{"id":13475,"url":"\/distributions\/13475\/click?bit=1&hash=d02bc673eeef140c065ecff57c60581e1072387cdb99484f3b963fcb612a6c69","title":"\u041a\u0430\u043a \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043e\u0431\u043b\u0438\u0433\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441 ","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Карьера для копирайтера: а нужно ли становиться главредом?

Поговорила об этом с главным редактором блога «SMMplanner» Константином Рудовым, владельцем продукта UGC в «Сравни.ру» Никитой Ларионовым, и Натальей Которевой, редактором в «Яндекс.Практикум» и экс-главным редактором в компании «Калуга Астрал».

«И что, теперь всю жизнь тексты писать?» — спрашивает себя автор, когда не видит перспектив.

Автор импульсивный решит — да ну их, эти тексты.

Автор любознательный дочитает эту статью и поймёт, что текстовый опыт можно направить в другое русло, обрасти знаниями и сменить роль.

Во мне часто просыпается тот первый, кто хочет всё бросить. Да, стоимость работы растёт, клиенты всё интереснее и интереснее. Но тексты да тексты, буквы да буквы, и так четвёртый год.

Два года назад я даже устроилась в SMM-агентство, а там планировала из «просто текстов» запрыгнуть в контент-менеджеры, начать рулить съемками, работать с инфлюенсерами, освоить дизайн. Всё потому, что из каждого утюга слышала «порог входа в тексты низкий», «копирайтеры получают копейки». В общем, с перепугу схватилась за всё.

А потом по голове шарахнуло. Если Ильяхов, не бросая текстов, всё может, то почему я не могу? Так. А почему только Ильяхов? Кто там ещё есть?

Так я выяснила, что помимо автора над текстом работает редактор, главный редактор, издатель и контент-продюсер. К каждому свои требования, и для каждой должности нужно обрасти скилами. Об этом я и пообщалась с главредами и издателями — и написала две статьи на эти темы. В этой расскажу, как пройти путь от автора к вершине, чего ждать от профессии главного редактора и как им стать.

Главный редактор — это кто?

Раньше я думала, что главреды есть только в известных журналах.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada» (2006)

А что на самом деле делает главред?

Отвечает за целостность контента. Главный редактор определяет, какие смыслы доносит контент, а еще стиль и «тон» текста, темы для публикаций, частоту постинга и визуальное сопровождение. «Главред глобально определяет, как „звучит“ контент» — говорит Никита Ларионов.

Следит за соблюдением законов. Наталья Которева объяснила, что главред следит за соблюдением авторских прав, закона «О рекламе». Это — юридическая база главного редактора. Если публикация нарушает закон, то спросят с главреда.

Разрабатывает редполитику в соавторстве с другими редакторами. В этом документе — образ издания, сайта и блога. На него опираются редакторы, авторы, дизайнеры, маркетологи — все, кто так или иначе пишут текст.

Занимается дистрибуцией контента. Константин Рудов сообщил, что перед тем, как составить контент-план и раздать задачи авторам, главред изучает ключевые запросы, чтобы публикации продвигались в поисковых системах, и следит, чтобы эти запросы были вписаны в текст органично. Либо делегирует это SEO-специалисту, если он есть на проекте. Но в любом случае главред тоже должен в этом разбираться.

Руководит авторами и редакторами. В больших редакциях и изданиях главред не общается с авторами напрямую, не вычитывает каждый текст — для этого есть команда редакторов. Но есть и исключения, когда главред ставит задачи авторам, минуя редакторов, когда редакторы выполняют функции главреда.

Задаёт правильные вопросы. Комментарии главреда открывают глаза на то, а не фигню ли делает автор, вписывается ли текст в общую канву. Сужу по своему опыту работы с главным редактором Телеграм-канала «Дайджест копирайтера», Яной Дворецкой.

Ни одна книга не научила работать с текстом так осмысленно, как сотрудничество с Яной. После её вычитки тексты обрастают пояснениями и фактами. Я как автор могу «отлететь» и забыть, что читатель чего-то не знает, сталкивается с ситуацией впервые, начинаю сыпать терминами и сокращать то, что стоит развернуть подробнее. И тут в игру вступают Янины вопросы, на которые без хорошего примера не ответишь.

За что главред любит свою работу

Меня как автора привлекает мысль, что само написание можно делегировать. При этом, вы обговорили редполитику и структуру, и при хорошем раскладе руками другого автора получается текст, которым ты гордишься. Главред как бы со стороны смотрит на текст, поэтому хорошо понимает — соответствует ли текст бизнес-цели.

Но за что всё-таки любить задачи главреда?

«Главный редактор вовлечён в производство материалов, оказывает большое влияние на повестку и то, что происходит в медиа. От лица главреда часто говорит всё издательство. Если вам важен глубокий смысл того, что вы создаёте, если у вас есть глубокое видение того, что должно быть сказано от лица издания — эта роль для вас»

Никита Ларионов
Владелец продукта UGC в «Сравни.ру»

«Работа главредом учит не быть для всех хорошим и балансировать между жёсткостью и свободой»

Константин Рудов
Главный редактор блога «SMMplanner»

Константин Рудов отмечает, что работа главреда учит бескомпромиссности — нужно все время соблюдать личные границы и отстаивать их при общении с авторами. Это становится вызовом для тех, кто привык избегать конфликтов и стараться всем угодить. И в этой жёсткости важно найти баланс.

По словам Константина, ты замечаешь, что требовать соблюдения дисциплины и самоотдачи в работе необходимо. И важно найти грань, чтобы жёсткость не перешла в самодурство.

Когда у тебя есть власть назначать авторов на проект и определять их гонорар, легко стать злодеем или наоборот слишком щедро начать распоряжаться клиентскими бюджетами. Важно выстроить рабочие процессы в долгосрочной перспективе так, чтобы не требовалось всё за всеми перепроверять, и чтобы исполнители не бежали на другие проекты при первой возможности.

Сложное в работе главреда — выстраивать дисциплину авторов через редакторов. Так главред осуществляет двойной контроль. Этому специально не научишься, такой навык приходится приобретать на собственных ошибках.

Работа главреда в цифрах

Как стать главредом

Работа главреда подойдёт тем, кто перерос роль исполнителя и готов руководить. Думаю, это приходит только с опытом и нельзя вот так с разбегу после пары месяцев работы автором стать главредом.

Вот какой путь к главредству обрисовали эксперты:

Стать автором. Сначала пройти путь копирайтера или автора, писать тексты для клиентов и изданий, работать в связке с редактором или главредом.

Константин Рудов считает, что существует два карьерных пути. В первом случае человек развивается горизонтально как автор. Во втором случае движется вертикально по ступеням «автор — редактор — главный редактор». И с точки зрения дохода, ни один из этих путей не лучше. Поэтому ваш рост — результат внутреннего решения и изучения нового.

Освоить редактуру. Здесь всё просто — можно пройти курс, который научит вычитывать тексты, отбирать нужную информацию и структурировать её. Или поработать под началом толкового редактора, анализировать его правки и мотать на ус ход его мыслей.

Изучить контент-стратегию. Главред понимает, как блог решает бизнес-задачи. Он умеет анализировать, составлять план действий и оценивать эффективность контента. Чтобы научиться составлять контент-стратегию, пройдите курсы или читайте наш канал «Дайджест копирайтера», там каждый день появляются новые статьи по разным контентным темам от экспертов отрасли.

Прокачаться в управлении. Главный редактор выстраивает работу других людей: оценивает загрузку и распределяет задачи. Пожалуй, здесь поможет только опыт. Лучше начать с малого: попробовать менторствовать над начинающими коллегами, только затем пробоваться на руководство большими редакциями, иначе вас просто съедят :)

Подведём итог

  1. Путь от автора до главреда занимает годы. Редко удаётся «проскочить» должность редактора и сразу ими руководить. Поэтому и стремление к росту нужно подкреплять действиями. Писать тексты вдумчиво, искать новые вызовы и неплохо бы поработать в команде, где уже есть редактор и главред, чтобы оценить ситуацию изнутри.
  2. Если вас привлекает эта позиция, то писать только ради заработка не получится. Пожалуй, главредом не станешь, если не видишь в текстах миссии, если для тебя это рубли за килознак.

  3. Главред — не единственный вариант карьеры для автора. О другом — работе издателя, мы поговорим в следующей статье. Выясним, что входит в обязанности издателя, в чём преимущества работы издателя и какие сферы стоит изучить автору, если он стремится на эту должность. И вообще, подходит ли такая работа для автора?

И вот мне интересно: как вы считаете, надо ли автору стремиться стать главредом или выгоднее прокачиваться в копирайтинге и повышать ставку? Давайте обсудим — пишите в комментах.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Анастасия Скачкова

Класс, спасибо за материал! Очень интересно получилось. Я вот из копирайтинга ушла в пиар - мне как раз все наскучило, захотелось чего-то другого, а не бесконечных букв-букв. И все равно было занимательно прочитать, куда можно было двигаться дальше - я перспективу стать где-нибудь главредом даже не рассматривала) 

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Кулачкова
Автор

Спасибо за отзыв! Рада, что вышло полезно:)

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong
 Если Ильяхов, не бросая текстов, всё может, то почему я не могу?

Потому что он в первую очередь бизнесмен (а точнее — инофобизнесмен), а потом уже — копирайтер. Причём, инфобизнесмен (а точнее — инофцыган) он очень хороший, а копирайтер — не очень.

 И вот мне интересно: как вы считаете, надо ли автору стремиться стать главредом или выгоднее прокачиваться в копирайтинге и повышать ставку?

Надо? Как можно со стороны определить, что надо другому человеку? Это ему решать. Одному эта работа подходит, другому — нет, всё индивидуально

Ответить
Развернуть ветку
Металлический хот-дог

Ну зачем вы так про его копирайтерские навыки, он хороший редактор, умный, грамотный. 
Хотя и инфобизнесмен тоже хороший.

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong
 Ну зачем вы так про его копирайтерские навыки, он хороший редактор, умный, грамотный

Для вас — может быть. Наверное, у вас изначально планка низкая. Возможно, вы зумер. Для тех, у кого она не такая низкая, он плохой копирайтер и такой же редактор. Я, например, из поколения Х, мне очевидно, что он пишет хуже, чем авторы советских брошюр-методичек 70-х годов.

Это, знаете, как с попсой. Если человек ничего кроме пьяных воплей соседей, подпевающих Сердючке, не слышал, то для него и Бузова будет хорошей попсой. Молодёжи отлично заходит. Для того, кто знаком с творчеством Мадонны, Марайи Кэри, Уитни Хьюстон и Бритни Спирс, творчество Бузовой — плохая попса. Вот Ильяхов — это Бузова копирайтинга

Ответить
Развернуть ветку
Металлический хот-дог

Нет, планка у меня не низкая, имею профильное образование журналиста и предметно знакома с стилистикой и литературным редактированием. Поэтому и берусь утверждать, что Максим — хороший редактор. Благодаря его методике мы получили информативные тексты без лишнего графоманства в сети.

Не берусь комментировать методички прошлых лет, однако замечу, что многое из того, что пропагандирует Максим в современной редактуре, — это переупакованные тезисы Норы Галь из книги «Слово живое и мёртвое». Книга была опубликована в 1972 году, ею вдохновлялись публицисты того времени. Возможно, вы это время застали.

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong
 Нет, планка у меня не низкая, имею профильное образование журналиста и предметно знакома с стилистикой и литературным редактированием

Э-э... как бы вам это помягче сказать... Профильное образование (особенно, особенно современное) — не гарантия высокой планки. Максим вон выпускник ажно МГУ — а всё равно нахватавшийся по верхам графоман и плохой копирайтер. И редактор плохой. Бузова редактуры.

 Не берусь комментировать методички прошлых лет, однако замечу, что многое из того, что пропагандирует Максим в современной редактуре, — это переупакованные тезисы Норы Галь из книги «Слово живое и мёртвое»

Я знаю. Только я это оцениваю не как переупаковку, а как вольный пересказ Максимом в меру его понимания. Например, его оранжевая книга, которую так любят зумеры и копирайтеры поколения ЕГЭ — это сильно ухудшенная версия советской методички для редакторов 70-х годов. Раздутая примерно в 20 (двадцать) раз. И в ней плохо абсолютно всё.

То есть он просто взял исходно здравые идеи, не понял границы применимости этих идей, возвёл их в абсолют, добавил воды, субъективности, апломба и пафоса, дополнил плохими примерами из областей, в которых ничего не смыслит, корявой вёрсткой и левыми комиксами. Всё это сопровождается противоречиями самому же себе на протяжении книги, а так же диким количеством ошибок и опечаток. 

Корректура? Вычитка? Да ладно... При декларировании заботы о читателе, книга сделана на «отъебись». В полном соответствии с модус операнди Максима: исповедовать ровно противоположное тому, что проповедуешь. Rules for thee, but not for me.

Это книга для двоечников, написаная троечником.

 Возможно, вы это время застали

Не застал. Я в 70-е слишком маленький был, чтобы этими вещами интересоваться

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Ильяхова

А почему вас так это заботит? Ну и пусть, зачем столько энергии тратить? Покажите свои работы, пусть они будут лучше, никто не запрещает другим писать книги, выпускать статьи. Ощущение, будто вам Ильяхов лично насолил. 

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

А вам-то какое дело до высказываний ноунейма из интернета? У меня есть мнение и я его высказываю. Потому что могу и хочу, мне для этого не нужны какие-то особые основания.

 Покажите свои работы, пусть они будут лучше

Чего? Может, мне ещё, прежде чем высказываться про Бузову, надо предъявить собственные хиты уровня Мадонны и Марайи Кэри? А если мне не нравятся современные поделки про супергероев, должен ли я помалкивать, потому что я не снимал фильмов уровня Спилберга и Кэмерона?

никто не запрещает другим писать книги, выпускать статьи

Это вообще к чему? Я никому ничего не запрещаю. В том числе и Максиму. Зачем вы мне это написали-то?

 Ощущение, будто вам Ильяхов лично насолил

Ровно в той же степени, что и Бузова. Ну не люблю я производителей плохого контента, паразитирующих на отсталой публике, mea culpa. Я ещё коучей успешного успеха, современных режиссёров, фолк-историков, мракобесов-эзотериков и научных фриков критикую, бывает. Не нравится мне эпоха идиократии, да

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Ильяхова

Поняла, просто диванный эксперт. Тогда вопросов нет, спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong
Поняла, просто диванный эксперт

Просто человек более высокого культурного и образовательного уровня. Generation X — это вам не лобио кушать. Ваш муж, надутый индюк-душнила, помнится, проговаривался, что периодически переживает моменты глубокого позора. Видимо, сталкивается с людьми старших поколений.

А вообще, раз вас, бракоделов-паразитов, корёжит от слов ноунейма из интернета — значит, я прав. Задевает вас за живое. В глубине души вы прекрасно знаете, что вы подёнщики и карлики на плечах гигантов. Живущие впариванием фуфла публике, которая ещё дремучее вас.

Ничего, пройдёт 10-15 лет и вам на смену придут ещё более бестолковые и жадные дураки, новые кумиры публики, на фоне которых даже вы будете смотреться рафинированными интеллектуалами. А вас сбросят с парохода современности. Вот тогда вы меня поймёте. Хотя, вообще-то, могли бы просто посмотреть «Идиократию»

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Ильяхова

Не, меня не корежит. Немножко забавно, но в целом скучно. Видно, мы не верном пути. Спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Так не корёжит, что бомбанув, вы пробежались с минусами по всем моим каментам, висящим тут со вчерашнего дня. Как будто только что их заметили, ага.

 Видно, мы не верном пути

Конечно. Я даже напомню, каков ваш путь: окучивать дремучих лошков и проповедовать ровно противоположное тому, что исповедуете. В народе это называется «наебалово». Впрочем, думаю, вы в курсе.

Если вы (а точнее, ваш муж-инфоцыган) поднимает на щит заботу, пользу и уважение, то его книги обязательно будут сделаны на «отъебись»: с мягкой обложкой, наполненные водянистым многословием, бесконечными повторами, переливаниями из пустого в порожнее, с множеством ошибок и опечаток, корявой вёрсткой, беспричинными скачками кегля и левыми комиксами.

Уважение к читателю? Вычитка? Корректура? Сигнальный экземпляр? Да хер там был! Вам надо поскорей рубить бабло, поэтому в печать вы сдаёте сырой макет, а читатели перетопчутся. Сойдёт для сельской местности.

Кстати, вы бы там пробежались в интернетах по отзывам на третье крео вашего мужа «Ясно, понятно». А то, знаете ли, даже верные хомяки, которым зашла первая книга, уже ропщут: опять пережёвывание одного и того же, обсасывание одних и тех же мыслей, растягивание объёма и прочая. И вообще в этой рекламе мало книги: сплошная реклама своих курсов, курсов друзей, курсов друзей друзей и так далее.

Если вы топите за краткость и пользу, то ваша книга будет начинаться со вступления на 25 (двадцать пять!) страниц, где вы будете душнить про велеречивых пустобрёхов вокруг и попытки плохих копирайтеров заболтать проблемы, кидать конские предъявы окружающим и упиваться своей ролью мессий-спасителей русской словесности.

При Советах ни на что особенное не претендующие брошюрки-методички для сельских корреспондентов и редакторов заводских газет были короче, чем одно вступление в вашей книге. При этом они были понятнее и полезнее.

Если вы плюётесь ядом в любителей глаголов несовершенного вида и клеймите позором тех, кто пишет «работал, делал, возглавлял», то как вы будете писать свою рассылку? С глаголами совершенного вида? Сделал, выполнил? С указанием достижений? Да хер там был! Впаривая публике своих «экспертов», у которых за душой нет реальных достижений, вы пишете именно, как утверждаете, что нельзя — с глаголами несовершенного вида. Наш эксперт работал, участвовал, возглавлял...

И так у вас во всём. Про это можно ещё писать, писать и писать. Вы не копирайтеры и редакторы. Вы барыги-фуфлогоны, которые пользуются тем, что их паства ну совсем уж не в дугу. Вы троечники, пишущие для двоечников.

Надеюсь, вы ещё долго будете регулярно переживать моменты глубокого позора, как ваш муж-инфоцыган. Пока не вымрут люди старших поколений, которые вас умнее и образованнее и не стесняются тыкать вас носом в ваши смердящие писульки

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Богатова

Боже, просто смиритесь, что сейчас не Советы... Запрос общества продиктован супербыстрым ритмом жизни. Сейчас ни у кого нет времени на "капитальную" работу, важнее, чтобы работа была сделана и удовлетворяла потребителя. Душнила - это вы.

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Ага. В одном абзаце:

- указание человеку, над которым нет власти
- «аналитика» с квантором всеобщности
- личный выпад уроаня «нет ты»

Очередная тупая зумерша не смогла в шпильку. Срамота

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Сергеева

Вы абсолютно правы.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Антонов

Гигантский шланг, май литтл пони и инфоцыган Ильяхов.

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

Я попрошу! Шлонг, а не шланг

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

А вот этот лысенький и усатый - это не из текстерры случайно?

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Ильяхова

Честно говоря, это несколько искаженное понимание профессии на мой взгляд. Все несколько глубже. 

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 20 комментариев
null