Цифровой этикет: что раздражает в рабочих чатах, и как с этим справляются сотрудники Яндекс Крауда

В Яндекс Крауде работает удалённо более 30 000 сотрудников, поэтому основное общение между коллегами проходит онлайн. Когда коммуникация идёт через чаты, понять друг друга неправильно намного легче, чем при личном общении.

Цифровой этикет: что раздражает в рабочих чатах, и как с этим справляются сотрудники Яндекс Крауда

Какие моменты в рабочих переписках раздражают больше всего

Когда деловые переписки перетекают в мессенджеры, на работе появляется чуть больше причин для раздражения. Наверное, каждый хотя бы раз читал сообщения, от которых сводило скулы, — и у каждого на это своя причина.

В сервисе «Работа.ру» выяснили, что больше всего не нравится людям в рабочих переписках. Результаты исследования получились такими:

  • 42% опрошенных отметили грамматические ошибки
  • 34% упомянули письма и сообщения в нерабочее время
  • 33% ненавидят голосовые сообщения
  • 29% затронули тему сообщений без ответа
  • 25% не любят, когда в письмах нет конкретики
Цифровой этикет: что раздражает в рабочих чатах, и как с этим справляются сотрудники Яндекс Крауда

Фамильярность, ненормативная лексика, слова, написанные заглавными буквами, и большое количество эмодзи тоже назвали поводами для злости. Ну а точку в конце сообщения как символ агрессии считают целых 3% участников опроса.

В другом исследовании раздражающим фактором 32% опрошенных назвали англицизмы — например, «синкануться», «скипнуть», «месседж», «замэтчиться» и другие.

Как общаться в чатах, чтобы всем было комфортно

Перечисленные в исследованиях причины, скорее всего, возглавляют антирейтинг не случайно. Если их упоминает почти каждый третий опрошенный, то все эти моменты встречаются в чатах слишком часто. Мы попытались разобраться, как снизить градус раздражения в переписке, и заодно попросили коллег поделиться своими правилами цифрового этикета.

Представляться в новом диалоге

Сложно разобраться, кто пишет, если в диалоге нет истории, а вы лично не знакомы — вдруг это даже не коллега. Особенно если в профиле нет реального фото, а вместо имени — никнейм. Лучше будет сразу назвать своё имя и отдел/подразделение: так станет понятно, кто пишет и о чём может пойти речь.

Проверять сообщение на ошибки

Опечатки и случайная автозамена могут исказить смысл сообщения. Перед отправкой будет полезно перечитать текст, чтобы не пропустить ошибки. Для этих целей сообщение можно проверить с помощью нейросети или онлайн-сервисов. Если вы не уверены в написании какого-либо слова, в десктопных версиях некоторых мессенджеров есть встроенная проверка орфографии.

Не писать в нерабочее время

Если коллега уже закончил работу, писать ему в мессенджер стоит только с очень срочными вопросами. В остальных случаях лучше воспользоваться отложенной отправкой. Ещё можно оставить комментарий в корпоративном менеджере задач: отбивка придёт на почту, и коллега увидит ваш вопрос.

Дарья Суфиярова, специалист разметки данных:

«Главный принцип — ставить себя на место коллеги. Уважаю личные границы — не пишу в нерабочее время и не жду мгновенной реакции на каждое сообщение».

Избегать голосовых сообщений

Голосовые сообщения не всегда удобно слушать — вдруг коллега в этот момент на встрече. Если информации много, то можно наговорить её в текст через голосовой ввод, а затем отредактировать и отправить. Хороший вариант — спросить у собеседника, можно ли записать ему текст голосом. А ключевые детали будет полезно продублировать также и текстом.

Следить за содержанием

Не стоит дробить текст на десятки строчек, иначе собеседник может запутаться в потоке уведомлений. Лучше объединить все мысли в одном сообщении. Если оно получится длинным, его можно отформатировать: разделить на абзацы, выделить заголовки другим шрифтом или даже пронумеровать вопросы, если их в сообщении несколько.

Кристина Симонайцева, руководитель группы:

«Использую списки и подзаголовки, чтобы структурировать информацию. Добавляю эмодзи, где это уместно, и выделяю нужное в сообщениях, чтобы привлечь внимание».

Цифровой этикет: что раздражает в рабочих чатах, и как с этим справляются сотрудники Яндекс Крауда

Уточнять сроки ответа

Если быстро ответить на сообщение не получается, лучше даже не открывать диалог — иначе это будет выглядеть так, будто собеседника игнорируют. Если есть пара свободных минут, полезно уточнить, когда получится вернуться с ответом. А чтобы не забыть о таких диалогах, можно помечать их как непрочитанные.

Наталья Тугуз, редактор:

«Если я не могу сразу ответить на вопрос, то предупреждаю, что отвечу на сообщение чуть позже. Так я показываю коллеге, что уже его прочитала и обязательно отвечу».

Использовать отдельные чаты для нерабочего общения

Пока коллеги делились в чате фотографиями питомцев, кто-то печатал важное сообщение по горящему проекту. В потоке обсуждений его никто не заметил. Чтобы такого не произошло, в групповых чатах лучше не смешивать рабочие коммуникации с повседневными обсуждениями. А для мемов и неформального общения завести отдельные флудилки.

______________________________

В Яндекс Крауде мы уделяем особое внимание цифровому этикету. В удалённой работе это особенно важно — так мы создаём среду, в которой приятно работать и общаться, даже находясь в сотнях километров друг от друга.

В Яндекс Крауде открыты десятки удалённых вакансий в разных отраслях — больше о них можно на официальном сайте компании.

А какие правила делового общения в мессенджерах используете вы? Делитесь своими лайфхаками в комментариях.

5
3
1 комментарий