{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Дверь в венчур. Стажировка в I2BF

Венчурная индустрия в России продолжает развиваться. В целом российский рынок всё ещё нельзя назвать зрелым. Но везде можно видеть плюсы. Каждый, кто только выбирает свой путь, либо хочет сменить профессиональную сферу, может стать ключевой фигурой российской венчурной экосистемы.

Как популяризатор венчурного и инновационного рынков России я хочу рассказать, что этот материал — дверь в венчур.

Сегодня я поговорила о программе стажировок с Денисом Калышкиным — инвестиционным директором в I2BF Global Ventures. Стажёры Дениса полностью погружаются в работу фонда, сопровождают сделки в I2BF Global Ventures, а после стажировки попадают в топовые венчурные фонды.

Денис Калышкин
инвестиционный директор в I2BF Global Ventures

Как учили на журфаке, я поговорила и со второй стороной — экс-стажёром в I2BF Антоном Шардиным. Сейчас Антон работает старшим аналитиком в Leta Capital. Кстати, как и Денис, Антон — выпускник МФТИ. Такой же путь в венчур может быть и у вас, приятного чтения.

Антон Шардин
экс-стажёр в I2BF, старший аналитик в Leta Capital

Денис, расскажи, как ты пришёл в венчур?

Мой путь в венчурные инвестиции был длинным. Я учился на ФАКИ и уже в конце третьего курса меня тревожило моё будущее, не верилось, что работа в космической отрасли — прибыльное дело. Но с другой стороны я очень большой любитель фантастики (особенно сюжетов про роботов и космические путешествия), поэтому хотелось чего-то на стыке. Это было в 2006 году, про стартапы тогда говорили мало, не было ни Сколково, ни ФРИИ, ни РОСНАНО.

Вокруг меня было много умных ребят, которые могли решить инженерную задачу любой сложности, но почти не было людей, которые могли бы коммерциализировать эти технологии. Так как я работал в профкоме и общался с большим количеством людей с разного рода деятельностью, я решил стать человеком, который будет коммерциализировать научные разработки. Сначала я решил пойти в консалтинг или аудит. Я начал изучать финансы и участвовать в кейс-чемпионатах. Осенью 2008 года я начал ходить по собеседованиям, но разразился финансовый кризис, и в консалтинг я не попал.

В кризис лучше всего инвестировать в себя, поэтому я пошел учиться на программу корпоративных финансов в ВШЭ. Там был курс по венчурным инвестициям. Я сразу понял, что это моё: работа совмещала в себе финансы и требовала навыков и знаний Физтеха. Перед защитой диплома в ВШЭ по внутренней рассылке университета пришла вакансия в family office, куда я устроился. Поработал я там всего полгода, потому что не сошлись с видением на анализ проектов (партнеры боялись принимать на себя венчурные риски и мы не сделали ни одной инвестиции). Потом я почти 3 года провел в Сбере: 1.5 года в корпоративных продажах и 1.5 года в розничных рисках. Также я параллельно с работой запустил с ребятами стартап OOHmap – маркетплейс наружной рекламы. Стартап не получился, но я приобрел ценный опыт и посмотрел на стартапы с другой стороны. Ну а после этого пошел работать в I2BF.

Денис, I2BF

Как ты попал в I2BF?

В I2BF я устроился в 2014 году. Мой коллега, с которым я работал в family office (кстати, тоже выпускник МФТИ) поделился контактами людей из венчурных фондов. Я послал резюме по 5 адресам, сходил на 2 собеседования. Одно из них было в I2BF. И меня не взяли… Прошло 1,5 года. I2BF опять открыл набор и пригласил меня повторно. Окончательно я решил пойти работать в команду фонда, потому что увидел в портфеле компанию Planetary Resources, в которую фонд инвестировал вместе с Ларри Пейджем. Компания планировала добывать минералы на астероидах. Я тогда подумал: вот я сижу и какие-то циферки считаю в Excel, а этот фонд инвестирует в мои детские мечты.

Лайфхак. Одна девушка хотела работать в I2BF, зашла на сайт фонда, посмотрела имя руководителя, а потом методом перебора успешно подобрала его email и рассказала об этом на собеседовании. Она успешно работала аналитиком в нашем фонде, теперь работает в другом фонде в США.

Денис, I2BF

Антон, расскажи про своё образование

Я закончил бакалавриат и магистратуру МФТИ (ФАКИ), прикладная математика и физика. Еще во время учебы проработал год в Роскосмосе. Тогда уже понял, что это не моё.

Антон, Leta Capital

Почему тебя заинтересовало венчурное направление в профессиональном плане?

Со временем пришло понимание, что работать рядовым инженером в государственной корпорации мне не очень интересно, начал искать другие отрасли и направления. Меня давно интересовали финансы, поэтому я прошёл курсы по финансам, на одном из занятий узнал о том, что такое венчурные инвестиции. Меня это сразу заинтересовало, так как идеально подходило под мой бэкграунд: качественное техническое образование и знание финансов. К тому же венчур — про инновации: постоянно нужно изучать что-то новое, новые технологии, новые подходы к бизнесу. Оказалось, что попасть в венчур не так-то просто. Нужен нетворк.

Антон, Leta Capital

Как ты пришёл к практике регулярных стажировок?

У меня всегда было желание делиться знаниями с окружающими, поэтому я начал читать лекции по венчурным инвестициям и давать задания студентам. Одно из заданий было выбрать и проанализировать 2 стартапа, один из которых был успешно продан, а другой привлёк много денег и обанкротился. Самые активные студенты начали меня просить о стажировке. Так как у нас не было открытых позиций, я уговорил партнеров брать людей на неоплачиваемую стажировку без гарантии трудоустройства. Стажёрам я обещал хороший опыт и рекомендации при трудоустройстве в другие фонды. Поток желающих оказался больше, чем я ожидал ☺

Денис, I2BF

Какие задачи ты делегируешь стажёрам?

Сильнее всего в начале профессионального пути меня расстраивало то, что я не был вовлечен в реальные проекты. Именно поэтому я даю стажерам максимально боевые задачи. Они ходят со мной на встречи со стартапами, делают анализ проектов, помогают готовить сделки на инвестиционный комитет. Я стараюсь сделать так, чтобы за время работы со мной стажер поучаствовал хотя бы в одной одобренной сделке, чтобы ему было чем похвастаться в резюме. Иногда мы устраиваем инсценированный инвестиционный комитет, когда берем реальную компанию из пайплайна, а стажер защищает её передо мной и одним из партнеров фонда. Я стараюсь руководствоваться мудростью Маленького принца: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Поэтому я не беру много стажеров, но если берусь за работу с человеком, то берусь основательно.

Денис, I2BF

Как ты узнал о стажировке Дениса в I2BF?

Ради нетворка я записался на офлайн-курс по венчурным инвестициям. На одном из занятий был Денис, он рассказывал о внутренней работе венчурных фондов и давал прикладное задание. После занятия я подошел, познакомился и спросил, есть ли у них в фонде возможность постажироваться. Денис ответил, что подумает. Я несколько раз напомнил о себе, Денис дал мне испытательное задание, которое я выполнил, и меня взяли на стажировку.

Антон, Leta Capital

Какие задачи ты получал во время стажировки?

Очень много разноплановых задач. Так как я знаю python, то написал пару программ для автоматизации некоторых процессов в фонде. Также занимался конкурентным анализом, анализом рынков, due diligence. Мне повезло поучаствовать во всем процессе закрытия сделки с компанией Electroneek: от знакомства и общения с фаундерами, изучения рынка, конкурентов и продукта, до презентации проекта партнеру фонда.

Антон, Leta Capital

Стажёр мечты. Какими навыками должен обладать тот, кто идёт к тебе на стажировку?

Самые лучшие стажеры имели несколько качеств. Во-первых, они были очень активными, интересовались венчурными инвестициями, читали новости про инвестиции в стартапы, интересовались какими-то технологическими трендами. Это люди, которые постоянно задают вопрос, почему тот или иной фонд инвестировал, имеют свое мнение и не боятся, что оно окажется неправильным. Во-вторых, ребята очень смышленые, которые готовы разобраться в новой для них области. Они придумывают, где добыть недостающую информацию, сложить пазл из разрозненных фактов. В-третьих, они очень хотят работать, трудятся на совесть, заканчивают задачу и просят ещё одну. Для меня в принципе не так важно, если человек не умеет строить финансовую модель или читать финансовую отчетность. Финансы — это не квантовая механика. Её быстрее можно заботать. Но вот смышленность, трудолюбие и активность культивировать я не смогу. Я всегда даю пробное задание и где-то 1 месяц менторю человека именно для того, чтобы выявить людей с подходящими качествами. Я ищу негранёные алмазы на рынке труда.

Денис, I2BF

Помогла ли стажировка при трудоустройстве? Насколько задачи на новом месте работы отличались от задач Дениса и чем?

100% помогла. У меня уже появился опыт и понимание того, как работает венчурная индустрия. Пропали наивные представления о том, как строится и работает бизнес. На стажировке я получил базовые знания. Каждый фонд отличается своими процессами, задачами, видением, но базовые знания везде одинаковы. Везде придется смотреть финансовые модели, изучать конкурентов и рынки.

Антон, Leta Capital

Твои прогнозы по рынку труда в направлении VC. Будет ли расти количество вакансий в ближайшее время? Какая зарплатная вилка в этой индустрии?

Количество вакансий в венчурной индустрии сейчас растет, потому что запускаются новые фонды. Это десятки вакансий в год. Вакансия венчурного аналитика — штучный товар. Конкуренция за позицию в хорошем фонде высокая, поэтому некоторые фонды и проводят неоплачиваемые стажировки. Зарплатные вилки очень зависят от опыта кандидата и его личных качеств. Наверное, аналитик первого года получает от 50 до 120 тысяч рублей. Чем сильнее бренд фонда, тем ниже зарплата из-за высокой конкуренции среди кандидатов. В VC люди идут не только ради денег, физтех может больше зарабатывать на должности датасаентиста. В VC идут, потому что

• интересна такая работа

• хотят набраться опыта анализа технологических компаний

• планируют расширить нетворк, обзавестись связями.

Часто работники фондов запускают впоследствии собственные стартапы.

Денис, I2BF

На какие направления смотрит ваш фонд?

В Leta Capital мы смотрим в основном на B2B software-компании с русскоязычными основателями, которые работают на международном рынке. Мы не фокусируемся на какой-то определенной индустрии в B2B software, так как уже сфокусированы на русскоязычных предпринимателях. В основном инвестируем на стадии Late Seed, Series A.

Антон, Leta Capital

Денис, как попасть на стажировку в I2BF?

Прежде чем брать человека на стажировку, мне очень важно понять мотивацию человека и его намерения, поэтому я всегда прошу выполнить одно из заданий: проанализировать на базе открытых источников один стартап, сделать обзор какого-то небольшого рынка, найти в открытых источниках интересный для инвестиций стартап. Выполнение задания требует 10 – 20 часов усердного труда. Это позволяет выявить людей с сильной мотивацией и оценить их способности. Также это помогает самим кандидатам понять, насколько им интересна работа в венчурном фонде.

Лично пообщаться со мной не так сложно. Я периодически провожу Office Hours для студентов и выпускников МФТИ, на которых отвечаю на вопросы желающих. Вы также всегда можете написать мне на Facebook — Denis Kalyshkin. В марте я также планирую провести небольшой бесплатный курс для тех, кто хочет начать карьеру в венчурном фонде. А для студентов и выпускников МФТИ я веду телеграм-канал https://t.me/miptstartup, на котором публикую полезную информацию по теме венчурных инвестиций и предстоящих событий.

Денис, I2BF

Антон, что ты можешь пожелать будущим стажёрам Дениса и новичкам, которые только подбирают ключ к двери в венчур?

Настойчивость города берёт. Поэтому новичкам посоветовал бы быть более настойчивыми и не ждать, что шанс попасть в индустрию упадёт с неба.

Антон, Leta Capital
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда