Как собрать и удержать креативную команду

Выгорание, отсутствие публичности и узкая специализация — три проблемы креативной команды, которая постоянно работает на несколько брендов. Однако мы смогли их решить.

Сергей Мосякин
Head of Creative & Production Services

Меня зовут Сергей, я руковожу командой копирайтеров, дизайнеров, аниматоров, редакторов, разработчиков и локализаторов. Более 40 человек, которые создают контент и рекламу для продвижения нескольких финтех-продуктов по всему миру. Ресурсов хватает, чтобы создавать коммуникации разной сложности для всех каналов и форматов. Студия создана внутри маркетингового агентства Dataduck.

В традиционных студиях специалисты постоянно слышат, что «дизайн должен решать задачу клиента» и «контент должен быть полезен людям». Но знаете ли вы о дальнейшей судьбе ваших идей? Решает ли ваш дизайн бизнес-задачи? Полезен ли контент?

Возможно, через пару месяцев вы наткнетесь где-нибудь в интернете на свой дизайн или текст. Критически оцените, что могли бы сделать лучше тут, перефразировать здесь, переснять сцену там. Но у вас уже новые клиенты, а прежние не сообщают, насколько хорошо прошла рекламная кампания.

В Dataduck мы постоянно работаем над продвижением нескольких брендов, следим за эффективностью коммуникаций, выбираем лучшие решения и делаем их еще круче.

Наши специалисты всегда на связи с продуктовой командой заказчика, баерами и пиарщиками. Мы первыми тестируем обновления, читаем итоги опросов пользователей и задаем неудобные вопросы разработчикам.

Первое, что я говорю человеку на собеседовании, — в отличие от традиционной студии у нас ты сможешь родить, воспитать и отправить во взрослую жизнь свои идеи.

Команда существует три года. Пришлось провести много экспериментов, прежде чем люди стали оставаться в компании надолго и рекомендовать нас друзьям. Три самые болезненные проблемы, с которыми мы столкнулись, — это выгорание, узкая специализация и отсутствие публичности команды.

Проблема первая — выгорание

Пару лет назад, когда мы только собирали команду, я встретился с тремя специалистами, которые, не сговариваясь, принесли заявление на увольнение в один день. Людям было сложно заставить себя писать текст и делать дизайн для очередной версии ленда, которая незначительно отличается от десятка предыдущих.

Мы расставались с сотрудниками с большим сожалением, потому что теряли не просто хороших специалистов, но и часть накопленного опыта работы с продуктом и рынком. Поэтому начали бороться с выгоранием и заботиться о мотивации.

Прежде всего мы изменили подход к найму. Научились задавать кандидатам неудобные вопросы на собеседовании и выяснять, готов ли человек отправиться в дальнее плавание с командой. Некоторым людям приходилось отказывать — они «хотели попробовать что-то новое» или «всегда мечтали работать с иностранным рынком». А нам нужны люди, которые уже нашли себя в профессии и готовы развиваться в глубину.

Чтобы подогреть мотивацию сотрудников, мы дали им больше свободы в принятии решений.

Структура агентства ближе к традиционной вертикальной, потому что так эффективнее решать задачи разных команд агентства и быстро реагировать на изменение рынков разных стран. Несмотря на это, у нас нет формализма и бюрократии.

Сотрудники напрямую общаются с внутренними заказчиками, участвуют в обсуждении проекта на любой стадии и сами выбирают способы решения задач. Когда новый человек приходит в команду, тимлиды помогают ему накопить знания об особенностях работы с брендами и продуктами, а потом дают свободу в выборе решений.

К примеру, мы приглашаем аниматоров, когда придумываем идеи для видео. Дальше они сами могут реализовать свои предложения. Если приходит задача на баннер, то она попадает напрямую к дизайнеру, который делает их не первый год, и лучше заказчика понимает, какие приемы работают.

Новые вызовы также помогли команде справиться с выгоранием. Недавно мы начали работать с рекламой, рассчитанной на культурные особенности разных стран. В редкой студии есть возможность сделать креатив с танцами для Индии или безумным говорящим пальцем для Таиланда.

Проблема вторая — отсутствие публичности

Обычная студия не так сильно страдает, когда увольняется специалист, потому что есть десятки других людей, мечтающих в ней работать. В нашей студии нет очереди из кандидатов, потому что нет публичности: мы не участвуем в фестивалях и рейтингах.

Эта проблема решается до сих пор. И подобные публикации — один из немногих способов рассказать, что мы существуем.

Как руководитель я помогаю кандидатам и сотрудникам иначе смотреть на проблему. Мы копим не награды, а опыт создания промоматериалов для конкретных продуктов и рынков. Поэтому отсутствие публичности, которую кандидат считал минусом при трудоустройстве, становится плюсом, когда его хантят другие компании.

Для реального бизнеса важнее не фестивальные призы, а умение специалиста влиять своим дизайном или текстом на показатели прибыли.

К примеру, у меня 15-летний опыт работы в классических агентствах и студиях. Но я с готовностью перешел в продакшен с узкой специализацией, когда понял, что могу тестировать гипотезы и постоянно улучшать свои творческие решения. Похоже, мои коллеги разделяют эту точку зрения, потому что многие работают в команде не первый год.

Проблема третья — узкая специализация

Креативная студия в Dataduck — это конвейер, а не креативный бутик. Поэтому специалисты заточены под узкие задачи. И хотя кажется, что в таких условиях мы не должны уметь делать нестандартные решения, однако мы их всё же делаем.

За три года мы пробовали разные форматы сотрудничества с людьми. Вначале нанимали в штат специалистов на любые случаи, чтобы полностью отключиться от внешнего рынка. Потом работали с большим количеством фрилансеров, чтобы не зависеть от ограничений штатных специалистов.

Год назад я попробовал заказывать тексты и сценарии только у фрилансеров. Изучил полторы сотни анкет, выдал полсотни тестовых заданий, заказал три десятка сценариев. И столкнулся с реальностью рынка фриланса — ни один специалист не был готов изучить финансовые продукты и особенности аудитории разных стран. Все хотят создавать крутые идеи, но мало кто умеет подчинить идею задачам рекламы и вписаться в бюджет продакшена.

Сейчас во всех наших направлениях есть и постоянные специалисты, и временные, которые подключаются к проекту при необходимости. Команда локализации, например, состоит из менеджеров, которые передают задачи внештатным переводчикам. Лучших мы переводим на зарплату.

В команде видеопродакшена продюсеры собирают рабочие группы из наемных режиссеров, операторов и аниматоров. Но при этом локализацию роликов делают штатные аниматоры, которые знают обо всех особенностях продуктов. Здесь мы не смогли добиться от фрилансеров нужной скорости и качества. Зато подрядчики выполняют съемку или создают анимацию так, как не умеем мы.

Как устроена команда

Сейчас в команде большинство людей работает больше года, а тимлиды с нами не менее двух лет — это точки накопления опыта. Без них мы были бы просто бандой вечно горящих креаторов и дизайнеров.

В студии шесть направлений, каждое из которых работает по своим правилам, но специалисты разных профилей могут последовательно участвовать в одном проекте. Чтобы состыковать их между собой и гарантировать выполнение задач на потоке, мы ввели четкие рабочие процессы. Каждый специалист понимает, у кого взять недостающую информацию, с кем согласовать решение и кому поставить задачу дальше по цепочке.

Направления работы студии:

  • Content Marketing — коммуникационный, технический и информационный копирайтинг и редактура.
  • Creative — сценарии для видео любого типа: обучающие, рекламные, информационные.
  • Video Production — производство анимационных и постановочных роликов.
  • Design — графический и веб-дизайн, айдентика.
  • Web & Development — управление веб-проектами и разработка сайтов, сервисов, лендингов.
  • Localization — локализация контента и озвучка для видео.

В рамках одного направления специалисты могут решать задачи десятка заказчиков, которые не всегда синхронизированы между собой. Тимлиды наводят порядок в приоритетах и распределяют входящие задачи внутри своих направлений. Примерно та же роль у меня как руководителя команды, только я задаю приоритеты проектов, учитывая их значимость для компании и ее целей.

Мы не только про продакшен, но и про креатив, поэтому меняем процессы на ходу, когда они мешают решить задачу по-новому. В менеджменте мы выбрали «Срединный путь» как Pixar — не уходим в отрыв от реалий бизнеса, но и не загоняем творческих специалистов в рамки бюрократии и процессов.

Секретный ингредиент

Прошлой весной все сотрудники перешли на дистанционную работу, и ничего не сломалось. Задачи решаются вовремя, глаза горят, руки делают. Я долго не мог понять, почему в знакомых традиционных студиях все наперекосяк, а у нас — нет.

Думаю, дело в том, что мы объединены не общим рабочим пространством, а продуктами, которые делаем и продвигаем вместе. Еще до карантина половина команды работала дистанционно из разных стран. Благодаря этому опыту мы безболезненно пережили переход на работу из дома.

В команде креатива и продакшена Dataduck мы можем делать то, что невозможно в привычной студии. Мы накапливаем опыт работы со знакомыми брендами на незнакомых рынках, можем пробовать новые подходы и улучшать наши прошлые решения.

Больше наших работ

Мы ищем специалистов, которые любят свою работу так же, как мы. Присоединяйтесь к нам!

Будем рады пообщаться в почте hr@dataduck.com или в любом другом месте: https://linktr.ee/dataduck

88
2 комментария

Работал с Сергеем как на фрилансе, так и в одной команде. По своему опыту могу сказать, что структурность мышления Сергея позволяет ему максимально четко формулировать задачу, а значит, работая с ним, всегда ясно понимаешь: что делать, какие у проекта этапы, когда дедлайн и т.д. Так что работу под его руководством всячески рекомендую)

2
Ответить

Спасибо, что поделились, это очень здорово! ❤️

1
Ответить