Бунт на корабле “Казнить нельзя помиловать”
Погода портится:
В какой то момент, Вы ощущаете, что ваши задачи берутся в работу, но выполнение идет “на тормозах”. Если это касается одного конкретного сотрудника, то его надо выгонять, а вот если это система, то выгонять надо Вас! :)
Давайте разбираться:
● Что приводит к такой ситуации
● Как вовремя почувствовать проблему
● Как разрешить
● Как не допустить
● Разберем примеры и обезопасим себя от подобного
Самая неприятная ситуация, когда коллектив выходит из под контроля. Вы профессионалы и сталкивались с таким понятием как “итальянская забастовка” - работа идет, результата нет.
Сотрудники найдут тысячу поводов для демарша и даже прицепят к проблемам вторжение рептилоидов под руководством Годзиллы.
Причины и профилактика:
Если сотрудники начинают замыкаться, формально подходят к задачам, то это повод начать беспокоиться. Задержки в зарплате, непрозрачный расчет, отсутствие обратной связи с коллективом, игнорирование пожеланий - вот частые причины при которых коллектив начинает удаляться от руководителя. Если коллектив потерял надежду на Ваше участие в их проблемах, то Вам хана.
Маркеры:
- Часто в коллективе есть “токсичные” сотрудники которые не могут сидеть спокойно и “накачивают” окружающих мыслью о том, как все плохо и несправедливо. Таких прекрасных людей надо постоянно держать на контроле и стараться избавиться от них, как минимум от их влияния на атмосферу.
- Ситуация на рынке труда. Завышенные обещания со стороны других работодателей приводят к иллюзии недооценки. Разбирайте с сотрудниками подобные кейсы и показывайте уловки, которыми пользуются Ваши конкуренты. Нужно показать реальную картину и ловушки которые им готовят
- Атмосфера в коллективе. Особенно, если Вы выбрали деспотичную систему руководства. Расшатанные нервы, стресс, страх ошибки - все это создает нервозность и увеличивает вероятность бунта. Да, он не будет ярким, но и производительность упадет ниже плинтуса.
- Обратная история - расцвет демократии и либерализма. Расшатанная дисциплина хорошо распускается на этой почве.А это верный путь к бунтам - сотрудники наглеют, требования не выполняются и любые попытки заставить работать будут восприняты “в штыки”.
- Неотработанность процессов. Неконкретные задачи, размазанные сроки, отсутствие контроля выполнения - это логичная история которая решается организационными методами, но решать ее надо. Четкость поставленной задачи - залог успеха.
И все же взрыв состоялся
Это не обязательно митинг, чаще просто тихое неподчинение. Что же делать, если такую ситуацию допустили?
Оперативное вмешательство и превентивность:
Попробуйте осторожно вывести на разговор кого то из тех, с кем сохранился нормальный контакт, он сможет обрисовать картину “изнутри”. Внимательно оцените все недовольства ситуаций, выберите те причины, которые задевают максимальное количество сотрудников и которые можно решить или сгладить.
Далее, заходите на опережение - соберите коллег и проговорите эти боли. Покажите, что Вы их видите и Вас они тоже не устраивают, объясните причины, а главное - когда и как их можно устранить, или чем можно компенсировать.
Пример:
Сотрудников не устраивает зарплата.
Заходите со стороны конкурентов - да, озвучивают больше, но что нужно сделать для этого - переработки, условия труда и т.д. Озвучте условия и перспективы, акцентируйте на дополнительных “плюшках” которые Вы предоставляете (особенно, если их можно посчитать в деньгах)
Пример:
Задачи не по зарплате
Нужно оценить рынок и понять объективную ситуацию. В случае заниженной оплаты предложите вариант - сотрудники показывают выработку, оклад пересматривается. Чаще эта история надуманная и происходит от вечно недовольных. Тогда вооружитесь примерами - где зарабатывают и что это стоит.
Вы упустили ситуацию и она вышла из под контроля
Силовое вмешательство:
Вам будет необходимо вооружиться конкретными примерами халатности или формализма и подготовиться к жестким переговорам. Выберете цель (лидер или основной возмутитель спокойствия) и покажите ему все “качество” его работы и производительности. И именно это надо выставить причиной общих бед. Коллеги должны понять, что стали жертвой провокации. Далее рисуете коллективу варианты дальнейшего сотрудничества и украшаете вариант, который Вам наиболее удобен.
Силовое решение относится к крайним мерам, и нужно быть готовым какое-то время держать ситуацию на полном контроле. После того, как напряжение начнет спадать, подсыпьте немного сахара в виде бонуса и затем можно все возвращать к обычному режиму работы, но уже с учетом предыдущих ошибок.
Упомяну еще один способ - свалить вину на внешние факторы. Некорректный прием, но когда ситуация патовая, то все средства хороши. Найдите внешнего врага и расскажите о своей героической битве с ним. Эта история даст Вам возможность выиграть время и за это время надо искоренить истинные причины.
Профилактика:
Когда связь с коллективом теряется, то это самое опасное, что может быть. Вы, как руководитель должны регулярно обращать внимание на маркеры недовольства и пресекать восстания на ранних этапах.
- Регулярные планерки - собирайте обратную связь
- Разговаривайте с коллегами, интересуйтесь их проблемами.
- Не отворачивайтесь от запросов - контрагент хамло, кондиционер дует не в то место, сосед по кабинету слишком громко храпит на рабочем месте, чайник неправильно воду кипятит… зачастую люди просто хотят выговориться.
- Реагируйте на рабочие запросы, особенно мешающие выполнять поставленные Вами задачи и это надо делать обязательно. Любой Ваш ответ - “Это Ваши проблемы” будет гвоздем в гроб здорового общения.
- Вычисляйте “токсичных” сотрудников и избавляйтесь от их влияния на коллег. Такие люди наиболее опасны своим влиянием, особенно на “неокрепшие умы”.
Конечно мы с Вами разобрали лишь часть причин, но чувствуя настроения в коллективе Вы гарантируете себе спокойную работу.
Больше информации: