Карьера для копирайтера: а нужно ли становиться главредом?

Поговорила об этом с главным редактором блога «SMMplanner» Константином Рудовым, владельцем продукта UGC в «Сравни.ру» Никитой Ларионовым, и Натальей Которевой, редактором в «Яндекс.Практикум» и экс-главным редактором в компании «Калуга Астрал».

Карьера для копирайтера: а нужно ли становиться главредом?

«И что, теперь всю жизнь тексты писать?» — спрашивает себя автор, когда не видит перспектив.

Карьера для копирайтера: а нужно ли становиться главредом?

Автор импульсивный решит — да ну их, эти тексты.

Автор любознательный дочитает эту статью и поймёт, что текстовый опыт можно направить в другое русло, обрасти знаниями и сменить роль.

Во мне часто просыпается тот первый, кто хочет всё бросить. Да, стоимость работы растёт, клиенты всё интереснее и интереснее. Но тексты да тексты, буквы да буквы, и так четвёртый год.

Два года назад я даже устроилась в SMM-агентство, а там планировала из «просто текстов» запрыгнуть в контент-менеджеры, начать рулить съемками, работать с инфлюенсерами, освоить дизайн. Всё потому, что из каждого утюга слышала «порог входа в тексты низкий», «копирайтеры получают копейки». В общем, с перепугу схватилась за всё.

А потом по голове шарахнуло. Если Ильяхов, не бросая текстов, всё может, то почему я не могу? Так. А почему только Ильяхов? Кто там ещё есть?

Так я выяснила, что помимо автора над текстом работает редактор, главный редактор, издатель и контент-продюсер. К каждому свои требования, и для каждой должности нужно обрасти скилами. Об этом я и пообщалась с главредами и издателями — и написала две статьи на эти темы. В этой расскажу, как пройти путь от автора к вершине, чего ждать от профессии главного редактора и как им стать.

Главный редактор — это кто?

Раньше я думала, что главреды есть только в известных журналах.

<p>Кадр из фильма «Дьявол носит Prada» (2006)</p>

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada» (2006)

А что на самом деле делает главред?

Отвечает за целостность контента. Главный редактор определяет, какие смыслы доносит контент, а еще стиль и «тон» текста, темы для публикаций, частоту постинга и визуальное сопровождение. «Главред глобально определяет, как „звучит“ контент» — говорит Никита Ларионов.

Следит за соблюдением законов. Наталья Которева объяснила, что главред следит за соблюдением авторских прав, закона «О рекламе». Это — юридическая база главного редактора. Если публикация нарушает закон, то спросят с главреда.

Разрабатывает редполитику в соавторстве с другими редакторами. В этом документе — образ издания, сайта и блога. На него опираются редакторы, авторы, дизайнеры, маркетологи — все, кто так или иначе пишут текст.

Занимается дистрибуцией контента. Константин Рудов сообщил, что перед тем, как составить контент-план и раздать задачи авторам, главред изучает ключевые запросы, чтобы публикации продвигались в поисковых системах, и следит, чтобы эти запросы были вписаны в текст органично. Либо делегирует это SEO-специалисту, если он есть на проекте. Но в любом случае главред тоже должен в этом разбираться.

Руководит авторами и редакторами. В больших редакциях и изданиях главред не общается с авторами напрямую, не вычитывает каждый текст — для этого есть команда редакторов. Но есть и исключения, когда главред ставит задачи авторам, минуя редакторов, когда редакторы выполняют функции главреда.

Задаёт правильные вопросы. Комментарии главреда открывают глаза на то, а не фигню ли делает автор, вписывается ли текст в общую канву. Сужу по своему опыту работы с главным редактором Телеграм-канала «Дайджест копирайтера», Яной Дворецкой.

Ни одна книга не научила работать с текстом так осмысленно, как сотрудничество с Яной. После её вычитки тексты обрастают пояснениями и фактами. Я как автор могу «отлететь» и забыть, что читатель чего-то не знает, сталкивается с ситуацией впервые, начинаю сыпать терминами и сокращать то, что стоит развернуть подробнее. И тут в игру вступают Янины вопросы, на которые без хорошего примера не ответишь.

За что главред любит свою работу

Карьера для копирайтера: а нужно ли становиться главредом?

Меня как автора привлекает мысль, что само написание можно делегировать. При этом, вы обговорили редполитику и структуру, и при хорошем раскладе руками другого автора получается текст, которым ты гордишься. Главред как бы со стороны смотрит на текст, поэтому хорошо понимает — соответствует ли текст бизнес-цели.

Но за что всё-таки любить задачи главреда?

«Главный редактор вовлечён в производство материалов, оказывает большое влияние на повестку и то, что происходит в медиа. От лица главреда часто говорит всё издательство. Если вам важен глубокий смысл того, что вы создаёте, если у вас есть глубокое видение того, что должно быть сказано от лица издания — эта роль для вас»

Никита Ларионов, Владелец продукта UGC в «Сравни.ру»

«Работа главредом учит не быть для всех хорошим и балансировать между жёсткостью и свободой»

Константин Рудов, Главный редактор блога «SMMplanner»

Константин Рудов отмечает, что работа главреда учит бескомпромиссности — нужно все время соблюдать личные границы и отстаивать их при общении с авторами. Это становится вызовом для тех, кто привык избегать конфликтов и стараться всем угодить. И в этой жёсткости важно найти баланс.

По словам Константина, ты замечаешь, что требовать соблюдения дисциплины и самоотдачи в работе необходимо. И важно найти грань, чтобы жёсткость не перешла в самодурство.

Когда у тебя есть власть назначать авторов на проект и определять их гонорар, легко стать злодеем или наоборот слишком щедро начать распоряжаться клиентскими бюджетами. Важно выстроить рабочие процессы в долгосрочной перспективе так, чтобы не требовалось всё за всеми перепроверять, и чтобы исполнители не бежали на другие проекты при первой возможности.

Сложное в работе главреда — выстраивать дисциплину авторов через редакторов. Так главред осуществляет двойной контроль. Этому специально не научишься, такой навык приходится приобретать на собственных ошибках.

Работа главреда в цифрах

Карьера для копирайтера: а нужно ли становиться главредом?

Как стать главредом

Работа главреда подойдёт тем, кто перерос роль исполнителя и готов руководить. Думаю, это приходит только с опытом и нельзя вот так с разбегу после пары месяцев работы автором стать главредом.

Вот какой путь к главредству обрисовали эксперты:

Стать автором. Сначала пройти путь копирайтера или автора, писать тексты для клиентов и изданий, работать в связке с редактором или главредом.

Константин Рудов считает, что существует два карьерных пути. В первом случае человек развивается горизонтально как автор. Во втором случае движется вертикально по ступеням «автор — редактор — главный редактор». И с точки зрения дохода, ни один из этих путей не лучше. Поэтому ваш рост — результат внутреннего решения и изучения нового.

Освоить редактуру. Здесь всё просто — можно пройти курс, который научит вычитывать тексты, отбирать нужную информацию и структурировать её. Или поработать под началом толкового редактора, анализировать его правки и мотать на ус ход его мыслей.

Изучить контент-стратегию. Главред понимает, как блог решает бизнес-задачи. Он умеет анализировать, составлять план действий и оценивать эффективность контента. Чтобы научиться составлять контент-стратегию, пройдите курсы или читайте наш канал «Дайджест копирайтера», там каждый день появляются новые статьи по разным контентным темам от экспертов отрасли.

Прокачаться в управлении. Главный редактор выстраивает работу других людей: оценивает загрузку и распределяет задачи. Пожалуй, здесь поможет только опыт. Лучше начать с малого: попробовать менторствовать над начинающими коллегами, только затем пробоваться на руководство большими редакциями, иначе вас просто съедят :)

Подведём итог

  1. Путь от автора до главреда занимает годы. Редко удаётся «проскочить» должность редактора и сразу ими руководить. Поэтому и стремление к росту нужно подкреплять действиями. Писать тексты вдумчиво, искать новые вызовы и неплохо бы поработать в команде, где уже есть редактор и главред, чтобы оценить ситуацию изнутри.
  2. Если вас привлекает эта позиция, то писать только ради заработка не получится. Пожалуй, главредом не станешь, если не видишь в текстах миссии, если для тебя это рубли за килознак.

  3. Главред — не единственный вариант карьеры для автора. О другом — работе издателя, мы поговорим в следующей статье. Выясним, что входит в обязанности издателя, в чём преимущества работы издателя и какие сферы стоит изучить автору, если он стремится на эту должность. И вообще, подходит ли такая работа для автора?

И вот мне интересно: как вы считаете, надо ли автору стремиться стать главредом или выгоднее прокачиваться в копирайтинге и повышать ставку? Давайте обсудим — пишите в комментах.

77
20 комментариев

Класс, спасибо за материал! Очень интересно получилось. Я вот из копирайтинга ушла в пиар - мне как раз все наскучило, захотелось чего-то другого, а не бесконечных букв-букв. И все равно было занимательно прочитать, куда можно было двигаться дальше - я перспективу стать где-нибудь главредом даже не рассматривала) 

3
Ответить

Спасибо за отзыв! Рада, что вышло полезно:)

Ответить

А вот этот лысенький и усатый - это не из текстерры случайно?

1
Ответить

 Если Ильяхов, не бросая текстов, всё может, то почему я не могу?

Потому что он в первую очередь бизнесмен (а точнее — инофобизнесмен), а потом уже — копирайтер. Причём, инфобизнесмен (а точнее — инофцыган) он очень хороший, а копирайтер — не очень.

 И вот мне интересно: как вы считаете, надо ли автору стремиться стать главредом или выгоднее прокачиваться в копирайтинге и повышать ставку?

Надо? Как можно со стороны определить, что надо другому человеку? Это ему решать. Одному эта работа подходит, другому — нет, всё индивидуально

3
Ответить

Ну зачем вы так про его копирайтерские навыки, он хороший редактор, умный, грамотный. 
Хотя и инфобизнесмен тоже хороший.

2
Ответить

Гигантский шланг, май литтл пони и инфоцыган Ильяхов.

Ответить

Честно говоря, это несколько искаженное понимание профессии на мой взгляд. Все несколько глубже. 

Ответить