Боятся не надо, ведь идея рядом
Получили проект, не знаете, с чего начать, готовы сдаться? Без паники! Из статьи узнаете рекомендации по внедрению, принципы исследования, выбор стратегии и подходящих инструментов. А ещё, чем опасен эффект кривого зеркала и как противостоять манипуляциям.
Во время внедрения идеи на проекте консультант даёт много указаний, выстраивает схему, которая проиллюстрирует технический процесс, но делать лишние документы не нужно - за них не платят.
Только в институте теоретики учат: вначале нужно сделать эскиз того, каков процесс на самом деле, потом начертить как должно быть, а в заключение советуют изобразить транзакции, что, на что меняем и в какой очерёдности. В суровой реальности текущей действительно так не поступают.
Перечисление видов данных и источников помогает клиенту понять, чем вы воспользовались, что знаете и умеете, но не убеждает в том, что справились со сложностями, ведь пользовались его информацией, поэтому окончание проекта должно быть коротким, простым и неформальным.
Некоторые презентации заказчики не увидели, потому что не дождались. Думают, что консультант хочет обмануть компанию и использовать полученные знания, чтобы других вводить в заблуждение, говоря, что у нас что-то делал.
Если вы консультант-одиночка, делайте из себя команду - за коллектив хорошо платят. Десантируясь с командой, думайте о том, кто и что обязан делать. Желательно, чтобы каждый человек занимался отдельным видом анализа.
Лидерство всегда тяжёлое бремя, всегда будете недовольны членами команды. Человек часто не удовлетворён выбором - суть мятежной людской природы. Первый год проекта - всегда максимальное количество увольнений сотрудников, к этому нужно быть готовым.
Работая в одиночку, поручайте сегмент анализа каждого типа данных своим субличностям. Используйте разные места для перевоплощения и работы. Что-то не получается? Смело меняйте обстановку! Несмотря на наличие сильной команды, думайте, что придётся работать одному.
Готовьтесь действовать сольно, действуя с разнообразной глубиной. На проекте будьте конкретны, стремитесь предугадать, что, когда и от кого потребуется. Буквальность позволит построить ход проекта, понять, сколько времени понадобится на внедрение и проверку гипотез.
Комфортной работе способствует визуализация, особенно для прогнозов, без которых не сможете принять решение. Колеблетесь вы, дрогнет и команда. При дефиците информации успеха не видать. Будете ждать итоги анализа в надежде, что сможете что-то найти, но может и не получиться.
В процессе реализации проекта постоянно возникает отвратительный эффект кривого зеркала, когда сотрудники пытаются манипулировать информацией, консультантом и начальником путём привлечения внимания к одному аспекту проблемы, умалчивая при этом об остальных.
Опытный траблшутер знает о таком методе и всегда готов проблему развернуть выгодной для него стороной. Если не использовали эту уловку сами, значит, другие применят подход против вас, убеждая заказчика в том, что вы не правы, непоследовательны, некомпетентны.
Траблшутер всегда колеблется между следующими элементами: интуиция, данные, опыт. Данные - то, что видел. Опыт - знания о других похожих компаниях, нишах, индустриях. Интуиция - на базе собранной информации и опыта, предположение о том, что следует предпринять.
В процессе исследования нужно много данных, главное - успевать переваривать. Попытка прочесть все материалы - пагубна, скоро перестанете встречать новую информацию. Для хороших исследований важна приоритизация. Безрезультатный просмотровый поиск побед не принесёт.
Факты - друзья консультанта, компенсируют опыт и интуицию, которых может не быть, в отличие от клиента, много лет варящегося в любимом бизнесе. Точные сведения помогают траблшутеру показать, что он разбирается в деле, и завоевать доверие заказчика.
Человек, который продаёт, обязан иметь план. Бизнесмен лелеет мечту, солвер для него неприятен: тыкает даже на малые недостатки. Клиенты опасаются убойной и неоспоримой фактуры, если прийти на переговоры без неё, не получится выстоять против аргументов заказчика.
Без гипотезы невозможно приступить к работе и решить проблему. Работая с командой на проекте, никогда не принимайте ответ: «У меня нет идей». Нужно стимулировать сотрудников искать и предлагать варианты решения проблемы. Того же безжалостно требуете и от себя.
Люди всегда могут что-то предложить, если копнуть поглубже. Некоторых сотрудников требуется, слегка подталкивать и спрашивать, как и что устроено. Если немного помочь, удивитесь, насколько много знают. Поэтому никогда не принимайте отрицание гипотез. Чеканьте: «Идите и думайте!»
Не спешите сдаваться, скорее всего, у собеседника нет заинтересованности в вас, или нет времени, может, визави не уверен в себе, ленится или даже не приучен думать. Надо добиваться того, чтобы человек мозги включил. Нужно искать способ докапываться до истины.
Подумав получше, всегда можете что-то сообразить. Ищите всё, что выходит за рамки обычного. Начните с отчётности: бухгалтерской, финансовой, управленческой. Находите лучшие практики. Учитесь у лучших исполнителей и потом наставляйте посредственных, с плохими расставайтесь.
Всегда есть что подчерпнуть у сотрудников, руководителей и конкурентов. Не будьте ни к кому презрительны, часто бывает, что даже у самого слабого игрока в бизнесе можете что-то подсмотреть. Послушать кого-то в компактном изложении всегда имеет смысл.
Начинайте со сферы ответственности, в которой хорошо разбираетесь. Ищите людей, которые говорят с вами на одном языке внутри компании - дадут лучшую характеристику, сформируют о вас положительное мнение.
Определите ключевые источники информации. Потратьте столько времени, сколько необходимо, чтобы запомнить названия подразделений и должностей. Когда легко жонглируете фамилиями и должностями отношение сильно меняется - можете назначить ответственного за процесс.
Разрабатываемая стратегия зависит от специфики, в которой сильны, также как и от специфики предприятия и рынка. Не следует делать ничего сложного. Если у вас имеются шаблоны большой организации, не нужно переносить на маленькую. Могут не пройти по ресурсам и бюджету.
Определите, насколько компания ориентируется на данные. Подумайте, почему выбрали именно такой вид учёта. Специалист, работающий в индустрии, как правило, знает несколько. Траблшутер умеет сопровождать гораздо больше - от 4 до 6. Учитесь отслеживать важные показатели.
Постройте инфраструктуру: шаблоны, модели, доказательства. Публикации - инфраструктура, доказательство, уверенность. Часто в компании может не быть специализированного софта, но есть выход в интернет, где можно ознакомиться с заранее опубликованными вашими кейсами.
Думайте о том, базируется ли культура компании клиента на фактах? Если организация опирается на харизму, партийность, клановость или авторитет, с одной стороны, будет тяжелее работать с доказательствами, с другой - определяет уровень семейственности бизнеса.
Нужно говорить с клиентом на его языке и диалекте - слушайте, как заказчик выговаривает слова, варьирует произношение, меняет интонации. Полагайтесь на факты, демонстрируйте силу информации и надёжность данных. Обеспечьте себе доступ к мощной фактологической базе.
Как только станете полагаться на факты, сможете увеличить воздействие на клиента, акционера, компанию. Сбор стратегических важных сведений улучшит эффективность и действенность.
Работая с крупной компанией, подготовьте документ, который защитит. В какой-то момент времени то, что говорили, не будет иметь значения: потащат в суд. Могут задним числом подделать бумаги.
Важно собирать доказательства, писать протоколы совещаний, просить заверить подписью, требовать от руководства издания важных вам приказов. Создавая отчёт, обязательно включайте отдельную главу, в которой укажете фамилии сотрудников, с которыми взаимодействовали.
Спасибо Олегу Брагинскому за корректуру и подготовку статьи к публикации.