Как сделать творчество профессией: пять моделей и три примера

Творчество и деньги. Две самых распространённых установки на этот счет таковы: если ты гений, то ты зарабатываешь миллионы на своем творчестве, не делая больше ничего. Если нет, то твое творчество остается только хобби. Кажется, что есть только два пути. Однако, выйдя за рамки этих двух вариантов, можно придумать множество комбинаций.

Модели творческой карьеры

М. Макгиннесс в книге «Мотивация для творческих людей» выделяет пять моделей успешной карьеры для творческих людей:

  • Прибыльное искусство — вы зарабатываете деньги на создании произведений искусства.

Пример: художник продает картины.

  • Коммерческое творчество — вы зарабатываете на вашем творчестве, которое решает практические проблемы людей.

Пример: дизайнер придумывает и проектирует интерьер квартиры.

  • Творчество в свободное от работы время.
  • Творческий симбиоз — ваше творчество дополняет вашу работу, творчество — для души, работа — для денег.

Пример: иллюстратор рисует на заказ, но делает и свои проекты.

  • Творческое предпринимательство — бизнес на основе вашего творчества.

Пример: художник преподает рисунок.

Как видите, творческое хобби — далеко не единственный вариант, можно попробовать и другие.

Вот как это было у меня.

Творчество в свободное время → коммерческое творчество (FAIL)

Очень долго я не позволяла себе всерьез допустить, что могу зарабатывать творчеством. Быть писателем с большой буквы П. Во-первых, у меня нет таланта, во-вторых, нужно освоить «серьезную профессию» (мне казалось, журналист — серьезная профессия, HR-специалист — серьезная, а писатель — нет). Серьезная профессия — это и деньги, и общественный статус. О своих книгах я могла мечтать, и годами только и мечтала.

Рассуждала так: если бы писательство было бы моим предназначением, а у меня был бы талант, то оно само как-то бы упало на меня сверху. А оно не падало. Талант всё никак не обнаруживался, само ничего не происходило, а писать хотелось всё равно, и я писала: в стол и в соцсети.

Когда в 27 на меня рухнуло ощущение, что пора что-то менять, потому что я живу не свою жизнь, я попробовала сделать буквы своей профессией. Прочла тонны книг, прошла десятки курсов по копирайтингу. Получалось плохо, но что-то получалось.

Я столкнулась с пониманием, что:

1) пишу я так себе;

2) копирайтер пишет обо всем подряд, а мне это не очень интересно.

Из своего «сейчас» я понимаю, что нужно было продолжать развиваться и искать те самые, свои темы — и всё получилось бы, пусть и не сразу.

Но тогда я поставила на мечтах о буквенной профессии крест. Вернулась к соцсетям и столу.

Переход между путями не удался: творчество в свободное время не стало коммерческим творчеством.

Творчество в свободное время → творческий симбиоз (SUCCESS)

Итак, писательство снова было для меня творчеством в свободное от работы время, как и для многих людей.

Это нормально. Но есть два но.

  • НО-1: Я видела, как люди зарабатывают буквами, а чем я хуже?
  • НО-2: В творческом хобби я чувствовала не просто радость процесса, но и гнилой душок компромисса. Я не хотела, чтобы писательство было только хобби.

Но как я могу привнести писательство в свою обычную жизнь и работу? Чтобы не когда-нибудь, а прямо сегодня же писать. Оказалось, что в мою работу, которая не связана с текстом (я работала в HR), легко можно добавить немного букв. Я писала маркетинговые тексты, рассылки, велком-буки для новых сотрудников, внутреннюю газету компании, да я все общение с кандидатами построила на тексте!

Мне стало получше: текст перестал быть таким изолированным от остальной жизни. Однако компромисс здесь всё ещё оставался. Я не хотела писать что-то маленькое и меленькое. Мне хотелось сделать какую-то законченную текстовую единицу. Я хотела глубины и масштаба. Не роман, роман — страшно. Но и не заметку в соцсетях.

Еще через несколько лет я нашла этот формат. В больших статьях. Лонгридах, если попривычнее.

Сейчас мои большие статьи — часть моей работы, они формируют мою репутацию и привлекают клиентов.

Переход между путями удался: творчество в свободное время стало творческим симбиозом. Писательство успешно стало частью моей работы.

Творчество в свободное время → коммерческое творчество → творчество в свободное время (SUCCESS)

Воодушевившись успешной историей с писательством, я решила «подтянуть» еще одно хобби: рисование. Я попыталась сделать его коммерческим творчеством, и успех был возможен, были обсуждения с галереями и кураторами моих арт-проектов, мне нужно было доработать концепцию, но я обнаружила… что мне этого не хочется.

А хочется остаться любителем, дилетантом. Хочу продолжать получать огромное удовольствие от процесса, не хочу добавлять «достигаторства» в свое искусство. Никакого запаха компромисса, пусть будет так.

Не всё творчество должно становиться профессией. Хобби очень важно само по себе — это о свободе и игре, о том, чтобы как раз создавать контраст с работой. Может быть, попробовав, вы придете к тому же выводу — но это будет не «побоялся попробовать», а «сделал и понял» — совсем другой коленкор.

Что делать, если хочется попробовать другую модель творческой карьеры:

  • Помнить, что вариантов не два, а пять: прибыльное искусство,коммерческое творчество, творческий симбиоз, творческое предпринимательство, творчество в свободное от работы время.
  • Проанализировать, что вы хотите от творчества (стоит ли делать его профессией)?
  • Если да, то задать себе два вопроса:

Куда я могу привнести свое творчество уже сегодня?

Как нужно было бы видоизменить мое творчество, чтобы на него нашелся покупатель?

  • Делайте, а не только думайте: только реальный опыт даст вам результат.
22
Начать дискуссию