Методология «Дзидока» в работе: как перестать тушить пожары и расти в карьере
В этой статье разберу, как применять японскую методологию от Сакити Тоёда (отца-основателя Toyota) в современной работе, и поделюсь своим опытом ее применения.
Как часто вы ощущаете себя героем, который снова спасает новый запуск, исправляет баги и вытаскивает команду из горящих дедлайнов?
Хорошо, когда это случается раз в год на важном запуске и награждается компанией. Но чаще всего такие «пожары» происходят постоянно и воспринимаются как данность, с которой люди неизбежно выгорают в хаосе неэффективных процессов.
Чтобы решить эту проблему, в работе своих команд я практикую «Дзидока» — придуманный в Toyota подход, который сегодня хорошо применим в IT, маркетинге и менеджменте.
Как работает методология Дзидока в четырех шагах
Шаг 1. Обнаружить отклонение
Исторически первое внедрение Дзидока случилось, когда на ткацком станке Тоёды внедрили автоматическую остановку работы при разрыве нити.
В IT и маркетинге это:
- CI/CD: каждый упавший билд — как порванная нить.
- Алерты-уведомления команды: время отклика сайта выросло? Вовремя сработавший мониторинг — спасение конверсии.
- Code Review: “а тут не учли крайний кейс” — это и есть сигнал отклонения.
- Видите непонимание команды о смысле задачи на планировании? Сигнал о сбое в коммуникации.
Ша 2. Остановиться
На заводах Toyota был физический «шнур Андон», который мог дёрнуть любой ответственный сотрудник, чтобы остановить конвейер при сбое.
В современной работе это:
- Флаг на демо: «Я не понимаю, чем именно эта фича решает проблему Y» — уже причина остановиться.
- Фраза: «Мне кажется, мы упустили X» — не игнорируем, а поддерживаем.
И тут важный момент: команда должна чувствовать, что за «стоп» её похвалят, а не накажут. Это и есть психологическая безопасность, без которой «Дзидока» не работает.
Шаг 3. Исправить немедленно
Контролируемо «потушить пожар», если ошибка уже произошла:
- Если проблема большая, то откатить фичу или убрать коммуникацию о запуске — это нормально и нужно сделать сразу.
Параллельно нужно дать четкую и честную коммуникацию команде, какой план по исправлению здесь и сейчас.
Шаг 4. Найти и устранить первопричину
Это важнейший шаг.
Тут подключается техника «5 Почему».
Пример из реальности:
🔧 Упал новый портал автоматизации персональных предложений по продукту для клиентов.
❓ Почему? Сервер не отвечал.
❓ Почему? Перегрузка памяти в новом модуле.
❓ Почему? Не было нагрузочного тестирования.
❓ Почему? Оно не входит в процесс релиза.
✅ Решение: встроить perf-тест в CI/CD.
Цель «5 Почему» в этом случае — это не просто исправить баг, а устранить целый пласт проблем в будущем. Именно такие шаги отличают ценного для компании архитектора систем от простого менеджера задач.
Как начать применять Дзидока в своей работе
1. Проведите «5 почему» на ретро
Возьмите свежую проблему: сорванный запуск, провальный эксперимент, баг. И докопайтесь до сути. Не останавливайтесь на «мы не проверили». Спросите: «Почему мы не проверили?» А перед этим — почему вообще решили не проверять?
2. Проведите Blameless Postmortem
Вместо «кто виноват» — фокус на «почему система допустила это». Покажите команде, что ошибка — это возможность улучшить процесс, а не получить по шапке.
3. Начинайте добавлять "датчики мониторинга ошибок и отклонений"
Нет алерта на загрузку страницы? - Поставьте.
Нет автотеста на регистрацию? - Добавьте.
4. Публично поддержите первый «стоп»
Если релиз приостановили ради уточнений решения проблем на пути пользователя — вынесите это как пример зрелости команды. Культура начинается с примеров.
Дзидока действительно помогла моему карьерному росту. Поможет и вашему:
1) Вас начинают ценить за систему, а не за беготню.
2) Ваша команда становится автономной — а значит, у вас появляется время мыслить стратегически.
3) Вы прокачиваете влияния и лидерство через культуру.
4) Вы начинаете решать системные проблемы, которые влияют на метрики, продукт и бизнес.
Итогом на ревью вас запомнят не по количеству задач, а по результатам и качеству процессов, которые вы построили.
Надеюсь, краткий экскурс по Дзидока будет полезен и вам
💬 - заберите у моего бота подробности по пунктам поста. Он выдаст детальный лонгрид с примерами работы по Дзидока.
❤ - если пост полезен и помог разобраться в японской специфике для применения в работе и карьере. Сохраните его в избранное, чтобы не потерять.
Подпишитесь на мой Telegram-канал «Мальцев: Карьера. Маркетинг. AI». Раз в неделю я пишу там свои наблюдения и идеи для профессионального роста и развития.