Хороший ли вы руководитель?

При ответе на этот вопрос предлагаю руководствоваться тремя критериями:

1. Можете ли вы управлять собой, действуя в соответствии с вашими ценностями,

2. Насколько успешно вы управляете своими сотрудниками, избегая конфликтов и конкуренции между ними,

3. Можете ли вы донести до участников вашей команды требования к ним, а также принятые в вашей компании ценности, нормы и стандарты.

Начните с себя

Многие руководители и топ-менеджеры со временем перестают работать над собой, а значит развиваться. Они редко спрашивают себя: «Насколько я хорош и должен ли я быть лучше?».

С другой стороны, во многих случаях они не знают, что им нужно делать, чтобы прогрессировать, достигая большей эффективности, и не понимают, сколько времени и усилий требуется для личностного роста. Сложность этой задачи усугубляется тем, что уроки лидерства и саморазвития трудно преподать: руководитель должен учиться на собственном опыте.

Управление — это ответственность за результаты деятельности вашей команды

Рабочие дни каждого руководителя заполнены множеством конкретных забот, и чтобы справиться с этим хаосом, ему нужна ментальная модель деятельности.

Мы предлагаю подход, основанный на трех императивах: «Управляй собой», «Управляй своей сетью», «Управляй своей командой». Обычно люди сводят управление к третьему императиву, но на самом деле успех обеспечивает следование всем трем.

Управлять собой

Управление начинается с вас, и с того, кем вы являетесь как личность: что вы думаете и чувствуете, каковы ваши убеждения и ценности, и особенно то, как вы общаетесь с другими, — все это имеет большое значение для людей, на которых вы должны влиять. Очень часто они спрашивают себя: «Могу я доверять человеку, который является моим руководителем?». То, кто вы есть на самом деле, наиболее ясно проявляется в ваших отношениях с другими, особенно с теми, за кого вы несете ответственность.

Это доверие состоит из двух компонентов: веры в вашу компетентность (вы знаете, что и как делать) и веры в ваш характер (ваши мотивы достойны, и вы хотите, чтобы ваши люди преуспевали). Доверие — это основа всех форм влияния, кроме принуждения, и вы должны вести себя с другими так, чтобы способствовать установлению доверия.

Управлять сетью партнеров

Эффективные менеджеры строят и поддерживают широкую сеть постоянных отношений с теми людьми и организациями, которые могут быть полезными вашей компании.

Управлять командой

Многие менеджеры не понимают, что управление каждым сотрудником в отдельности совсем не то же самое, что управление группой, и что зачастую гораздо эффективнее влиять на индивидуальное поведение именно через группу. Дело в том, что большинство из нас испытывают потребность быть частью команды, приверженной общей цели, где все участники несут ответственность за себя и друг за друга.

Не менее важна и корпоративная культура. Сотрудники компании должны знать ее ценности, нормы и стандарты, включая общение между собой. При этом эффективные менеджеры знают, что даже в хорошо сплоченной команде они не могут игнорировать отдельных ее участников.

И, наконец, эффективные менеджеры знают, как организовать повседневную командную работу, как совместно преодолевать незапланированные проблемы и как использовать возможности, чтобы добиться прогресса компании.

Оценивать себя

Чем выше вы поднимаетесь в своей организации по служебной лестнице, тем меньше обратной связи вы получаете о своей работе, а потому вам нужно самому регулярно оценивать себя. Не расстраивайтесь, если вы найдете несколько областей, где вы далеки от совершенства. Ваша цель — не достичь идеала, а развить свои сильные стороны и компенсировать свои недостатки в контексте деятельности вашей компании.

Что вы можете сделать прямо сейчас:

Прежде всего, возьмите на себя ответственность за собственное развитие. Ставьте личные цели. Запрашивайте обратную связь у других. Включитесь в программы корпоративного обучения. Прислушивайтесь к мнению авторитетных коллег и наставников. Одним словом, включите фактор обучения в вашу повседневную работу.

Для этого попробуйте простой подход из трех шагов.

  1. Подготовка

Каждое утро начинайте с просмотра дел на предстоящий день и подумайте, как вы можете каждое из этих дел использовать для развития ваших менеджерских качеств. Выделите задачи, которые вы можете делегировать вашим сотрудникам. Помните: если вы не выходите за рамки привычных шаблонов и не практикуете новые подходы, вы вряд ли добьетесь прогресса.

2. Действия

Для любых действий, необходимых в вашей повседневной работе, используйте новые подходы, не теряя решимости.

3. Анализ

Рефлексия имеет решающее значение, и она работает лучше всего, если она стала вашей регулярной практикой. Выделяйте время в конце каждого рабочего дня, чтобы задать себе вопросы, какие ваши действия сработали хорошо и что нужно было сделать по-другому. Некоторые менеджеры ведут соответствующие записи.

Вы можете стать тем, кем хотите. Но для этого нужно взять на себя личную ответственность за овладение вышеизложенными менеджерскими качества.

Андрей Игнатьев, бизнес-психолог Первого центра бизнес-психологии Alter Ego. Специально для VC.

2 комментария

По-моему вы слишком серьезно относитесь к простой роли руководителя. Постоянный самоанализ, рефлексия и изучение нового приведет человека через пару лет в психушку. 

1

а что плохого в самоанализе?  Если не можешь проанализировать свои действия, как поймешь в чем заключалась ошибка или наоборот как смог получить результат? 

1