Декрет — трамплин, пауза или преграда? Почему бизнес теряет лояльность женщин, и как это предотвратить

Карьера и материнство, а именно вопрос совмещения этих важных для современной женщины приоритетов — один из самых сложных. Чтобы понять реальное положение дел Аналитический центр НАФИ при поддержке компании Avon представил результаты исследования*, в котором изучил, как материнство влияет на карьеру российских женщин. В исследовании приняли участие 2000 россиян, из которых 500 женщин в декретном отпуске.

Декрет — трамплин, пауза или преграда? Почему бизнес теряет лояльность женщин, и как это предотвратить

Результаты показывают серьезный разрыв между ожиданиями женщин и существующими мерами поддержки на рабочем месте. Разбираемся в результатах исследования и показываем, где бизнес продолжает упускать очевидные возможности.

Декрет для карьеры: плюс, минус или ноль

Мнения женщин разделились, но “звоночки” есть:

  • 32% опрошенных заявили, что декрет становится преградой для их развития и карьеры;

  • 36% считают, что он не оказывает значительного влияния на профессиональный рост;

  • 27% отмечают его положительное влияние.

Интересно, что с возрастом уровень оптимизма по отношению к декрету, как к карьерному барьеру, выше: среди женщин старше 35 лет больше тех, кто уверен, что декрет карьере не мешает (42% против 33% среди младших). Это говорит о том, что опыт и зрелость помогают справляться с трудностями.

Разрыв в поддержке может ударить по бизнесу

Исследование обозначило заметный разрыв между ожиданиями женщин и тем, что им реально предлагают компании. Только каждая третья работающая женщина в декрете отмечает наличие дополнительных мер поддержки от работодателя. Какие же это меры?

  • Программы обучения и повышения квалификации (36%);

  • Медицинская страховка (36%);

  • Финансовая помощь и карьерное развитие (по 31%).

Только в каждой четвертой компании реализуются корпоративные инициативы для родителей. При этом каждая шестая женщина заявила, что в той компании, где она трудится, нет никаких видов дополнительной поддержки.

Между тем, по мнению аналитиков, именно забота работодателя о сотрудниках формирует у последних лояльность к бренду и доверие к той компании, где он трудится. Эту взаимосвязь подтверждают и цифры:

  • Среди тех, кто получает поддержку, 34% готовы рекомендовать своего работодателя;

  • Среди тех, кто не получает — всего 14%.

Вывод напрашивается простой: инвестиции в поддержку матерей — это не про соцпакет, предусмотренный законодательством, а прямая инвестиция в репутацию бренда работодателя и удержание ценных кадров.

Часто профессиональному развитию мешают вовсе не отсутствие возможностей, а внутренние барьеры. Когда бизнес предоставляет гибкие возможности для роста, это открывает женщинам новые перспективы и укрепляет команду.

Таким образом, когда компании создают условия, чтобы женщины могли реализовать свои таланты и потенциал, они укрепляют команду и формируют устойчивое будущее для бизнеса.

Декрет как перезапуск

Как показал опрос, именно в период декрета у женщин начинает формироваться запрос на собственный бизнес: 54% женщин, находившихся в декрете за последний год, планируют открыть собственный бизнес. Для сравнения: среди всех российских женщин этот показатель значительно ниже — 36%.

Декрет — трамплин, пауза или преграда? Почему бизнес теряет лояльность женщин, и как это предотвратить

При этом каждая пятая женщина, задумывающаяся о бизнесе, пока не определилась с направлением. Это показывает, что многим важно получить поддержку на старте — доступ к образовательным программам, наставничеству, сообществам, где можно обменяться опытом и найти вдохновение. Выводы очевидны: женщины в декрете – это огромное сообщество с нераскрытым потенциалом.

Сигнал для бизнеса

Данные исследования — это не просто статистика. Это четкий сигнал для бизнеса. Когда бизнес дает женщинам пространство для роста и возможности для развития, выигрывают все — и компании, и экономика, и общество. Это означает, что компаниям пора пересмотреть подходы к работе с женщинами в декрете. Гибкий график, программы переобучения, карьерный лифт после выхода — это не расходы, а инструменты сохранения лояльности и талантов тех, кто хочет расти дальше.

Забота о сотрудниках — это уже не личная история, сегодня это новая управленческая философия. Компании, которые инвестируют в развитие и поддержку сотрудников, выигрывают в долгосрочной перспективе, получая эффективных сотрудников и лояльное отношение к HR-бренду компании.

Поэтому бизнесу важно создавать и поддерживать сообщества, образовательные и партнерские программы, которые дают женщинам возможность для профессиональной и личной реализации, в том числе и в формате предпринимательства.

Avon уже более 30 лет создает возможности для женщин в России, в том числе и для мам, которые хотят строить карьеру по гибкому графику или развивать собственное дело. И на личном опыте мы подтверждаем: чем больше общество и бизнес будут поддерживать стремление сотрудников развиваться, тем увереннее будет двигаться вперед экономика.

Исследование современных возможностей для профессиональной самореализации женщин на российском рынке труда, проведенное Аналитическим центром НАФИ при поддержке Avon Россия, было представлено на форуме Woman Who Matters и отмечено главным призом в номинации «Женское предпринимательство».

*Исследование современных возможностей для профессиональной самореализации женщин на российском рынке труда. Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в июне 2025 г. для Avon Россия. В опросе приняли участие 2000 россиян, из них 500 — женщины в декрете. География исследования: все регионы России. Под декретом в статье понимается отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком. Все количественные данные в материале приведены на основании результатов исследования.

22
1
2 комментария