Как освоиться продакт-менеджеру на новом месте?

Ура! Вот и закончились ваши мытарства, бесконечные поиски вакансий, исследования сайтов работодателей, подготовки к интервью с HR-ом и попытки описать правильным образом свой опыт в резюме так, чтобы “зацепило”. Еще вчера вы обсуждали детали офера, а сегодня получили заветное финальное одобрение по всем позициям! Завтра! Завтра все будет по-другому! Завтра начинается новая жизнь - продакт-менеджера в компании мечты! Как провести свои первые дни на новом месте с максимальной пользой и эффективностью? Как не облажаться? Как не подвести коллег? Еще и про продукт не забыть, ведь надо его сделать быстрее, лучше, ценнее! Давайте попробуем разобраться вместе и составим чек-лист для продакта на новом месте. Поехали!

1. Влиться в коллектив

Конечно же, во время интервью вы браво оперировали метриками и фреймворками, а также своими прошлыми заслугами и были готовы с первых дней повысить MAU/DAU, MRR, а заодно еще и Retention. Безусловно, все метрики очень важны, но гораздо важнее наладить коммуникацию со всеми членами команды. Постарайтесь пообщаться с каждым, во время встречи постарайтесь выяснить его роль в проекте, его бэкграунд, с какими сложностями он сталкивается.

2. Пообщаться с владельцем продукта, CPO, CEO

Это не всегда возможно, особенно в крупных компаниях и корпорациях, но для небольших команд и стартапов это обычное явление - регулярные встречи всей команды с CEO или владельцами. Во время такой встречи нужно как можно более четко понять для себя - что от вас ожидают и в какие сроки. Результатом такого общения должен стать собственный план с целями на 1, 3, 6 мес или больше.

3. Проникнуться миссией компании

Во время общения с CEO/владельцем - обязательно уточните про миссию и стратегию компании. Очень важно услышать не только ЧТО говорят, но и КАК говорят. Вы конечно же читали про миссию компании на сайте, но, поверьте, услышать ее вживую действительно стоит!

4. Углубиться в техническую составляющую

Даже если вы не выпускник Бауманки и у вас нет профильного технического образования, не постесняйтесь и обратитесь с запросом к CTO или Тимлиду команды разработки с аналогичным запросом на общение. Попросите его рассказать про архитектуру проекта, на каком стеке реализован продукт или сервис, с какими техническими трудностями сталкивается команда разработки. Такая встреча принесет пользу в будущем. Во-первых, вы узнаете много новых технических терминов из языка разработчиков, во-вторых, эти знания помогут вам в дальнейшем при планировании спринтов.

5. Прочитать всю доступную документацию по проекту

Как новичку, возможно, вам не сразу предоставят полный доступ ко всем документам проекта. В разных командах процесс ввода в строй и ознакомления выстроен по-разному. Где-то эти процедуры отлажены и задокументированы, в каких-то - вам приходится обращаться самим и просить предоставить доступ. Сейчас уже редко встретишь документы а-ля “Руководство пользователя” или “Руководство администратора”. В тоже время, в каждой команде есть свое хранилище документов по проекту, wiki, маркетинговые материалы, планы, роадмапы, спецификации.

6. Освоить инструменты и каналы коммуникации

Сегодня на рынке представлены тысячи различных инструментов и сервисов, и совсем необязательно знать и уметь пользоваться всеми, в новой команде вам необходимо в кратчайший срок изучить и освоить все базовые сервисы, которыми пользуется команда. Среди базовых средств для каждой команды: почта, календарь, внутренний чат, голосовые и видео-звонки, средство хранения документов, совместная работа с документами, досками, схемами, таск-менеджер, система управления проектами, CRM, системы аналитики и др. Количество инструментов даже в небольшой команде может измеряться десятками, поэтому внимательно фиксируйте все логины/пароли в менеджере паролей!

7. Понять и описать бизнес-модель компании

К этому моменту вы уже пообщались со многими членами команды, изучили документацию и наладили процессы коммуникации, освоив необходимые инструменты. Самое время, чтобы описать бизнес-модель компании и понять - каким образом компания создает ценность для клиентов и получает прибыль. Возможно, она уже попадалась вам в документации проекта, однако, будет лучше, если вы попробуете самостоятельно описать ее для себя, исходя из всей полученной информации. В качестве примера, рекомендуется воспользоваться[шаблоном бизнес-модели, разработанным Александром Остервальдером и Ивом Пинье].

8. Изучить дорожную карту, CJM и бэклог продукта

Настало время детально погрузиться в продукт. Хорошо, если эти документы уже есть и разработаны, если нет - самое время их сделать. Возьмите за основу ваш опыт взаимодействия с продуктом, а также всю информацию, которую вы получили в ходе общения с командой. Разработайте свои версии документов, предложите свои улучшения и рекомендации на очередной встрече с командой. Не ждите, что команда с радостью и восторгом встретит все ваши рекомендации, зато в ходе обсуждения вы для себя получите много ответов, почему команда внедряла те или иные фичи именно в таком порядке и применяла конкретные технические решения.

9. Посчитать юнит-экономику и ключевые метрики продукта

Выделить юнит, построить воронку и посчитать юнит-экономику - это базовый набор навыков продакт-менеджера, которые дают в курсе [Product University]. В Интернете представлено большое количество шаблонов для разных сфер бизнеса, вы без труда сможете найти тот, который подходит именно вам. Более подробно о том, как считать юнит-экономику и о ключевых метриках продукта вы можете почитать в статье [Юнит-экономика за 30 слов].

10. Сформировать гипотезы по улучшению ключевых метрик продукта

Вот мы и добрались до финальной позиции нашего чек-листа. Это именно то, чем должен заниматься продакт, чего от него ждут члены команды и собственники бизнеса, то, что улучшит продукт для пользователей и позволит получать больше прибыли - формирование и проверка гипотез. Именно этот навык продакт, по моему мнению, должен стать вашей основной привычкой на новом месте работы. Какие метрики нужно улучшать? Какие каналы нужно протестировать? Как повлияли изменения в интерфейсе на Retention? Все эти вопросы лишь начало пути - начало вашей карьеры продакт-менеджера!

Я сознательно не стал указывать в заголовке статьи - за какой срок продакт должен выполнить все эти пункты. У кого-то это займет больше месяца, а кто-то сможет уложиться и в 3 дня. Мы все живем в своем в ритме, в своей системе ценностей, поэтому выбирайте свой ритм, настраивайтесь на позитивный лад и дерзайте! У вас все получится!

33
Начать дискуссию