформальный HR-бренд, которому доверяют больше, чем любому вакансному описанию.
Если сотрудник всё же решит уйти — проводите его с уважением.
Возможно, он вернётся. Возможно, осознает, что в другом месте “дешевле” обходится дороже — из-за токсичности, давления, неуважения.
Уважительное расставание — это инвестиция в будущее.
Люди возвращаются. И становятся ещё более преданными.
Можно построить компанию с высокими зарплатами, крутым офисом и технологическим стеком. Но если в ней нет уважения — она будет проигрывать в удержании. При этом, можно иметь скромный бюджет, но уважать людей — и к вам будут идти работать лучшие. И это не теория. Это практика.
Уважение — не бонус, а стратегический ресурс. Причем один из самых доступных.
Если статья откликнулась — ставьте сердце и подписывайтесь.
Здесь говорим о Созидательном управлении.