«Текучка такая…», или что мы изменили в работе компании после шумной публикации на vc.ru
Три недели назад я опубликовал статью про «текучку» стажеров в МАКО и получил обратную связь от аудитории vc.ru. Делюсь от лица компании произошедшими после этого изменениями.
Всем привет! Меня зовут Михаил Дроздов, я бренд-менеджер performance агентства МАКО, и это я написал статью «Текучка кадров такая, что опускаются руки…Что случилось с людьми?», собравшую 135К просмотров за неделю, более 1000 полезных комментариев и много-много минусов в карму и хейта. Скажу честно, некоторая провокационность и сгущение красок вкладывались в публикацию изначально, потому что мне скучно писать не вызывающие отклик тексты, но такой реакции я, конечно же, не ожидал. Но, что не происходит - все к лучшему. Давайте разбираться в чем.
Текучка такая...
Если кто не читал или не хочет читать, то суть статьи в том, что агентство контекстной рекламы МAKO, пусть и не так бурно, как бы нам хотелось, но достаточно успешно развивается, и почти все нужное для этого есть: текущая база проектов, необходимое кол-во новых обращений от клиентов( мы много переварить не можем, потому что делаем большие аудиты на pre-sale); достойная система мотивации опытных специалистов, дружественная атмосфера в коллективе, либеральное руководство, свобода действий, корпоративы и тд.
МAKO - небольшая компания, но уже давно не стартап. Нас 24 человека. 52 проекта с бюджетами на рекламу от 200К. Специалисты работают с клиентами без аккаунтов, т.е напрямую. Обслуживание – бутикового типа. Каждый проект – любимый. Работать достаточно сложно.
Исторически так сложилось, что мы расширяем штат людьми без опыта, которых называем стажерами. Мы считаем эффективным обучение специалистов с нуля, с постепенной нагрузкой новыми проектами, и, соответственно, ростом дохода. На собеседовании мы проводим небольшое тестирование( с вариантами ответов) на счет, чтобы отсечь тех, кто не любит работать с цифрами( как, например, я).
Если сравнивать стажировку в МАКО с большинством платных курсов по контекстной рекламе, то получает стажер за то же время обучения гораздо больше. Курсы - это теория за деньги обучающегося, стажировка у нас – это теория, практика и доход. Разумеется, время молодого специалиста оплачивается, и мы не стали скрывать сумму – 30 000р в месяц. Так до первого проекта (2-3 месяца), дальше – больше. Через год любой наш сотрудник – эксперт с доходом 100К+
Раньше (два-три года назад) с набором все было хорошо. Настолько хорошо, что мы выбирали коллег из ведущих ВУЗов. Соискателей было достаточно, они учились и работают до сих пор.
Но за последние два года мы не нашли ни одного нового стажера, который проработал бы более 6 месяцев. Мы уже и на ВУЗ почти смотрим. 10 стажеров пришли, посидели какое-то время, и уволились. И это мешает нам расти, так как бутиковая схема работы с проектами подразумевает бОльшие временные затраты, а мы не хотим перегружать старых сотрудников и ухудшать качество своей работы
Мы считали, что причина - в нежелании учиться мастерству ведения контекстной рекламы и/или развиваться в рамках нашего бренда. Возможно в смене поколений и ценностей. Чтобы в этом убедиться, я написал статью, и после сокрушительного фидбэка нам стало понятно, что причин гораздо больше.
В этой публикации я хочу показать, какие именно советы и утверждения изменили наше представление о себе и о будущем рабочем процессе. Для этого я свел в их дайджест и дал комментарии
Дайджест рекомендаций
ВУЗ не должен быть весомым показателем при выборе сотрудника. Образование сейчас ничего не значит. Контекстная реклама - это не программирование
- Мы с этим согласны. Нам не так-то и важны знания, которые получены в институте. Хороший ВУЗ - маркер, что человек хорошо учил математику в школе, имеет большой процент по ЕГЭ и, как минимум, умеет решать линейные уравнения 5-6 класса.
Нужно больше платить денег, потому что на 30К в МСК приходится выживать. Не для этого люди учились хорошо, чтобы идти на такие унылые условия
- Болезненно приняли это утверждение, но поняли и согласны. Поэтому готовы платить оклад на 20К больше, если соискатель-стажер будет из нужных нам ВУЗов. Ему будет комфортно среди коллег из таких же учебных учреждений, мы будем уверены в его знаниях. Но это не значит, что мы не будет рассматривать коллег с менее престижных институтов или вообще без ВО. Но условия для них останутся прежними.
Тестирование на собеседовании – это зло, неуважение к людям и гестаповские методы работы
- Ну а как еще проверить человека, если опыта работы у него нет? Тесты легкие, с вариантами ответов. Даже я – гуманитарий, и то большую часть решил методом тыка. Там нет ничего сложного.
Те, кого мы считаем джуниорами в текущих реалиях - мидлы
- Согласны, но отчасти. В реальности собственника компании, который берет на работу специалиста по контекстной рекламе, любой умеющий настраивать рекламный кабинет - уже профи. Но наша практика говорит, что для понимания специфики контекста необходимо успешно поработать с десятком проектов и разными бюджетами. Негативный опыт тоже будет полезен.
Нужны более частые переходы спеца по грейдам и понятная дорожная карта, чтобы он чувствовал рост и свою значимость, как профессионала
- Согласны. Мы поняли, что упустили этот момент, думая, что только роста дохода-процента от бюджета и более сложных (интересных и прибыльных) проектов достаточно. Людям нужны карьерные цели и награда за их достижения. Сейчас мы разрабатываем схему грейдов с повышением окладной части при переходе с одного грейда на другой.
Нужно перевести всех на удаленку
- Мы пробовали обучать стажеров удаленно и получили негативный опыт. Через полгода-год работы – всегда пожалуйста. У нас гибридный режим: можно в офисе, можно в бунгало на о.Бали.
Нужно открывать филиалы в регионах
- Согласны. Но мы пока не можем найти человека, который смог бы организовать региональное подразделение. Если это вы, то пишите в личку.
Корпоративные ценности – это для наивных и совков
- Когда я писал в статье про корпоративные ценности, которые были приняты в штыки, то имел в виду общую ментальность коллектива и стажеров, их взгляды на жизнь. Гимн компании мы по утрам не поем, логотипу не молимся, обязательные тимбилдинги на выходных не проводим. Хотелось бы просто понимания, что рост компании - это общий интерес всего коллектива
Нужно разрабатывать свои инструменты по эффективной настройке РК, чтобы люди к ним привыкали и не увольнялись, как пользователи айфона после привыкания к экосистеме Apple
- Увы, все лучшее на текущий момент времени уже сделано не нами. Мы используем самые эффективные платные и бесплатные инструменты. Лучше нет.
Надо повышать стоимость услуг, чтобы находить больше денег на штат
- Да, это правда. Рано или поздно весь рынок контекстной рекламы сдвинется вслед за растущими ценами. Но пока компании-гиганты с конвейерным обслуживанием и большим потоком клиентов этого не сделали, мы тоже не может так поступить. Наше предложение будет неконкурентоспособным. Пробовали уже.
Стажерам нужен ответственный за обучение наставник
- Согласны. Уже открыли вакансию. Ищем опытного специалиста, который возьмет шефство над отделом контекстной рекламы, будет обучать и сопровождать новых сотрудников. Если этот человек вы, то пишите в личку или на почту с сайта. Условия - обсуждаемые.
Никаких переработок!
- Хотелось бы сказать, что у нас такого нет. Но, увы, бывает. Пока сотрудник обучается, но уже имеет свои задачи и проекты, ему иногда приходится задерживаться, чтобы сделать ту работу, которую он не успел доделать в течении дня из-за недостатка навыков. Более опытные коллеги делают этого гораздо реже. Тяжело в учении - легко в бою.
Нужно нанять толкового HR «Судя по срокам ухода хромает либо онбординг, либо подбор. Проведите оценку реальных потребностей и инструментов, которые вы используете для оценки кандидата на входе. Возможно умение считать и аналитика не единственные сферы, которые для вас реально важны.»(с)
- Мы пока не можем позволить себе топового HR. У нас не так много для него задач. Но сейчас мы нашли специалиста, который сделает аудит нашей системы подбора и покажет слабые стороны процесса.
Нужно проводить собеседования со всеми, кто увольняется, чтобы понять истинные причины ухода
- Мы проводим. Если сотрудник увольняется, то для небольшой компании это – удар. Мы общаемся с каждый уходящим, но выяснить истинные причины получается редко.
Нужно брать на работу людей постарше. Они более усидчивые и ответственные
- Согласны. Будем рассматривать людей 35+
Нужно сделать стажировку платной. Люди не ценят знания, за которые они не платят
- Это правда, но мы так делать не будем.
Нужна нематериальная мотивация
- Согласны. Но пока не понимаем какая. Напишете, пожалуйста, в комментариях, что может вас мотивировать работать плодотворнее из нематериальных поощрений. Очень поможете стать нам лучше. Спасибо!
Контекстная реклама – это скучно и рутина. Нужно обучать людей разным продуктам
- Это правда. Но существует люди, которым нравится считать и анализировать. Также не стоит забывать, что контекстная реклама, в отличии от того же SEO, имеет очень быстрый отклик на действия специалиста. Особо не заскучаешь!
Нужно менять офис. М.Калужская – это клоака Москвы
- Согласны отчасти. Район весьма приличный, офис комфортный, но планируем менять. Задача сейчас не первостепенная, но в планах переехать ближе к центру, чтобы удобно было ездить с разных концов Москвы.
Нужно проверять совместимость сотрудников с компанией по гороскопу, применять нумерологию, карты Таро и шаманские обряды
- Обойдемся, пожалуй, собеседованием и небольшим тестированием. Пока еще никто не предсказал на картах, что будет с курсом доллара через месяц. Что уж тут про человеческие судьбы говорить?
Не должно быть контроля действий, а должен быть контроль результата
- Согласны. У нас сейчас так и есть. Контроль после стажировки минимален.
Все, кто связан с рекламой должен гореть в аду
- Мы тоже не любим навязчивую рекламу. Но контекстная реклама работает с уже сформированным спросом. Мы ничего никому не навязываем. Пользователь ищет то, что ему нужно, а мы только помогаем ему найти одно из выгодных решений.
Нужно жесткое руководство с кнутом и пряником. Русский любит тиранию, тульские пряники и царя
- Это не про нас. Мы считаем, что работа должна нравиться. Катание на гормональных качелях с поощрениями и наказаниями хороши для курсов личностного роста, но не для работы в МАКО.
Не тех берете. Берите меня!
- Приходите =)
Итоги
Несмотря на не самую приятную критику, мы сделали ряд важных выводов и изменений, которые, как мы надеемся, помогут нам сдвинуться с мертвой точки. Все это благодаря вам. Огромное спасибо за обратную связь!
"Через год любой наш сотрудник – эксперт с доходом 100К+"
Через год уже эксперт))))) куда не плюнь каждый мнит себя экспертом через год)
Лично я НЕ буду экспертом и через год. Мне не дано. Не люблю с цифрами возиться.
Если же человек приходит с желанием учиться, то для этого есть все. Проекты, опытные коллеги, обучение. Мне кажется всяко быстрее получится, чем самостоятельно или на курсах.
Ты никогда не станешь экспертом через год с нуля. Тем более постоянно меняются функционал рекламных кабинетов, алгоритмы площадок, CMS и т.д. и т. п.
Могу отметить, что самый популярный коммент к прошлой статье был о том, что все как раз наоборот.
3.14здеть не мешки ворочить. То-то дебилы в институтах сидят 6+ лет для получения более менее квалификации, а тут за год)))
А уже есть институты, где по 6 лет обучают как настраивать контекстную рекламу?
А чего там настраивать-то?))) Ставки, сегменты, и utm метки?))))
Вот сложности какие)
может поэтому 99% проектов до 100к стопятся через месяц работы?) может понимание поверхностных механик недостаточно?)
Нужна аналитика предварительная текущих результатов, рынка, конкурентов, возможно переработка/доработка сайта или настройка crm, проверка работы отдела продаж, отказов клиентов и т. п. Поэтому я и пишу, что за год этому не научишься. Тем более в каждой нише свои грабли или хитрости, которые ты можешь не знать пока не столкнулся с этим
Сразу отмечу, что насчет квалификации агентства автора и какие там наставники - ХЗ, может там обычные балаболы, а может действительно кто-то и разбирается в чем-то. Но насчет 6+ лет...
Многие программы институтов можно изучить за гораздо более короткие сроки, это вам любой адекватный зав.кафедры или декан подтвердит. Несколько примеров (приборостроительный факультет юургу - а по инженерным специальностям это норм вуз насколько знаю), что-то в районе 2000-х годов:
1. Курс начертательной геометрии длился полгода (вообще не профильная тема) - был только на первом занятии, остальное прогулял. Чтобы сдать хватило 3-х часов с репетитором.
2. Дискретная математика - не помню сколько длилось, но тоже все прогулял, в итоге изучил за выходные, сдал на 4 с первого раза (хотя у нас многие кто лучше учились вообще тяжело сдавали и там мало кого жалели).
3. Ну про взяточников рассказывать смысла нет. Про случаи когда препод прибегает с утра с жуткого похмелья и всем ставит оценки, лишь бы отстали - тоже. Это не показатель сложности образования.
4. Хотел перевестись на что-то вроде "Экономики и управления", состоялся разговор с деканом факультета:
- Лучше заканчивай приборостроительный и приходи к нам на (не помню, 2-х или 4-х месячные курсы) отдельно, мы там всю программу даем.
- А зачем студентов 5 лет мучаете?
- Ну по-другому мы не можем, гос.программа все-таки на 5 лет рассчитана.
То есть из того что я видел - сложно было учиться тем кто выбрал не ту специальность (например у нас они были двоечниками по всем предметам, а перевелись в гуманитарии и там стали ботанами).
Не говорю что так везде, и наверняка есть некоторые специальности в ВУЗах, где реально 5-6 лет людям дают полезные знания и навыки.
Но уж на контекстной рекламе если не быть дебилом, то с хорошим наставником реально за год получить высокую квалификацию (которую и за 3-4 года не получишь в обычном агентстве "доим клиента пока не уйдет). Профессионалом не стать, но уровень явно будет выше, чем в большинстве контор, которые наплодились после курсов.
Зависит от ВУЗа, как вы и сказали. Инженерная графика ерунда, а вот научиться использовать autoCad (3d, тесты на износостойкость, усталость и т.п.) как раз 6 лет учить будешь. Только у этой программы инструкция! с мою ладонь)))
Согласен, при этом конечно сомневаюсь что выпускник ВУЗа изучит все нужные функции за 6 лет и потом нормально будет работать. Скорее всего изучит только основы за 6 лет (которые можно было изучить за 1-2 года), а остальное будет изучать уже непосредственно на работе.
вуз не должен учить таким вещам. это место для получения фундаментальных знаний - физика, математика и т.д.
Ну ХЗ как правильно. По мне - ВУЗ должен выпускать специалиста с определенного уровня навыками, а не просто человека, напичканного теорией, который не знает как ее применить. И если есть софт, который является "почти стандартом" в какой-то сфере, то выпускник должен свободно им владеть, а не тупить, не зная о 90% возможности этого софта, которые позволят быстро решить поставленные задачи.
P.S.: За образец возьмите военные ВУЗы СССР и современной России (времена 90-х и до Сердюкова брать не стоит) - люди выпускаются не только с теорией (физика, математика и т.д.), а с конкретными навыками, которые они могут применять. Конечно непосредственно на службе идет дальнейшее развитие и шлифовка навыков, но такого бардака как в гражданских вузах ("мы программу отчитали, экзамены приняли, а то что это никому не нужно и никак не применить - да и хер с ним, у нас другая задача") - так вот, таких ситуаций практически не осталось.
Так сдать и знать это разные вещи...
Те предметы которые я назвал - нельзя было сдать, не зная материал и не ориентируясь в нем хорошо. Много предметов, которые сдал вообще не понимая особо о чем речь - и не перечислял даже.
Нельзя родить ребенка меньше чем за 9 месяцев (условно не берем исключения).
Там ставят руку и глаз, что бы в цеху на замызганном листочке с помощью коробка спичек можно было чертеж вычертить, а слесарь-токарь сделали что надо. За 3 часа вы это не поставите, можете не мечтать.
На начертательной геометрии учат знать основы, как чертить чтобы соблюдать стандарты (разрезы, с какой стороны должны быть цифры, в какой метрики писать цифры, как выносить разметку)
Эти вещи можно и так выучить, а вот руку поставить можно только долгим и монотонным трудом. Сообщение было к этому.
сейчас все чертят на пк, а не на ватманах)
Да хорош, что бы вал насоса обновить в цеху никто не побежит к ПК. Начеркают на том, что рядом лежало и все.
Вал насоса все делают на универсальном станке или на ЧПУ?
ремонтный на универсале, конечно
и эскиз даже делать не будут, наварят, мелом напишут номинальный размер и отдадут на токарку
узнаю родные методы когда работал инженером-конструктором на заводе)
это ремонтный цех, тут все сурово
в производственных также)
Наварят поверх и на универсале обновят посадки. Какой ЧПУ ? Я про обычный завод, не машиностоительный.
Ну и тогда про какой руку набить, нарисовать прямоугольник и указать размеры + посадки руку набивать не нужно)
Вы удивитесь какие "прямоугольники" с какими "фасками" рисует человек без привычки. Слесарю-токарю рассматривать что там хотел выразить человек тоже не уперлось никуда.
тут соглашусь, но это беда же
https://www.youtube.com/watch?v=8FImmSljYUM
80% заказчиков в рот обминали наличие посадок
Комментарий недоступен
У нас только ватман, только ручкой правки от препода чтобы 10 раз подумал прежде чем ему показать)
На замызганом листочке чертеж не делают, максимум эскиз
От руки - эскиз. Чертеж - каждая линия соответствует размеру или учитывает масштаб
чем отличается мерительный инструмент от измерительного?)
толщиной понтов
МЕРИ́ТЕЛЬНЫЙ, мерительная, мерительное (спец.). То же, что измерительный.
метр и штангельциркуль оно и то же?)))
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9
не нужно проф.деформаций. по правилам русского языка это синонимы
и что вы скинули?)
метром ты измеряешь, а калибр-пробкой меряешь подходит ли отверстие в допуски
калибр ничего не "меряет"
а что он делает?)
Калибр (фр. calibre, calibre à limites) — средство контроля, контактирующее с элементом изделия по поверхности, линиям или точкам. Калибр имеет геометрические параметры, воспроизводящие элементы изделия с заданными предельными размерами.[1] Размеры калибров могут задаваться без всякой связи с единицей измерения. Существуют трёхмерные калибры со сложной геометрической конфигурацией.[2]
следовательно контролирует
следовательно, контролирующий?)))
убедил