Кейс: как книжный клуб стал HR-инструментом в частной медицинской клинике
Книжный клуб Lahta Books стартовал три с половиной года назад, а сейчас в нём уже больше 180 участников. Для них книжные встречи стали возможностью сделать чтение более разнообразным, узнать коллег с неожиданной стороны и вместе попробовать что-то новое. А сам клуб тем временем незаметно превратился из спонтанного объединения по интересам в полноценный HR-инструмент.
В этом кейсе — зачем книжный клуб частной медицинской клинике, как его создать и причём тут вообще HR-бренд.
История: как в Lahta Clinic появился книжный клуб
Lahta Clinic — это сеть многопрофильных медицинских центров доказательной медицины в Санкт-Петербурге. В сети работают больше 300 врачей, а ещё есть средний медперсонал, администраторы и офисные сотрудники.
Команда большая, поэтому есть свои сложности. Например, разобщённость между филиалами и структурными подразделениями, стандартное для медицинских специальностей выгорание, иерархические препятствия между руководителями и подчинёнными, отсутствие неформального общения. И часть проблем книжный клуб успешно решил.
Книжный клуб Lahta Books появился в 2022 году и не был решением руководства — он возник «снизу». Идея появилась у Артёма Мотина, который тогда руководил SMM в Лахте, а сейчас занимается HR-процессами внутри клиники (а ещё ведёт телеграм-канал «Тёма и книги»).
Артём вспоминает, что это произошло практически случайно. Он любит читать и много лет был погружён в литературный процесс — следил за новостями в этой сфере, издательствами, авторами, премиями — а всей этой информацией хотелось делиться, обсуждать её с кем-то.
Я подумал: наверняка в Лахте найдутся люди, которые тоже любят книги. Я походил с этой мыслью несколько дней, а потом создал чатик клуба и отправил ссылку на него в Lahta Staff (рабочий чат, в котором есть все сотрудники).
В чат вступило буквально несколько человек. На первую организационную встречу пришли восемь из них (многие из них сейчас уже не работают в клинике) — познакомились [ещё раз] в неформальной обстановке, рассказали, что любят читать, обсудили правила клуба. Тогда сразу и сформировался формат проведения встреч: они проходят на нейтральной территории (не на работе!), обязательно с едой, на встречах не только обсуждаются книги, но и проводятся интерактивы и квизы. Всё это помогает отвлечься от работы и личных проблем и сфокусироваться на обсуждении.
Потом клуб стал активно расти и закрывать некоторые вопросы в клинике. Так стало понятно, что это уже HR-бренд. Летом 2025 года Артём рассказал о своём опыте на мастер-классе для владельцев клиник и медицинских менеджеров в рамках «НеКонференции». А в сентябре канал НТВ снял про клуб сюжет.
Основные принципы Lahta Books
Вступить в клуб может любой сотрудник клиники вне зависимости от его должности и позиции в компании. За годы в клубе сформировались нерушимые правила, которые помогают ему быть таким, какой он есть.
- Выбор книги месяца — за создателем клуба. Демократия в этом вопросе не прижилась, а установившийся «режим» участники назвали Мотинократией — от фамилии руководителя клуба.
- Встречи проходят на «нейтральной территории» — не в клинике и не в офисе. Обычно участники снимают лофт на три часа.
- Все скидываются на оплату. Встречи клуба проходят автономно от клиники, поэтому аренду зала, еду, лекции от приглашённых экспертов участники встречи оплачивают сами, поровну.
- Каждая встреча — расширение кругозора. В презентации, с которой Артём начинает обсуждение книги, всегда есть контекст: об авторе, об эпохе или месте, которому посвящено произведение, и не только. Иногда зовут приглашённых экспертов: например, на встрече, посвящённой «Камо грядеши», выступала Надежда Калашникова, историк Древней Греции и Рима.
Среди участников клуба — только сотрудники сети. Привести друга, партнёра или родственника не получится. Исключение делают только для бывших сотрудников: после увольнения они могут продолжать приходить на встречи.
- Есть дополнительные активности. Помимо ежемесячных встреч, дважды в год — летом и перед Новым годом — проходят книжные выездные корпоративы. У каждого из них есть своя тема, а подготовку к мероприятию участники обычно начинают за несколько месяцев.
Очевидные плюсы книжного клуба
1. Горизонтальное взаимодействие между филиалами
Сейчас в Lahta Clinic пять филиалов. Есть сотрудники, которые работают только в одной из клиник (или вовсе — в офисе), для них встречи клуба — возможность встретиться с коллегами, с которыми почти не видятся. А ещё здорово узнать людей, с которыми работаешь, с новой, не рабочей стороны: что они реально думают о любви, отношениях, том, как устроен мир.
С одной стороны, я работаю в аптеке и со всеми клиниками, я часто вижусь и взаимодействую с коллегами. С другой стороны, общение в клинике неформальным не назовёшь. А на книжном клубе атмосфера как раз максимально расслабленная. Ещё здорово, что можно “и на других посмотреть, и себя показать”. Одно дело — читать мои сообщения о вакцинах в Битриксе, а другое — общаться со мной на клубе.
2. Улучшение отношений «руководитель–подчинённый»
На встречах книжного клуба нет места должностным инструкциям или вертикальной коммуникации — все равны. Так, например, врач-стоматолог может сблизиться со своим ассистентом, лучше узнать его как человека, найти общие интересы.
3. Формирование общего культурного кода
Участники книжного клуба не ограничиваются встречами раз в месяц — собираются и вместе ходят на выставки, в театры и на лекции, обедают, занимаются спортом.
А ещё в клубе есть тайны и шутки, понятные только участникам — это объединяет, делает отношения ближе и крепче, помогает не только в общении, но и в работе.
4. Усиление бренда клиники
Книжный клуб, у которого, кстати, есть аккаунт в запрещённой соцсети, помогает людям, возможно, вообще не знакомым с Лахтой, понять: в клинике работают не просто врачи, а классные люди, которые делают что-то интересное.
Неочевидные плюсы
1. Хантинг сотрудников
По мере того как клуб становится известен, люди начинают читать книги, которые обсуждают сотрудники Лахты на встречах, и даже хотят сами оказаться в компании, чтобы участвовать в таких активностях.
А желание остаться в клинике поддерживается за счёт хороших отношений с коллегами, ощущения командности, возможности не только работать, но и узнавать о мире новое.
Так и прокачивается HR-бренд.
2. Онбординг
Клуб помогает не только привлекать сотрудников, но и адаптировать их. В список полезных ссылок, которые новый работник получает во время онбординга, включён и «книжный» чат.
А посещение встреч помогает рассказать о себе, узнать, с кем работаешь, влиться в атмосферу — почувствовать себя комфортнее.
Я присоединилась к клубу, когда работала в компании больше двух лет и уже вела деятельность, объединяющую филиалы, поэтому «вливаться» куда-то мне было не нужно. Но абсолютно точно участие в активностях книжного клуба позволило узнать больше людей, а о многих коллегах сложить более целостное мнение, что точно пошло на пользу именно профессиональной докторской коммуникации. До клуба я людей знала по их картам и каким-то ситуациям внутри клиники, но не было физических условий, чтобы мы могли где-то встретиться и поговорить, особенно с коллегами из не моего филиала. Сейчас одна из моих функций в компании — завершение онбординга новых врачей. Я настоятельно рекомендую им использовать книжный клуб как ресурс для знакомства с коллегами, установления горизонтальных связей и приобщения к корпоративной культуре. То есть мы напрямую и осознанно используем книжный клуб как HR-инструмент уже как минимум полтора года. Думаю, коллегам проще выстроить профессиональную коммуникацию в ситуации, когда они узнали нового человека с неформальной стороны и в расслабленной обстановке, но при этом в управляемой и модерируемой ситуации (есть план встречи, понятная традиционная последовательность событий). Выходит своеобразный «принудительный нетворкинг», но в гораздо более мягком и бережном формате по сравнению со стандартными корпоративными тимбилдингами и тренинговыми «играми на сближение».
3. Повышение комплаенса
Книжный клуб классно работает не только для улучшения взаимодействия в коллективе, но и для повышения комплаенса — готовности пациентов выполнять назначения и следовать рекомендациям врача.
Обсуждение книг позволяет создать неформальную обстановку, наладить с пациентом контакт, укрепить доверие и даже минимизировать дискомфорт во время манипуляций.
Как организовать (книжный) клуб
Если вы понимаете, что тоже хотите инвестировать в корпоративную культуру, связи внутри организации и имидж компании, вот несколько советов, как и с чего начать.
✔ Продумайте ключевые организационные моменты. Кто выбирает книгу (или просто — тему встречи, если клуб не книжный), где проходят встречи, как они финансируются, кто может стать участником объединения.
✔ Определитесь, какой атмосферы хотите добиться, где и как будет вестись коммуникация, какие дополнительные активности могут быть.
✔ Создайте возможности для самоорганизации и поощряйте инициативы. Возможно, участники клуба придумают классную активность, найдут приглашённого эксперта или создадут новую традицию. Это сплотит участников клуба ещё больше, поэтому не бойтесь и не мешайте.
✔ Необязательно, чтобы клуб был книжным. Подойдёт любая тема или любое увлечение. Можно создать объединение спортсменов, кулинаров, театралов, любителей походов, любителей парфюма или дегустаций. Подумайте, что именно актуально для вашей сферы деятельности и конкретного коллектива.