Почему на удаленке стоит писать как для робота и это хорошо
Бывало ли у вас такое, что вы получаете в рабочем чате сообщение вроде «Надо бы это доделать» и у вас возникает сразу несколько вопросов? Что именно нужно сделать? Кто должен это сделать? И в какие сроки?
Это классический пример высококонтекстного сообщения, которое в условиях удаленной работы создает почву для недопонимания, провоцирует дополнительные уточняющие вопросы и может привести к срыву сроков.
О чем речь?
В основе этого явления лежит теория культурных контекстов Эдварда Холла, которую он подробно описал в своей книге «Beyond Culture» («Вне культуры») в 1976 году. Согласно его концепции, стили коммуникации можно разделить на высоко- и низкоконтекстные.
▫ Высокий контекст:
Основная часть смысла скрыта «между строк» — в общем опыте, невербальных сигналах, личных отношениях. Слова сами по себе несут лишь небольшую часть информации.
Пример: фраза «Здесь стало как-то шумно» может быть не констатацией факта, а вежливой просьбой закрыть окно или говорить тише.
▫ Низкий контекст:
Информация передается прямо и исчерпывающе в самих словах. Точность и однозначность выходят на первый план.
Пример: «Пожалуйста, закройте окно, нам мешает уличный шум».
Почему это важно именно для удаленной работы?
В офисе мы функционируем в среде с высоким контекстом. Мы можем видеть, что коллега сосредоточен на задаче, слышим интонацию его голоса, всегда можем быстро подойти и уточнить детали. Общее информационное поле формируется естественным путем.
Удаленная работа по своей сути является низкоконтекстной средой.
— В текстовой коммуникации отсутствуют невербальные сигналы и интонация.
— Коллеги могут находиться в разных часовых поясах и иметь разный рабочий контекст.
— Нет общего поля, которое позволяет «считывать» обстановку автоматически.
Когда мы переносим привычный офисный стиль общения в удаленный форма, например:
«Намекни Василию, что отчет не очень»
то перекладываем задачу по расшифровке нашего посыла на собеседника. Это требует от него дополнительных усилий и времени. А в случае недопонимания вызовет негатив и может спровоцировать конфликт.
Почему «письмо для робота» — это эффективно?
На самом деле, мы пишем не для робота, а для человека, который лишен того контекста, который есть у нас. Такой подход — это проявление уважения к времени и ресурсам коллеги и признак профессиональной коммуникации.
В таблице с этим постом опубликовала примеры сообщений с разным уровнем контекста. Попробуйте проанализировать эти сообщения и выявить закономерности в каждой группе.
В следующем посте потренируемся определять высоко- и низкоконтекстные сообщения. А также, расскажу, как перевести сообщение в низкий контекст.
Какие сообщения преобладают в вашем коллективе? С высоким или с низким контекстом? Делитесь примерами в комментариях, разберем.