14 лет с фрилансом: опыт и лайфхаки

Биржа FL.ru начинает серию публикаций, в которых представители бизнеса делятся советами по работе с фрилансерами. О своем опыте рассказывает Антон Шашкин, СЕО консалтинговой компании Toro Pro Consulting, который уже 14 лет ведет бизнес с фрилансерами.

Меня зовут Антон Шашкин, я занимаюсь разработкой и внедрением цифровых и роботизированных продуктов, а также IT-консалтингом. Наша компания Toro Pro Consulting оказывает услуги широкого профиля: от разработки мобильных приложений, веб-сайтов и автоматизации предприятий до 3D-проектирования, инжиниринга, создания робототехники и искусственного интеллекта и разработки уникальных интерактивных конструкций. Мы создаем сложные продукты под ключ для частных и государственных заказчиков. И больше 14 лет для этих задач мы нанимаем фрилансеров.

Почему фриланс?

В последние годы появилось такое понятие, как “облачные ресурсы” — цифровая производственная (вычислительная) мощность, которую вы оплачиваете лишь по мере необходимости, что позволяет эффективнее расходовать средства . Это как платить за электричество или воду только по счетчикам. Такой подход к цифровым ресурсам быстро обрел популярность в бизнес-среде, где умеют считать деньги, и стал стандартом предоставления вычислительных услуг.

Этот же метод логично использовать и для человеческих ресурсов. Во-первых, не всем компаниям нужно держать в штате сотрудников всех профилей и компетенций, поскольку потребность в них есть не всегда (а иногда это вообще только разовый проект), а платить зарплату и соответствующие налоги нужно постоянно. Во-вторых, определенные работники, достигнув достаточного уровня профессионализма, (или, наоборот, новички в поисках нужного опыта за небольшие деньги) получают возможность работать на разных независимых заказчиков как “свободные художники”.

На возникшую необходимость “облачных человеческих ресурсов” для цифрового бизнеса рынок ответил созданием бирж фрилансеров. Они сформировали свой продукт на пересечении интересов и тех, и других — бизнеса, которому необходимы ресурсы по требованию, и самозанятых профессионалов, готовых такие услуги оказывать. Компании получили возможность быстро формировать коммерчески эффективные команды под конкретные проекты без привлечения кадровых агентств, а фрилансеры — работать удаленно, в собственном графике.

Что нельзя отдавать на фриланс

Итак, логично перейти к тому, что вообще имеет смысл отдавать на фриланс, а что нет. Мой личный опыт работы с внешними исполнителями говорит о том, что большие и долгосрочные проекты лучше оставить в компании и вот почему.

Во-первых, фрилансеры одновременно работают над несколькими заказами. Соответственно, их вовлеченность в масштабный проект может быть недостаточной, а результат — неудовлетворительным. Во-вторых, не стоит забывать, что фриланс — это в первую очередь о деньгах и свободе выбора. Я стараюсь исходить из интереса исполнителя и поэтому не жду, что он станет работать только над моим заказом.

С другой стороны, фрилансеру хорошо подойдут короткие проекты. Это даже могут быть отдельные микрозадачи в рамках одного большого дела. В целом, мне кажется, фрилансеры ориентированы на такой формат сотрудничества: им проще сделать десять проектов за пару тысяч рублей каждый, чем один за десять тысяч.

Таким образом, я рекомендую отдавать на фриланс задачи, в которых:

  • объем работы либо невелик, либо декомпозирован на мелкие понятные работы сроком не более двух недель;
  • есть четко описанное задание, условия выполнения и приемки которого вы себе представляете очень ясно и можете так же ясно донести до исполнителя;
  • вы имеете собственные компетенции и средства для оценки качества исполнения работ, а фриланс вам нужен для того, чтобы выполнить рутину.

Если вы пока не можете четко сформулировать, что же вы хотите получить "на выходе", сначала опубликуйте отдельный проект с предложением вас проконсультировать и помочь описать задачу и требования, а только потом сам проект.

Личный кейс. Как 12 фрилансеров помогли мне сдать масштабный проект за десять дней

Вот яркий пример моей успешной работы с фрилансерами, которых я нашел на бирже.

Перед нами стояла задача сделать большое количество реалистичных фотопривязок уличных декоративных конструкций для заказчика в очень короткие сроки — около тысячи иллюстраций за 10 дней. Суть в том, чтобы показать, как будет выглядеть рекламная вывеска или экран на фасаде здания: сначала создается 3D-модель или эскиз конструкции, а потом при помощи фотомонтажа накладывается на реальную фотографию нужного фасада. Над этим работают несколько человек: менеджер проекта, 3D-моделлер и художник post-production, который “наводит красоту”, дорисовывает тени, детали, совмещает модель с реальными объектами и т. д. Задача осложнялась тем, что в штате у нас тогда были только менеджеры, дизайнеры и арт-директор (выпускающий художник post-production), а объемы были критическими, и нам требовались дополнительные руки.

Для начала я составил план работы: какие люди в команде нужны, что каждый из них будет делать и когда должен сдать. Специалистов мы разделили на штатных и фрилансеров. Затем я создал проект на FL.ru и нанял на него за 2 дня около 12 фрилансеров, которые одновременно занимались 3D-моделированием по предоставленным заказчиком рисункам и помогали арт-директору и дизайнерам с размещением моделей на фотографиях и с post-production. Всем фрилансерам, разумеется, я поставил сроки и четкие условия выполнения задачи.

Люди работали в бешеном ритме, уставали, и несколько человек закончили сотрудничество, не доделав работу, но я заранее знал, что так будет. Поэтому количество нанятых мной людей было больше фактически необходимого — это исключало риск срыва сроков. Чтобы решение было эффективным, люди получили разные части работы, которые частично пересекались в самом конце: в случае, если бы один человек отказался от работы где-нибудь посередине или ближе к концу своего блока, доделать за него работу было бы проще. Блоки работы пересекались где-то на четверть, ближе к концу блока, так как вероятность, что человек будет делать работу хуже или откажется от нее, увеличивалась с течением времени.

Мотивация была очень простой и прозрачной — оплата по факту выполненной и принятой работы. Например, мы договорились на 50 изображений, но приняты только 38 — за этот объем я и платил. Люди сами были заинтересованы сдать как можно больше фотопривязок и работали на результат. Когда одни фрилансеры уходили отдыхать, приходили другие, и цикл не прерывался — выпускающий дизайнер со своей командой получал очередь из уже подготовленных работ, поэтому процесс был налажен и не останавливался.

Да, я потратил больше, чем мог бы, потому что часть работы была дублирована, но если бы я поступил иначе, мы могли не уложиться в срок. Во время работы над проектом офис превратился в голливудскую студию, так как распределенная команда (штат и фриланс) трудилась и фактически ночевала на рабочем месте. В итоге благодаря привлечению фрилансеров удалось успешно завершить работу.

Лайфхаки по выбору фрилансера

Сотрудничество с внешними подрядчикам несет бОльшие и при этом неочевидные риски. Чтобы минимизировать неприятные последствия, я советую следующее:

  • Отсеивайте исполнителей с помощью теста на внимательность. В тексте заказа — в середине или ближе к концу — напишите фразу: “Начните отклик со слов (таких-то), остальные отзывы рассматриваться не будут”. Таким образом, вы сразу отсеете отклики кандидатов, которые не читают задачи, а копируют отклики из заказа в заказ. Такой нехитрый фильтр помогает сэкономить огромное количество времени.
  • Оценивайте профиль исполнителя. На мой взгляд, фрилансер должен соответствовать двум критериям: обладать необходимым набором компетенций и релевантным портфолио. Причем я больше доверяю тем фрилансерам, чье портфолио и примеры работ загружены в специальном разделе их профиля на бирже, а не указаны в формате ссылки на какой-то облачный документ: в этом случае фрилансер мог “позаимствовать” работы в портфолио у “коллеги” с рынка, выдавая их за свои.
  • Выясните роль кандидата в проекте. Иногда на бирже при найме фрилансера вы сталкиваетесь не с конкретным будущим исполнителем, а с менеджером-посредником. Я предпочитаю в таком формате не работать: это отнимает время за счет “испорченного телефона”, увеличивает бюджет (потому что вы оплачиваете и работу менеджера тоже), а также повышает риск неудачи, поскольку прямого выхода на исполнителя у вас нет.
  • Дробите большие проекты на несколько небольших заказов. Если вся задача требует от фрилансера 100% усилий, то разделите ее на части, например, 10%, 20%, 30% и 40%, и для каждой такой части создайте отдельный заказ на бирже (либо опишите эти этапы в общем задании). Так вы на деле поймете, ваш это фрилансер или нет, и решите, хотите ли отдавать ему проект полностью либо откажетесь от сотрудничества после одного из этапов.
  • Если проект требует оперативности, то по возможности наймите параллельно несколько фрилансеров на данный объем работ. В идеале эти объемы должны либо пересекаться, либо разные исполнители должны начать делать работу с разных ее частей. Тогда если кто-то из исполнителей неожиданно “исчезнет с радаров”, то доделать этот объем будет намного проще, чем делать все заново. К тому же кто-то из исполнителей может сделать работу лучше другого, и у вас будет выбор.
  • Не переходите на общение в мессенджеры. К сожалению, и в сфере фриланса развито мошенничество. Сейчас самым излюбленным способом общения преступников стал Telegram, где нет реальных номеров и можно удалить переписку у обоих участников диалога. Почти схожая история с WhatsApp. Наиболее безопасная коммуникация возможна в чатах фриланс-бирж. В случае спорной ситуации арбитраж биржи — специальная комиссия — может проанализировать чат и вынести справедливое решение. И, конечно, с платформы невозможно удалить сообщения.

Работа с фрилансером зависит не только от навыков и ответственности самого исполнителя. Бизнесу также важно не забывать о правилах поведения, чтобы получить выгоду из сотрудничества со сторонним исполнителем. Поэтому:

  • Описывайте ТЗ максимально подробно. Потратьте на это время в самом начале, и тогда не придется тратить время и нервы — ни свои, ни фрилансера — на решение конфликтов впоследствии. В задании должны быть указаны все нюансы: этапы, стоимость работы, способ оплаты. Если в задаче есть материалы, которые не нужно показывать всем подряд, сделайте пометку, что информацию получат успешные кандидаты (например, если вы делаете работу для крупного заказчика и связаны NDA, публиковать какие-то материалы по такому проекту на всеобщее обозрение не стоит: пусть это увидит только тот, кто будет непосредственно работать над проектом.
  • Требуйте передачи результатов работы после каждого этапа (разумеется, после оплаты). Проверяйте и оценивайте промежуточные результаты, чтобы не остаться “у разбитого корыта”. Чем выше уровень вашей компетенции при приемке результатов, тем лучше.
  • Обсудите с кандидатом подробные детали реализации вашего проекта “на берегу”, насколько это возможно. Например, каким будет стек технологий и в каком порядке он планирует выполнить работу. Задайте пару конкретных профильных вопросов. Так вы оцените уровень понимания будущим исполнителем предмета, а также уровень его изначальной вовлеченности. Еще одним плюсом этого будет то, что в процессе такого обсуждения кандидат начнет более ясно представлять ваш проект и трезво оценивать свои возможности и сроки: в результате вы либо найдете общий язык и скорректируете условия, либо не станете работать с этим человеком, не потеряв свои время и деньги. Общаться в этом случае лучше по телефону или видеосвязи, чтобы не дать возможности человеку гуглить правильные ответы.
  • Отдельно рекомендую оговорить с фрилансером вопрос возможности публикации результатов его работы по вашему проекту в его портфолио. Фрилансеры обычно не поднимают этот вопрос сами, потому что в этой среде считается, что исполнитель может использовать работу для портфолио. Это важно, потому что ваш эскиз может “всплыть” там, где вы этого не хотите: например, если вы являетесь субподрядчиком какого-то известного бренда и связаны условиями NDA. Если вас это не устраивает, то зафиксируйте этот момент в задании. Также в этом случае стоит воспользоваться сервисом Безопасной Сделки на бирже: между фрилансером и заказчиком заключается соглашение, в котором прописаны условия передачи юридических прав на работу и договоренности о неразглашении конфиденциальных данных.
  • Заранее планируйте для себя больший (как минимум в 1,3 раза) срок, чем согласовано с фрилансером, и некоторый бюджет сверх оговоренной стоимости (порядка 10–25% от основного бюджета, в зависимости от сложности проекта и уровня неопределенности его результатов).
  • Требуйте принятия условий сделки на платформе биржи. На многих биржах существует правило: пока фрилансер не подтвердил условия сделки на сайте, заказчик не сможет оставить о нем отзыв. Иногда происходит так, что человек откликается на проект, заказчик назначает его исполнителем, но фрилансер сделку не подтверждает. Почему? Потому что люди понимают, что как только они приняли сделку, заказчик сможет оставить отзыв, и необязательно он будет положительным.
  • Следите за своим профилем заказчика. Пишите отзывы фрилансерам и просите оставить отзыв о себе. Как и у фрилансеров, у заказчиков тоже есть рейтинг, и если в вашем профиле есть хорошие свежие отзывы, с вами будут охотнее сотрудничать.

В заключение

Работа с фрилансерами имеет свою специфику, и делать это нужно уметь. Ответственность за результат работы лежит в первую очередь на заказчике, выполняющем роль менеджера продукта, а не только на исполнителе. Важно правильно ставить задачи, обдуманно подходить к выбору фрилансера, просчитывать возможные варианты развития событий, быть честными и договариваться обо всем заранее. Мне удается найти действительно нужных людей благодаря подходу, о котором я рассказал выше. Надеюсь, это поможет и вам. И помните: если нашли хорошего и ответственного исполнителя, поддерживайте с ним контакт и не теряйте его из виду.

1212
14 комментариев

Очень спорная статья! Особенно, когда автор рекомендует одну и ту же работу отдавать нескольким исполнителям одновременно, а потом выбрать, чья работа больше понравилась. А если исполнители будут также поступать?! Вот взял фрилансер набрал заказов, а потом выбирает, кто больше платит - тому работу и выполняет, а остальные по конкурсу не прошли. Каково вам, уважаемый автор, будет...

7

Я ни на что не намекаю. НО. Вы что, не ждали негатива про FL? А он будет (если вообще будет реакция на текст) Хотя бы потому, что в свое время биржа сделала виртуальное сальто и опрокинула всё, что у нее на тот момент было, освободила место для конкурентов - в общем, фееричный был слив, образцовый. Ну и исполнителям крови выпили мегатонны. Отсюда и контекст: вижу FL, ставлю дизлайк)))

5

А в чем ваша стратегия оставлять такие комментарии, не глядя на текст и не изучая, что продут.Текст же не про ретроспективу проекта? Компании 15 лет, она тоже трансформируется. 

FL вызывает у меня смешанные чувства, т. к. я был и заказчиком и исполнителем. Как заказчик работать всё ок, а как исполнитель... За всё надо платить + конкуренция... Всегда найдётся тот, кто за пару копеек согласиться и с таким допингом сложно искать нормальные заказы

2

Ирина, автор платит всем, кто на него работал, вне зависимости лучше ли (на его взгляд) сделана работа или хуже. Нет опции не заплатить, если работа была сделана в срок и по техническому заданию. 
А потом сравнивает две работы и лучшую берет и дорабатывает с командой. Так что вы неверно поняли. 

1