Реально ли разработчику в Кремниевой долине стать миллионером? Разбор от Staff Engineer в Lyft

Реально ли разработчику в Кремниевой долине стать миллионером? Разбор от Staff Engineer в Lyft

Начало: уровни разработчиков в Долине

В США во многих технологических компаниях сетка грейдов для инженеров отличается от привычной в России схемы «junior — middle — senior». Здесь уровней больше. Вот самые главные из них:

Примерное распределение уровней и их названия в крупных компаниях
Примерное распределение уровней и их названия в крупных компаниях

Level 2: стажеры

В американских технологических компаниях широко распространена практика стажировок (internships). Это отличный вариант для всех сторон: начинающие специалисты могут хорошо заработать, получить опыт работы над отличными проектами и оффер в будущем, а компании находят лояльных талантливых инженеров на будущее.

Стажировки – это отдельная большая тема, которая от первого лица неплохо раскрыта в интервью стажера, побывавшего сразу в Google, Lyft, Nvidia и Amazon. Нас же в рамках нашего материала интересуют лишь деньги, то есть сколько могут зарабатывать стажеры.

В реальности существуют варианты, при которых стажеры могут зарабатывать $8-9 тысяч в месяц до вычета налогов. Стажировки обычно длятся три месяца, то есть «грязными» стажер может заработать до $27 тысяч.

Level 3: джуниоры

Первый грейд разработчика, который уже официально трудоустроен в компании. Часто именно такие позиции предлагают начинающим разработчикам по итогам их стажировки. Для компании это удобно: такие специалисты уже по факту прошли онбординг, освоились и доказали, что могут решать нужные задачи.

В случае найма по итогам стажировки разработчики могут рассчитывать на неплохой подписной бонус. В Долине ходит множество слухов о том, насколько большими могут быть такие выплаты. Например, есть байка о том, что в Facebook при найме инженерам выплачивают так называемый Tesla bonus, то есть $70–80 тысяч. Этого хватит для покупки электромобиля Tesla. Такой бонус получают стажеры, которые подписывают контракт с компанией и после окончания университета приходят туда работать.

В итоге, по разным данным, джуниоры в компаниях Кремниевой долины могут получать до $230 тысяч в год.

Не так уж и плохо для начала, но важно понимать, что в Долине зарплаты фактически состоят из двух частей: непосредственно денег и опционов (в стартапах) или акций (в крупных компаниях).

Опционы и акции – это также отдельная большая тема; в рамках нашей статьи достаточно лишь сказать, что реальная их стоимость для разработчика сильно зависит от успешности компании. Особенно это касается компаний, которые еще не вышли на биржу. Если такая компания обанкротится или ее продадут по низкой цене, инженеры – владельцы акций не получат ничего. Такие случаи нередки.

Так что запомним: в Долине доход инженеров всегда называют с включенной «акционной» частью. Заработки «в деньгах» здесь и сейчас ощутимо меньше.

Level 4: middle-разработчик

На этот уровень переходят джуниор-разработчики, которые уже набрались опыта и могут разрабатывать реальные фичи продукта без помощи фуллтайм-наставника. Миддлы могут рассчитывать на доход в размере $150 тысяч в год в реальных деньгах и еще до $150 тысяч – в акциях. То есть общая сумма – до $300 тысяч в год.

Level 5: senior-разработчики

В Долине этот уровень называют терминальным. Данный термин используется потому, что для 90% разработчиков это максимум, дальше они развиваться вверх уже не будут, вместо этого двигаясь в профессии горизонтально или уходя в менеджмент.

Самое главное, что и компании не ждут от разработчиков этого уровня дальнейшего роста: всех устраивает их текущая работа. А вот если расти перестают разработчики третьего и четвертого уровней, то с ними попрощаются.

Инженеры пятого уровня – это фундамент большинства американских технологических компаний. Поэтому именно таких разработчиков больше всего в Долине, и именно их компании перевозят из-за границы.

Вилка зарплат L5-инженеров находится в границах $170–$210 тысяч в год в деньгах и еще $150–$300 – в акциях. Итого зарплата senior-разработчика может доходить до $400 тысяч в год при удачном раскладе.

Level 6+: Staff Engineer и выше

На эти уровни попадает не более 10% от числа всех инженеров в Кремниевой Долине. Это единичные случаи, но раз уж мы считаем деньги, то обратим внимание и на них. Работа на должности Staff Engineer подразумевает множество обязанностей, связанных с непосредственной разработкой и прототипированием архитектуры критичных для бизнеса продуктов, руководством программистами и тестировщиками. То есть такие профессионалы активно участвуют в каждом этапе жизни продукта и играют при этом лидирующую роль.

Компенсации этих сложных в достижении уровней составляют до $500 тысяч в год, и в отдельных, особенно удачных случаях, к восьмому уровню доход может перевалить за заветный миллион.

На шестом уровне и выше в большинстве компаний базовая часть компенсации не растет так быстро, оставаясь в пределах $200–300 тысяч в год, зато активно растет компенсация акциями, как и на менеджерских позициях, ведь руководитель, как никто другой, должен быть заинтересован в успехе компании и повышении цен на бирже.

Отдельно стоить отметить, что цифры могут сильно различаться в разных компаниях: в некоторых есть бонусы и премии за хорошую производительность, а некоторые платят дивиденды со своих акций.

Исходя из данных цифр, мы видим, что даже люди с 15 годами опыта, обладающие отличными инженерными навыками, менеджерскими и продуктовыми умениями, развитыми soft skills, не могут так просто стать в Долине миллионерами.

Если вы больше хотите понять о компетенциях на разных уровнях – у Square описание карьерной лестницы доступно публично.

Еще мы недавно рассказывали про грейды разработчиков в компаниях уровня FAANG — там можно посмотреть, чего примерно ждут от инженеров в разных компаниях.

Как разработчику все же стать миллионером

Тут есть два варианта. В первом случае часто разработчики становятся виртуальными миллионерами – таковыми их в определенный момент начинают считать налоговые органы. К примеру, вот история моего коллеги о том, как он стал миллионером (но лишь по мнению налоговой службы).

Выйдя на IPO по высокой цене, цена акции резко подешевела в два раза. Однако налоговая это не берет в учет, и в прибыль инженеру засчитали стоимость акций на момент выхода на биржу. В итоге налог оказался непропорционально большим. И уж конечно, на банковском счете инженера по итогам года не оказалось никакого миллиона.

Второй реальный вариант заключается в том, чтобы стать сотрудником перспективного стартапа на этапе его бурного роста. Инженеры, которые попали в Facebook в 2005–2006 годах и получили, помимо денег, его акции, вполне себе стали миллионерами. Если компания стабильно растет, то по мере получения акций (это называется вестинг – инженеры «разблокируют» часть своего пакета акций каждый год) можно существенно нарастить свой доход.

Как работают опционные программы

Даже во втором, казалось бы реальном, кейсе есть свои тонкие моменты. Один из них заключается в том, что у любой мотивационной программы с получением акций есть срок действия. Обычно это четыре года. В течение этого срока для инженера, продолжающего работу в компании, открывается доступ к определенной части акций. В итоге он получает весь пакет обещанных ему ценных бумаг.

То есть если нам обещали пакет акций на сумму в $1 млн, то каждый год мы будем дополнительно получать $250 тысяч. Если акции подорожают – супер, это дополнительный доход. Если же они подешевеют – то даже $250 тысяч в год уже не получится.

Может быть и так, что инженер хорошо работает – и компания захочет его дополнительно мотивировать.

К примеру, после года работы ему дадут еще акций на $100 тысяч, которые будут «размазаны» на оставшиеся три года. Это может составить дополнительную прибавку.

Но в любом случае после истечения четырех лет программа стимулирования начинается заново, инженер опять должен ждать «разблокирования» новой пачки акций.

Если компания неплохо росла, то вряд ли инженеру снова дадут тот же процент новых акций, скорее всего он будет заметно урезан. Существенную роль в этих вопросах играет навык ведения переговоров и общая ситуация.

Если компания сама хантит инженера-звезду, который обладает уникальными навыками и опытом, это одна ситуация. Если же разработчик просто опытный, но «обычный», позиции в переговорах не будут столь сильными.

У нас в телеграм-боте @g_jobbot вас ждут тысячи вакансий с релокейтом в разные страны мира. Есть и в Кремниевую долину — они попадаются не так часто, но если следить, можно дождаться. А есть и другие предложения, тоже хорошие, например, в филиалы компаний уровня FAANG в Европе. Или куда-нибудь в Азию. И зарплаты там вполне достойные.

Налоги и стоимость жизни

Обсуждения цифр с множеством нулей – это круто, особенно в Америке. Но не менее круты здесь и налоги. И эта тема куда более болезненная.

В идеале, при самом хорошем раскладе, когда разработчик сумел найти отличного бухгалтера и оптимизировал налоговую базу, налог составит 25–30%. Причем 25% – это практически фантастика, не встречающаяся в реальной жизни. На практике куда чаще встречаются цифры в 30–45% – в зависимости от уровня дохода: в США прогрессивная шкала налогообложения, а в Калифорнии самые высокие налоги.

Так что тем разработчикам, которые рассчитывают на релокацию в компании из Калифорнии (в каждом штате своя налоговая ситуация), стоит в первый год как раз рассчитывать на налог в 35–42% от озвученной зарплаты. Возможно, затем вы сумеете разобраться в том, как оптимизировать затраты и снизить налог до 30–35%, но на это понадобится время.

При обсуждении доходов и расходов в Калифорнии также никуда не уйти от стоимости жизни и, в частности, недвижимости. Аренда неплохой (то есть «не убитой») студии в одном из городков Кремниевой долины может стоить около $3000 в месяц.

Двухспальная квартира обойдется уже в $4000–5000 в месяц. Дом на холмах Los Altos, как в видео Дудя, – это $10 000–15 000 в месяц, и вариант будет не самым новым, плюс понадобится показать credit score, документы с работы и т. п. И при этом вы будете не единственным желающим, так что придется пройти конкурс.

В самом Сан-Франциско цены почти не отличаются, но добавляются проблемы с дорогой парковкой (на нее стоит закладывать $300 в месяц).

Наличие детей еще более усугубляет ситуацию с жильем. В США доступна информация о качестве образования в школах: родители могут видеть средний балл, который по итогам тестов получают ученики. Само собой, чем выше средний школьный балл, тем больше людей хочет устроить туда детей. Берут в школу в Америке исходя из регистрации: чтобы попасть в конкретную школу, нужно физически жить в приписанном к ней районе. Так что чем лучше школа, тем дороже недвижимость в районе вокруг нее. Независимые от районов частные школы начинаются от 20–30 к/год. Кстати, детские сады в Штатах платные: на одного ребенка стоит закладывать $1000–3000 в месяц.

Купить или построить собственный дом – тоже совсем недешево. Земля в Долине стоит очень дорого, как и любые «сервисные» услуги, от строителей до сантехников. При покупке выбирать придется из старых домов, потому что новых строится мало. На цену это не повлияет: дешевле $1 млн пристойных вариантов почти не найти (хотя ставки по ипотеке достаточно низкие).

Многие выбирают вариант жить подальше от работы и тратить чуть больше времени на дорогу, но экономить на аренде. Это вопрос личных приоритетов и предпочтений, в том числе по климату: чем дальше от океана, тем суше и жарче/холоднее (в зависимости от времени года).

На общественный транспорт в месяц на человека уходит примерно $130. $1000–2000 придется тратить на еду (если готовить дома и бесплатно обедать на работе).

Из плюсов: здесь куда проще регулярно менять айфоны и покупать автомобили. Поэтому на улицах городков Долины чаще можно встретить Tesla Model 3, чем Hyundai Solaris. Всё просто: их легко взять в кредит или лизинг. На канале ProbBlog есть подробное обсуждение стоимости жизни в Долине.

Заключение

Кремниевую долину можно сравнивать с Голливудом: все знают звезд, но мы даже не представляем, сколько тысяч не менее талантливых актеров не продвинулись выше ролей в массовке, с соответствующими заработками.

Долина полна противоречий, здесь много сложностей. Но тем не менее это лучшее место в мире для работы над инновационными продуктами, которые влияют на жизнь миллионов человек во всем мире.

1515
12 комментариев

"Стать миллионером" – это, имеется в виду, иметь миллион в банке, или иметь активы на миллион? Потому что вряд ли в долине можно найти разработчика с 15+ годами опыта, не имеющего имущества, акций, недвижки на эту сумму. Раньше дома стоили по 200 тысяч, сейчас от 1,5 миллионов. Собственники являются миллионерами? 

4
Ответить

Короче, работая мидлом за 200k, почти сотку будешь отдавать на налоги. Из оставшихся - процентов 80 будут уходить на унитаз, аренду, детей. Итого: если чистыми удастся отложить 30-40k, то хорошо.
Чтош, воплощение американской мечты.

3
Ответить

Оставшиеся 30-40к больше чем платят мидлу например в России, не говоря уже о том что со временем это будет уже не аренда, а ипотека(а в далеком будущем уже вероятно очень дорогой актив),а з/п вырастет вместе с должностью

5
Ответить

"работая мидлом за 200k"
Правильно понимаю, что вы считаете что middle в США работает за 200к в год?
Надо передать знакомому из Apple с 20 годами опыта, что его 180 к в год это вообще зп не дотягивающая до middle.

Ответить

А зачем столько пота- опять работа на дядю под тайм доктором или аналогом?! Я прямо сейчас ищу инвестора на  "Idea tested for viability"  в размере 400К зелени с окупаемостью  до 1 года. 
Я точно знаю что искать в СНГ бесполезно народ несерьезный от слова совсем. А еще и кинуть норовят просто 99.999999999999%  всех псевдо инвесторов. 
С меня хватит  )  Уже сегодня можно работать 2 часа в день нечего не делая получая 2-3к зелени в месяц фактически просто спя весь день на Бали.

2
Ответить

Но тем не менее это лучшее место в мире для работы над инновационными продуктами, которые влияют на жизнь миллионов человек во всем мире.

Паша так не считает :)

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить