Почему советы «писать короче» не работают в удалёнке

Недавно на просторах сети я наткнулась на пост о том, что для того, чтоб хорошо писать, надо просто быть редактором. Совет автора звучал так: «Уберите развернутые описания, пишите короче, избегайте повторов.»

Остаётся добавить: «И тогда вас сразу все станут понимать с полуслова.»

Не станут.

Честно говоря, я не стала читать дальше, потому что эти советы из арсенала редакторов или копирайтеров для обычных людей звучат примерно так:

«Если ты бездомный, просто купи дом.»

Это напомнило мне, почему я стала заниматься коммуникациями на удаленке и строить системный подход к потокам информации в организациях.

Дело все в том, что в работе, особенно в удаленной, в первую очередь важно содержание, а не форма. Четкое деление на смысловые блоки, а не расплывчатые советы из разряда «просто пишите понятно».

Когда источником информации является только чат или почта, мы теряем огромный пласт информации об интонации, жестах и настроении. Одни и те же слова без эмоционального контекста могут звучать для каждого из нас по-разному, в зависимости от текущего состояния и восприятия.

Сейчас скорость жизни и доступность технологий коммуникации такова, что мы просто не успеваем, а из-за высокой когнитивной нагрузки, и не хотим тратить свои ресурсы на формулировки.

Мы пишем, как думаем.

Из этого следует, что и понимаем, что написано так, как думаем. А значит, дело не в словах, а в когнитивных процессах каждого человека.

Существует множество исследований на тему восприятия информации. Например, Теория схем (F. Bartlett, 1932) и исследования о возможностях рабочей памяти (Эффект структурирования информации Bransford & Johnson, 1972).

Они говорят нам, что люди лучше запоминают и понимают информацию определенными блоками. Подробно рассматривала этот вопрос в своем Telegram канале Remote Comms, когда разбирала алгоритм STAR.

Исходя из этих исследований, можно сделать вывод, что стоит работать над ментальными моделями и алгоритмами, которые хорошо «укладываются» в мозг и эффективно доносят до получателя нужный объем.

Таким образом, и написание, и чтение сообщений по четким алгоритмам экономят:

  • когнитивные ресурсы
  • физические ресурсы
  • эмоциональные ресурсы

Эта экономия конвертируется в увеличение объема выполненной работы в рамках тех же временных ресурсов, что ранее уходили на прояснения и уточнения.

Коммуникация перестает быть набором сообщений и становится четкими потоками информации.

Об издержках на коммуникации мало кто говорит в бизнес среде. Их почему-то считают незначительными, хотя по опыту знаю, что большинство компаний и не считают их как следует, чтобы сделать валидные выводы.

У себя на канале https://t.me/RemoteComms я собираю библиотеку методов эффективной коммуникации.

Каждый метод — это готовый алгоритм, который уже проверен на практике и основан на знаниях о работе мозга. Например, алгоритм STAR для структурированных ответов или метод SCRAP для четких писем.

В ближайшее время запускаю рубрику с разборами переписок: покажу, как находить сбои и превращать их в ясные сообщения.

Подписывайтесь на Remote Comms — берите готовые инструменты и внедряйте с первого дня. Так вы не только сэкономите время, силы и нервы, но и сделаете вашу коммуникацию точной и предсказуемой.

1 комментарий