Спорт высоких достижений. OKR в большой компании — кейсы, результаты и впечатления сотрудников
В предыдущей статье мы рассказали, как OKR помогает линейным сотрудникам и тимлидам «Биржи грузоперевозок ATI.SU» фокусироваться на амбициозных целях — и достигать их.
Сегодня мы рассмотрим ещё несколько кейсов на уровне команд и компании и покажем, как OKR объединяет усилия многих сотрудников для достижения стратегических целей.
«Мне сложно представить нашу работу без OKR»
Проджект-менеджер Ксения познакомилась с OKR одной из первых в компании — и первый опыт оказался не самым удачным. В начале 2023 года команда Ксении поставила перед собой цель: увеличить количество активных пользователей сервисов проверки контрагентов. Достичь этой цели не удалось.
— Наши идеи не выстрелили. Когда работаешь с продуктом, никогда нет гарантии, что гипотеза сработает, — объясняет Ксения. — Увы, гипотезы не сработали.
Но трудности Ксению не испугали, и в середине 2023 года она взялась сразу за две новых командных цели. Каждая из них заслуживает отдельного внимания.
- За деньги — нет!
Многие пользователи ATI.SU используют двухфакторную аутентификацию. Раньше большая часть кодов для входа на сайт отправлялась с помощью SMS-сообщений. На их отправку уходило от 200 до 300 тысяч рублей в месяц, особенно дорого обходились «эсэмэски» за рубеж. А так как компания активно расширяет и российскую, и зарубежную аудиторию, эти расходы постоянно росли.
— С этим нужно было что-то делать, — вспоминает Ксения. — Мы обмозговали проблему с разработчиками, придумали альтернативные бесплатные методы рассылки (пуш-уведомление в приложении, «колокольчик» на сайте, электронная почта) и приступили к их реализации. При этом не забывали о безопасности, не рассылали коды направо и налево.
Задачу удалось реализовать меньше чем за три месяца, и сегодня компания экономит на уведомлениях несколько сотен тысяч рублей каждый месяц.
- Лидтайм — это то, ради чего мы живём, дышим и умираем
В одной из продуктовых команд после кадровых перестановок просел лидтайм — скорость выполнения задач. Для решения проблемы были внедрены в процессе практики Канбан-метода. На внедрение ушло всего два месяца, а ключевой результат был достигнут: лидтайм снизился в 2,5 раза в 85 персентиле.
***
Успешно выполнив эти командные задачи, Ксения включилась в работу над стратегической целью компании и стала ответственной за достижение одного из ключевых результатов.
Цель заключалась в создании системы сбора и визуализации метрик продуктов, команд и отделов — корпоративной странички, на которой можно отслеживать основные показатели всех отделов компании и следить за состоянием её «здоровья». Ключевой результат, за который отвечала Ксения — создание дашбордов для каждого из 47 продуктов компании.
— Цель была технической, поэтому сверхсложной назвать её не могу, — вспоминает Ксения. — Трудности возникали, но всегда было понятно, как их можно преодолеть. Мы определили, какие метрики по каким продуктам нужны, а затем началась разработка: я «запихивала» задачи для разработчиков в квартальный план, «протаскивала» их по приоритетам. Дашборды начинали работать и собирать нужную информацию, и цель была выполнена в назначенный срок.
В 2024 году цели Ксения стала владельцем другой стратегической цели компании — «Совершить технический рывок». В рамках этой технической цели необходимо было снизить количество связей с MSSQL (от этой БД компания планирует отказаться в ближайшее время), перейти на хранилище секретов Vault и снизить стоимость окружения, т. е. регулярные траты на оборудование.
Цель была достигнута. Ксения рассказывает, что OKR сыграл весомую роль в её достижении и позволил приоритезировать задачи, выделить на их решение дополнительные ресурсы.
— Без OKR выполнить эти задачи в наших реалиях, когда постоянно нужно делать новые фичи для клиентов и развивать уже существующие продукты, было бы невозможно, — вспоминает Ксения. — Теперь мне сложно представить себе работу нашей компании без OKR. У нас много команд, продуктов, направлений. OKR позволяет распределять усилия, не распыляя их, задаёт направленность, помогает фокусироваться на задачах бизнеса и достигать целей, которые мы перед собой ставим.
OKR научил меня: за ресурсы нужно бороться. Никто не даст тебе их просто так, просто потому, что ты классный. В компании есть другие задачи, цели, приоритеты, поэтому — нужно бороться! Наверное, для меня это был самый главный урок, и если бы я его не получила, такого прогресса бы не достигла.
Тем, кто раньше не работал с OKR, Ксения рекомендует не бояться инструмента.
— Мой совет — бери и делай. Это всего лишь инструмент! И множество кейсов показывают, что инструмент вполне рабочий. Возможно, его как-то придётся адаптировать, настроить под себя. Но если хочешь получить новый результат, будь готов к тому, что придётся совершать новые действия.
Охота на мамонтов
Команда Android занимается разработкой и поддержкой мобильных приложений. Тимлид команды Илья и продакт-менеджер Роберт работали и продолжают работать с OKR — методология помогает им фокусировать внимание на важных задачах и успешно их выполнять.
В конце 2023 года ребята поставили перед собой цель: увеличить количество пользователей, совершающих покупки в приложении. Цель получила название «Иван Васильевич повышает конверсию». Первая итерация цели, длившаяся с октября по декабрь, завершилась не так хорошо, как хотелось бы (хоть прогресс и был), а потому цель получила вторую итерацию — она длилась с января по июнь 2024 года и была выполнена на 100%.
— OKR очень помог, потому что мы сфокусировались на цели практически на девять месяцев. Всё это время мы работали с регистрацией, решали проблемы с платными продуктами и сделали в этот период больше малых и средних бизнес-фич, чем делали до этого, — рассказывает Роберт.
Повышение конверсии особенно заметно сказалось на финансовых показателях. Цифр называть не будем, но скажем, что за год прибыль от покупок, совершаемых в мобильном приложении, выросла почти в два раза.
Во второй итерации некоторые ключевые результаты были перевыполнены в 7 и более раз. Илья признаётся, что такой успех очень воодушевил команду:
— Ключевые результаты должны быть измеримы по чётким критериям. Бывает, что их тяжело сформулировать, но очень важно сделать это правильно. Результаты нам нужны не только для их отслеживания, но и для внутреннего дофамина.
Другая цель — Документация 2.0 — помогла отделу оптимизировать свою работу и упростить обучение новичков. В рамках этой цели был создан сайт с документацией для разработчиков и тестировщиков.
— Я не устаю нахваливать этот сайт и радоваться ему, он очень крутой, — рассказывает Роберт. — Документация генерируется на уровне кода. Сайт с поиском, c инструментом проверки ссылок, с картинками: всё как у людей. Туда занесены все наши разработческие регламенты, сейчас заносим регламенты для тестировщиков. Это живой инструментарий, который постоянно пополняется и адаптируется.
Основная польза ОКR для нас — это фокусировка. Мы поставили фокус на создание сайта и удерживали его в течение одного PI, а на выходе получили готовую работающую систему. Если бы не OKR, времени на её создание ушло бы гораздо больше.
Ещё одна цель, с которой справились Илья и Роберт, называлась Глубокое проникновение. В рамках этой цели была реализована поддержка механизма deeplinks (глубинных ссылок) в мобильном приложении для упрощения работы и улучшения пользовательского опыта — чтобы пользователи могли делиться ссылками из приложения с теми, кто работает через браузер. И в этой работе отделу помогла OKR.
— Методологию можно сравнить с охотой на мамонта, — объясняет Илья. — Допустим, есть первобытное племя. Собирать корешки палкой-копалкой каждый его член может сам. А чтобы поймать мамонта, нужно быть командой: собраться, скоординироваться, приложить усилия. Цели OKR напоминают мне таких мамонтов: вся команда должна сплотиться для их достижения.
— А мне вспоминаются лебедь, рак и щука, — находит другое сравнение Роберт. — Они все очень активные, у каждого свои таланты, но все почему-то тянут на себя. И OKR у меня ассоциируется с решением этой проблемы, когда мы можем собраться, сфокусироваться и потянуть в одну сторону.
Спорт высоких достижений
«Упростить путь пользователя» — это одна из трёх стратегических целей ATI.SU в 2024 году. В рамках этой цели компания изучила путь клиента с момента его первого появления на сайте (перехода по ссылке из рекламы или поиска). Владельцы цели попытались оптимизировать каждый шаг пользователя и поставили перед собой три ключевых результата:
● увеличить конверсию в регистрацию (т. е. долю пользователей, зарегистрировавшихся после первого попадания на сайт);
● увеличить конверсию в оплату (донести до пользователей ценность платных услуг);
● увеличить количество пользователей десяти ключевых продуктов.
Владельцем последнего ключевого результата стала CPO компании Екатерина.
— Нам понадобилась поддержка практически всей компании, — рассказывает Екатерина. — Мы отобрали 10 продуктов, которые хотели развивать, и каждой продуктовой команде поставили свою цель, которая поддерживала нашу общую цель. Например, команда сервиса «Поиск транспорта» поставила себе ключевой результат по увеличению количества пользователей, добавляющих на Биржу машины. Они решили изменить форму добавления машин: организовали исследования, собрали обратную связь от клиентов, провели UX–тесты.
На работу ушло полгода, но как только новую форму выкатили, конверсия пошла в рост. Пользователи стали добавлять машины быстрее и охотнее. Работа многих специалистов принесла результат: новая форма стала проще и понятнее для пользователей!
OKR предполагает постановку амбициозных целей, для достижения которых нужны серьёзные усилия. Екатерина изучила тренды и выяснила, каким может быть органический рост — а затем установила целевые результаты значительно выше расчётных. Работая над целью, Екатерина координировала работу продакт-менеджеров и отслеживала её результативность.
— Нужно было, чтобы каждая команда включилась в работу и помогала генерировать идеи, ведь инженеры часто могут предложить классные технические решения, — объясняет Екатерина. — Малыми усилиями, по копеечке мы пробовали разные гипотезы, решали технические проблемы.
Екатерина уверена: OKR учит эффективно работать и достигать целей, которые поначалу могут казаться невыполнимыми. Методологию она сравнивает со спортом высоких достижений.
— Каждый из нас умеет бегать, но марафон без подготовки не пробежит никто. Но если каждый день тренироваться, рано или поздно покорится любая дистанция. Наш отдел учился работать над продуктом ежедневно, с регулярными точками синхронизации.
Каждую неделю мы встречались: ребята делились тем, что сделали, какие результаты получили, к каким выводам пришли, обсуждали, что получилось, а что нет. Важно было наладить вот эту рутину, которая превратила нас всех в марафонцев.
В итоге задачу удалось выполнить почти на 70%: для OKR это очень хороший показатель. Более того: многие вспомогательные цели, установленные продуктовым отделам, были выполнены на 100%.
* * *
Опыт наших коллег показывает, что OKR — это эффективная и простая в освоении методология, которая помогает добиваться результатов на разных уровнях, от уровня команды до уровня большой компании.
Он также показывает, что в OKR каждый может найти что-то своё. Одним OKR помогает сфокусироваться на цели, целенаправленно двигаться к ней, не увязая в потоке рутинных и срочных задач. Других методология тренирует и закаляет, помогает выработать полезную привычку регулярно работать над поставленной целью. Наконец, на уровне команды OKR может стать эффективным инструментом координации, помогающим направить усилия всех членов команды в нужном направлении.
Чего никто из наших собеседников не нашёл в OKR, так это — минусов. Продакт- и проджект-менеджеры, руководители, тимлиды и линейные сотрудники высоко оценивают методологию и рекомендуют коллегам познакомиться с ней: много времени это не займёт, а опыт в любом случае будет полезным.