Карьера копирайтера: почему издатель — должность не для автора?

Продолжаем разбираться в карьерном пути автора. В первой части мы уже выяснили у экспертов, чем занимается главный редактор, за что любит свою работу и как им стать.

Теперь обсудим работу издателя. И в этом снова помогут эксперты: Константин Рудов, главный редактор блога «SMMplanner», Никита Ларионов, владелец продукта UGC в «Сравни.ру», Наталья Которева, редактор в «Яндекс.Практикум» и Родион Скрябин, генеральный директор КБ «Палиндром».

Карьера копирайтера: почему издатель — должность не для автора?

Издатель: что делает и кем руководит

Скажу честно, об издателях в авторской среде вообще мало слышно. Я издателей воспринимала как таких серых кардиналов в контенте. Редакторы и главреды на виду, пишут колонки, публично выступают, а издатели — что?

Разобраться в вопросе удалось, когда мы готовили материал о работе издателей для канала «Дайджест копирайтера». Так, выяснилось, что издатели — это, по сути, бизнесмены. Выстраивают стратегии, привлекают бюджеты и развивают издание, наращивают трафик и прибыль.

Но тонкости профессии я не прощупала. К счастью, эксперты приоткрыли мир издателя в этой статье.

Константин Рудов объяснил, что должность издателя появляется в команде, как правило, когда в ней есть ещё главред и контент-продюсер. В таком случае, контент-продюсер отвечает за разноплановые проекты на онлайн-площадках. А издатель подключается, чтобы выпускать некую контент-продукцию. Например, электронную книгу. Чаще всего, «издатель» и «контент-продюсер» используют как синонимы, — в небольших командах один человек может выполнять обе функции.

Что входит в задачи издателя?

Родион Скрябин объяснил, что «задачи издателя — штука неочевидная. Глобально издатель отвечает за то, чтобы медиа существовало. Он делает всё, чтобы медиа развивалось, росло и окупалось. Издатель — главнокомандующий, за которым стоят редакции, маркетинг и тимлиды разработки».

А ещё он отметил, что важно различать издателя в классическом и бренд-медиа.

В классическом медиа издатель часто совмещает работу издателя с должностью генерального директора. Выживаемость издательства — целиком на нём. В области внимания издателя классических медиа — вопросы самоокупаемости, рекламные ёмкости издания. Чтобы «выжить», нужно прилагать много усилий.

Издателям бренд-медиа живётся полегче. В них издатель — не центр принятия финансовых решений, он больше занимается продуктовыми вопросами, разрабатывает стратегии, следит за эффективностью отдельных кампаний.

Несмотря на то, что сложно чётко обрисовать границы работы издателя, мы выделили основные направления.

Итак, издатель:

Упаковывает продукт под маркетинговые задачи. Чаще всего издатель — это product owner, то есть руководитель проекта, менеджер продукта и маркетолог в одном. Он видит полную картину развития продукта, понимает его ценность на рынке и задаёт траекторию роста. Так как издатель понимает точку А, в которой издание и продукт находятся сейчас, и точку Б, к которой по итогу стремится команда.

Разрабатывает стратегию развития издания и продукта. Изучает аудиторию, формулирует и тестирует гипотезы, меняет модель бизнеса, если гипотезы не сработали. Например, если аудитория стала потреблять больше подкастов, чем лонгридов, издатель меняет формат медиапроекта.

Управляет финансами издания. Глобально — это не задача издателя, как пояснил Родион Скрябин. Но так как задача издателя сделать всё, чтобы медиа выжило, то он в какой-то степени может и за финансы взяться. Например, определяет общий и рекламный бюджет издания, рассчитывается с подрядчиками и управляет деньгами, которые издание собирает с читателей и потребителей продукта. Это может быть независимое медиа, которое частично существует на деньги аудитории.

Определяет политику дистрибуции контента. Издатель выбирает, на каких площадках распространять контент и с помощью каких инструментов, а также — откуда брать трафик.

Находит рекламодателей. На начальном этапе издатель может сам искать компании, которые органично вписываются в онлайн-площадку и офлайн-продукты издания, заключать с ними рекламные контракты. В крупных изданиях для этого создают коммерческие отделы и назначают sales-менеджеров, которыми издатель руководит.

Вот как много делает издатель. И пока кажется, что авторский опыт здесь вообще не применим.

Работа с текстами и сотрудничество с редакторами вряд ли научат, как принимать продуктовые решения, привлекать рекламодателей и управлять финансами.

Для автора ли этот путь?

Как стать издателем

Эксперты отметили, что для авторов путь в издатели не типичный. Более понятный путь для автора — стать высокооплачиваемым автором, редактором или главредом, потому что работа издателя напрямую с текстами не связана. Обычно издатели вырастают из проджект- и аккаунт-менеджеров.

Но мы-то знаем, что если есть желание, то всё возможно. Вот, что нужно освоить автору, если хочется стать издателем.

Узнайте основы продуктового менеджмента, чтобы понимать, какие бывают продукты, как выстраивать бизнес-модели, тестировать гипотезы и проводить исследования среди пользователей.

Изучите маркетинг. Издателю предстоит составлять медиаплан, находить эффективные источники трафика и анализировать показатели проекта. Издатель должен чётко позиционировать продукт на рынке — от этого напрямую зависит жизнеспособность издания.

Обучитесь управлению командой. Часто издатель сам формирует отделы и команды, ставит цели и выстраивает продуктивную работу между отделами и внутри них. Для управления людьми развивайте soft skills и эмоциональный интеллект.

Изучите, как привлекать инвестиции и распределять финансы в компании. Издателям предстоит распределять бюджет, составлять финансовые отчёты и оценивать окупаемость проекта. Презентовать продукт инвесторам и грамотно управлять средствами.

Изучать и изучать! В помощь — онлайн-курсы и практика в хорошей команде. Если вы стремитесь к работе издателем, нужно искать команду, в которой эта должность есть. Чтобы изнутри разглядеть, как оно там устроено и стоит ли этот путь таких усилий. А там, глядишь, издателю понадобится помощник — а тут вы, ваши амбиции и любопытство.

Учитывайте, что издателя или product owner’a ищут с опытом. В вакансиях на популярных площадках для поиска работы приглашают специалистов с опытом работы от 1 года, а на денежные позиции могут потребовать и 6-летний опыт в издательском или продуктовом бизнесе.

Путь непростой, долгий. Стоит ли он того?

Работа издателя в цифрах

Карьера копирайтера: почему издатель — должность не для автора?

За что издатель любит свою работу

«В работе издателя больше ответственности. Издатель глубже понимает процесс работы и охватывает весь процесс. Всё равно что в ресторане заказали блюдо от шеф-повара, которое он сам выносит в зал гостям. В такие проекты вкладываешь больше сил, но результат того стоит».

Наталья Которева, Редактор в «Яндекс.Практикум»

«На всей работе издания стоит печать качества издательства. Издатель занимается контентом в широком смысле и отвечает именем за всё, что выходит в информационное поле от лица издательства».

Константин Рудов, Главный редактор блога «SMMplanner»

«Издатель чувствует больше свободы. Он не живёт в парадигме "Нужно выпустить 20 статей в неделю". Его задача в том, чтобы для этих материалов нашлась аудитория. Издатель решает более многоплановые задачи, не вникает в каждый материал, его работа более поверхностная. Оттого в работе издателя свои трудности — сложно измерить результаты работы. Если у главреда есть четкий итог — 200 публикаций за год, то издателю так просто не сказать».

Никита Ларионов, Владелец продукта UGC в «Сравни.ру»

«Работа издателя только звучит привлекательно. Издатель — это менеджер высшего разряда, а руководительские должности привлекают всех. Как минимум из-за высокой зарплаты. На самом деле, объемы ответственности, болей и печалей, которые ложатся на плечи издателя — неизмеримы. Наверно, если вы мазохист, то вам нужно идти в издатели».

Родион Скрябин, Генеральный директор КБ «Палиндром».

Каждому ли автору стремиться в издатели?

Автору вообще не нужно расти до издателя, если это не ваша мечта. В этом случае, вектор полностью нужно менять.

«Для копирайтера есть два понятных пути. Первый — наращивать стоимость работы. Копирайтер может поставить цель зарабатывать 100 тысяч рублей за статью. Написал 5 статей в месяц — и прекрасно живёшь. А издатель — это бизнес-должность. Это история про менеджмент, бизнес, ответственность. Издателю не обязательно иметь журналистский или копирайтерский опыт.

Второй путь автора — вырасти до редактора, а потом до шеф-редактора или главреда. И редакторский путь далеко не всегда заканчивается издательским, это не обязательно».

Родион Скрябин, Генеральный директор КБ «Палиндром»

Итоги двух статей

После общения с экспертами мне захотелось хотя бы просто посматривать в сторону редактуры. Уверена, что базу редактуры стоит освоить каждому автору — сначала по книгам и статьям, потом по онлайн-курсам. Следите за новостями в индустрии, читайте интервью с редакторами и главредами и узнавайте об изнанке пишущих профессий на канале «Дайджест копирайтера». Так, в проектах без редактора и главреда вы сможете писать сильные тексты и перед сдачей работы клиенту включать редакторский взгляд со стороны, отсекать лишнее и концентрироваться на важном.

А вот издатель — позиция далёкая от того, что делает автор. И, пожалуй, если так хочется стать главным в издательском бизнесе, то прямо сейчас нужно бросить свои авторские задачи и приготовиться к нескольким годам работы в сильных командах.

Есть ещё вариант — вообще ничего не менять, а брать проекты посложнее и наращивать средний чек. Так и оставаться копирайтером, работать под руководством редактора или контент-менеджера или быть самому себе начальником.

Как считаете — какой путь перспективнее? А если вы автор — какой путь привлекает вас?

66
5 комментариев

Да, интересный материал. Благодарю. Когда я тоже занималась копирайтингом, но вскоре поняла, что это не совсем то направление, где я хотела бы развиваться

1
Ответить

Спасибо за отзыв:) В какую сторону сменили направление?

Ответить

Когда только начинала работать пиарщиком, периодически пыталась стучаться издателям на почту или на фейсбук, пока до меня не дошло, что они вообще не занимаются материалами, которые публикует их медиа) Но мне все равно кажется, что иметь какой-то редакторско-авторский бэкграунд для издателя будет полезно, чтобы разбираться в тонкостях работы своих подчиненных.
Спасибо за оба материала, было очень интересно)

1
Ответить

Да, конечно, опыт будет не лишний. Хотелось подчеркнуть, что одного его недостаточно, и предстоит освоить ещё кучу разноплановых дисциплин. Спасибо за отзыв и за интерес к статьям, я рада, что получилось полезно!:)

Ответить