Я взял интервью у эксперта по коммуникации. Вот его секреты

Я взял интервью у эксперта по коммуникации. Вот его секреты

У себя в Телеграм-канале "Продуктовая насмотренность" я веду рубрику "Эксперт отвечает". В ней задаю тематические вопросы Экспертам и делюсь с вами ответами.

Сегодняшний гость - Алексей Чиков, которого я считаю очень неплохим экспертом в коммуникации.

Немного о Лехе. Более 15 лет в ИТ, продуктовом менеджменте и работе с инновациями. Сейчас независимый консультант в области стратегии и продуктового менеджмента, а также ментор и эдвайзор нескольких стартапов. В прошлом - VP по продукту и развитию бизнеса в Rutube, руководитель блока внутренних инноваций в Банке ВТБ, отвечал за В2С мобильные продукты в Лаборатории Касперского и Paragon Software.

Расскажи про один свой факап в коммуникации

Наверное, самый большой факап в коммуникации был у меня на достаточно раннем этапе моей карьеры, когда в переписке с одним моим коллегой (пусть будет А) я нелестно отзывался о другом коллеге (Б) и его решениях, а потом несколько веток спустя, коллега А случайно (или специально) форварднул переписку с вопросом коллеге Б, сделав тем самым доступным для чтения историю переписки и мои отзывы о нем.

Это мне достаточно сильно подпортило отношения с коллегой Б и я потом долго их восстанавливал. В результате я на своей шкуре усвоил золотое правило «Когда пишешь что-то в переписке (не важно в письмах или в мессенджере), всегда будь готов, что эта переписка может в любой момент времени улететь кому угодно, в том числе тем людям, о которых ты там пишешь. Поэтому не пиши то, чтобы ты не хотел/не готов был бы сказать человеку в лоб».

Леха, назови самый крутой хак в коммуникации, которому ты научился за свою жизнь

Наверное, самый полезный хак я вынес с тренинга, который у нас вёл бывший дипломат и выпускник МГИМО и, до сих пор считаю, что суть этого тренинга должны преподавать в обязательном порядке в средней школе (может даже в старших классах началки), тогда все человечество будет жить капельку счастливее.

Суть - вся коммуникация делится на 3 составляющих:
- «Текст» - это то, что вы говорите или пишите напрямую (слова)
- «Подтекст» - это то, что вы имеете в виду/тот смысл, который вы вкладываете в коммуникацию
- «Контекст» - это те условия/знания/информация/настроение (да что угодно) из которых ВЫ даёте коммуникацию и в которых находится ваш собеседник, принимающий эту коммуникацию (соответственно, если вы принимающая сторона, то просто отзеркальте написанное выше).

«Текст» это достаточно статичная история в коммуникации, которая проходя через фильтр «Контекста» превращается в «Подтекст».
И вот как раз на «Подтекст» все и обижаются, получают неверный смысл, интерпретацию. Короче, именно в результате трактования текста и получается мискоммуникация.

И единственным решением этой проблемы является «выравнивания контекста» - это значит в любой коммуникации никогда не бывает лишним рассказать собеседнику почему вы это говорите, что вы знаете, чего хотите добиться, в каком вы настроении или исходя из чего это говорите. Все эти активности приведут к выравниванию контекста и уменьшат расхождение в «Подтексте», что и кратно повысит качество коммуникации.

И помните - если вам что-то кажется очевидным и не стоящем того, чтобы про это упомянуть или сказать, 9/10, что вашему собеседнику это как раз неочевидно и вы вместе споткнетесь именно в этом месте

Если хочешь прокачиваться в построении продуктов, карьеры, коммуникации, дизайне, аналитике и бизнесе каждый день, подписывайся на мой Телеграм-канал "Продуктовая насмотренность | Евгений Гурьянов".

Об авторе: ex-VP of Product, inDrive; у меня 14 лет опыта в продакт менеджменте, 7 лет на позициях CPO, CEO и VP of Product.

Начать дискуссию