Журналист и копирайтер: почему перепрыгнуть между профессиями сложнее, чем кажется?
Между журналистикой и копирайтингом — пропасть, которую не перепрыгнуть без серьезной перестройки мозгов. Журналистам придется переучиваться, как и нам, копирайтерам, если мы вдруг решим писать для СМИ. Сравним две профессии и поймем, почему щелчка пальцев для перехода из одной в другую точно недостаточно.
Причина №1: Тексты, которые мы пишем, совсем разные
Да, копирайтеры пишут статьи. Но это только верхушка айсберга! На голову копирайтера в агентстве могут свалиться:
- Посты для соцсетей;
- Email-рассылки;
- Пуш-уведомления;
- Тексты для лендингов;
- Рекламные креативы;
- Контент-планы.
И вся эта красота должна в итоге решать конкретные бизнес-задачи: продавать, повышать узнаваемость, мотивировать подписаться или хотя бы заставить улыбнуться (чтобы потом все равно продать, лол).
Конечно, есть модные копирайтеры, которые нишуются — пишут только статьи или только для определённой отрасли. Но для работы в агентстве такой подход не прокатит.
Короче, хороший копирайтер знает, как создавать разные форматы текста, чтобы они решали задачи бизнеса.
До недавнего времени я считала, что журналисты пишут только статьи и колонки. Наивная... Ведь у них своя богатая система жанров:
- Новостные заметки (короткие и расширенные);
- Интервью и репортажи;
- Очерки;
- Авторские колонки;
- Эссе;
- Обзоры;
- Рецензии.
А еще есть портретные зарисовки, фельетоны и корреспонденция.
В общем, хороший журналист умеет создавать тексты, которые вызывают резонанс, которые комментируют и шерят.
Причина №2: По-разному работаем с информацией
Прежде чем написать хоть строчку, копирайтер:
- Изучает целевую аудиторию.
- Разбирается в продукте.
- Общается с заказчиком или экспертом.
При этом хороший копирайтер всегда четко представляет, для кого пишет. Статья о беговых кроссовках для профессионалов и для случайных посетителей спортзала будут абсолютно разными.
Интервью с клиентом или экспертом копирайтер назначает заранее, стороны успевают подготовиться (и даже надеть штаны перед созвоном). Цель — вытянуть максимум информации, чтобы создать текст, полезный и для читателей, и для бизнеса.
У копирайтера аудитория узкая, а к интервью можно подготовиться.
Аудитория журналистских текстов гораздо шире — от подростков до пенсионеров. Писать нужно просто, чтобы тебя понял и академик, и электрик.
С интервью всё сложнее:
Иногда это личное и спокойное интервью наедине со спикером, например, у него дома. А иногда — внезапное интервью с условным министром, чтобы получить "острый", злободневный текст. А если срочно нужен комментарий к новости, журналист бесконечно звонит спикеру и всеми способами выводит его на диалог. Это неудобно, но держит в форме.
Еще журналисты часто работают на брифингах, пресс-подходах, пресс-конференциях: много журналистов, один или несколько спикеров — эксклюзива не получится, но зато есть шанс задать именно свой вопрос. У журналиста аудитория широкая, а интервью могут быть спонтанными.
Причина №3: Темп работы — небо и земля
Работа хорошего копирайтера чаще спокойная, может даже рутинная, с запасом по времени. Да, случаются авралы, когда нужно срочно оседлать хайповую тему. Но обычно сроки комфортные, с учетом возможных правок. Копирайтер получает ТЗ, спокойно собирает информацию, пишет текст, сдает, а после так же спокойно вносит правки — один раз или десять, как повезет. Спокойно ≠ лениво, просто обычно есть время подумать.
Копирайтеры пишут дольше и торопятся реже.
Журналист, особенно новостник, не может позволить себе долго собирать фактуру, неделю писать текст, а потом размазывать согласование ещё на месяц. Есть план задач, но уже после планёрки кто-нибудь может прервать ну очень важной задачей, которую нужно закончить через час.
Журналисты постоянно на связи, чтобы не пропустить инфоповоды. Обратная сторона — когда текстов много, страдает качество. Зато работа держит в тонусе!
Писать нужно быстро. Иногда очень. И желательно ничего не перепутать и не обозвать Павла Анатолием.
Журналисты работают быстро и часто в огне.
Причина №4: Разные типажи людей в профессиях
У копирайтеров нет жестких требований к личности. Главное — не быть токсичным, не стесняться задавать вопросы, не перекладывать ответственность и иметь некоторую стрессоустойчивость (особенно если заказчик окажется с сюрпризом). Конечно, бывает, что авторов подбирают «под команду», но это уже другая история. Копирайтеру не нужен определенный характер, чтобы писать хорошо.
А вот журналист со стеснительным характером — это нонсенс. Хороший журналист должен быть:
- Стрессоустойчивым.
- Любопытным.
- Занудным в фактчекинге.
- Дотошным.
- Внимательным.
- Способным быстро принимать решения.
Вот я делаю новости. Иногда сложные, эмоционально тяжелые. Но написать простую рекламу я не смогу — мозг перестроился. Мне проще стоять и снимать огонь, отписывать новость в телеграм, чем делать какой-нибудь кейс.
Журналисту нужны железные нервы и щепотка цинизма.
Короче говоря...
Журналист и копирайтер — это две разные профессии, которые только кажутся близкими. Чтобы перейти из одной в другую, придется многому научиться и многое забыть. Иначе получится только посредственный копирайтер или недожурналист.
У нас по-разному сложная работа, разные тексты, разные цели. Всё, что нас объединяет — мы складываем буквы в слова, слова в предложения, а предложения в тексты.
А вы как думаете: может ли журналист в один момент стать копирайтером, а копирайтер — журналистом? Делитесь👇🏻