Боятся не надо, ведь идея рядом

Получили проект, не знаете, с чего начать, готовы сдаться? Без паники! Из статьи узнаете рекомендации по внедрению, принципы исследования, выбор стратегии и подходящих инструментов. А ещё, чем опасен эффект кривого зеркала и как противостоять манипуляциям.

Боятся не надо, ведь идея рядом

Во время внедрения идеи на проекте консультант даёт много указаний, выстраивает схему, которая проиллюстрирует технический процесс, но делать лишние документы не нужно - за них не платят.

Только в институте теоретики учат: вначале нужно сделать эскиз того, каков процесс на самом деле, потом начертить как должно быть, а в заключение советуют изобразить транзакции, что, на что меняем и в какой очерёдности. В суровой реальности текущей действительно так не поступают.

Перечисление видов данных и источников помогает клиенту понять, чем вы воспользовались, что знаете и умеете, но не убеждает в том, что справились со сложностями, ведь пользовались его информацией, поэтому окончание проекта должно быть коротким, простым и неформальным.

Некоторые презентации заказчики не увидели, потому что не дождались. Думают, что консультант хочет обмануть компанию и использовать полученные знания, чтобы других вводить в заблуждение, говоря, что у нас что-то делал.

Если вы консультант-одиночка, делайте из себя команду - за коллектив хорошо платят. Десантируясь с командой, думайте о том, кто и что обязан делать. Желательно, чтобы каждый человек занимался отдельным видом анализа.

Лидерство всегда тяжёлое бремя, всегда будете недовольны членами команды. Человек часто не удовлетворён выбором - суть мятежной людской природы. Первый год проекта - всегда максимальное количество увольнений сотрудников, к этому нужно быть готовым.

Работая в одиночку, поручайте сегмент анализа каждого типа данных своим субличностям. Используйте разные места для перевоплощения и работы. Что-то не получается? Смело меняйте обстановку! Несмотря на наличие сильной команды, думайте, что придётся работать одному.

Готовьтесь действовать сольно, действуя с разнообразной глубиной. На проекте будьте конкретны, стремитесь предугадать, что, когда и от кого потребуется. Буквальность позволит построить ход проекта, понять, сколько времени понадобится на внедрение и проверку гипотез.

Комфортной работе способствует визуализация, особенно для прогнозов, без которых не сможете принять решение. Колеблетесь вы, дрогнет и команда. При дефиците информации успеха не видать. Будете ждать итоги анализа в надежде, что сможете что-то найти, но может и не получиться.

В процессе реализации проекта постоянно возникает отвратительный эффект кривого зеркала, когда сотрудники пытаются манипулировать информацией, консультантом и начальником путём привлечения внимания к одному аспекту проблемы, умалчивая при этом об остальных.

Опытный траблшутер знает о таком методе и всегда готов проблему развернуть выгодной для него стороной. Если не использовали эту уловку сами, значит, другие применят подход против вас, убеждая заказчика в том, что вы не правы, непоследовательны, некомпетентны.

Траблшутер всегда колеблется между следующими элементами: интуиция, данные, опыт. Данные - то, что видел. Опыт - знания о других похожих компаниях, нишах, индустриях. Интуиция - на базе собранной информации и опыта, предположение о том, что следует предпринять.

В процессе исследования нужно много данных, главное - успевать переваривать. Попытка прочесть все материалы - пагубна, скоро перестанете встречать новую информацию. Для хороших исследований важна приоритизация. Безрезультатный просмотровый поиск побед не принесёт.

Факты - друзья консультанта, компенсируют опыт и интуицию, которых может не быть, в отличие от клиента, много лет варящегося в любимом бизнесе. Точные сведения помогают траблшутеру показать, что он разбирается в деле, и завоевать доверие заказчика.

Человек, который продаёт, обязан иметь план. Бизнесмен лелеет мечту, солвер для него неприятен: тыкает даже на малые недостатки. Клиенты опасаются убойной и неоспоримой фактуры, если прийти на переговоры без неё, не получится выстоять против аргументов заказчика.

Без гипотезы невозможно приступить к работе и решить проблему. Работая с командой на проекте, никогда не принимайте ответ: «У меня нет идей». Нужно стимулировать сотрудников искать и предлагать варианты решения проблемы. Того же безжалостно требуете и от себя.

Люди всегда могут что-то предложить, если копнуть поглубже. Некоторых сотрудников требуется, слегка подталкивать и спрашивать, как и что устроено. Если немного помочь, удивитесь, насколько много знают. Поэтому никогда не принимайте отрицание гипотез. Чеканьте: «Идите и думайте!»

Не спешите сдаваться, скорее всего, у собеседника нет заинтересованности в вас, или нет времени, может, визави не уверен в себе, ленится или даже не приучен думать. Надо добиваться того, чтобы человек мозги включил. Нужно искать способ докапываться до истины.

Подумав получше, всегда можете что-то сообразить. Ищите всё, что выходит за рамки обычного. Начните с отчётности: бухгалтерской, финансовой, управленческой. Находите лучшие практики. Учитесь у лучших исполнителей и потом наставляйте посредственных, с плохими расставайтесь.

Всегда есть что подчерпнуть у сотрудников, руководителей и конкурентов. Не будьте ни к кому презрительны, часто бывает, что даже у самого слабого игрока в бизнесе можете что-то подсмотреть. Послушать кого-то в компактном изложении всегда имеет смысл.

Начинайте со сферы ответственности, в которой хорошо разбираетесь. Ищите людей, которые говорят с вами на одном языке внутри компании - дадут лучшую характеристику, сформируют о вас положительное мнение.

Определите ключевые источники информации. Потратьте столько времени, сколько необходимо, чтобы запомнить названия подразделений и должностей. Когда легко жонглируете фамилиями и должностями отношение сильно меняется - можете назначить ответственного за процесс.

Разрабатываемая стратегия зависит от специфики, в которой сильны, также как и от специфики предприятия и рынка. Не следует делать ничего сложного. Если у вас имеются шаблоны большой организации, не нужно переносить на маленькую. Могут не пройти по ресурсам и бюджету.

Определите, насколько компания ориентируется на данные. Подумайте, почему выбрали именно такой вид учёта. Специалист, работающий в индустрии, как правило, знает несколько. Траблшутер умеет сопровождать гораздо больше - от 4 до 6. Учитесь отслеживать важные показатели.

Постройте инфраструктуру: шаблоны, модели, доказательства. Публикации - инфраструктура, доказательство, уверенность. Часто в компании может не быть специализированного софта, но есть выход в интернет, где можно ознакомиться с заранее опубликованными вашими кейсами.

Думайте о том, базируется ли культура компании клиента на фактах? Если организация опирается на харизму, партийность, клановость или авторитет, с одной стороны, будет тяжелее работать с доказательствами, с другой - определяет уровень семейственности бизнеса.

Нужно говорить с клиентом на его языке и диалекте - слушайте, как заказчик выговаривает слова, варьирует произношение, меняет интонации. Полагайтесь на факты, демонстрируйте силу информации и надёжность данных. Обеспечьте себе доступ к мощной фактологической базе.

Боятся не надо, ведь идея рядом

Как только станете полагаться на факты, сможете увеличить воздействие на клиента, акционера, компанию. Сбор стратегических важных сведений улучшит эффективность и действенность.

Работая с крупной компанией, подготовьте документ, который защитит. В какой-то момент времени то, что говорили, не будет иметь значения: потащат в суд. Могут задним числом подделать бумаги.

Важно собирать доказательства, писать протоколы совещаний, просить заверить подписью, требовать от руководства издания важных вам приказов. Создавая отчёт, обязательно включайте отдельную главу, в которой укажете фамилии сотрудников, с которыми взаимодействовали.

Спасибо Олегу Брагинскому за корректуру и подготовку статьи к публикации.

Начать дискуссию