Как понять что сотрудника пора увольнять

Telegram канал @business_in_moment
Telegram канал @business_in_moment

Хочу поделиться своими мыслями на счёт сотрудников, которые засиделись.

Нанимайте не спеша, увольняйте быстро

Джеффри Фокс

Важно! Каждый бизнес уникален и для его развития нужны абсолютно разные специалисты. В данной статье я буду опираться на свою сферу - IT.

Отвечу сразу на вопрос "Так а зачем брать неподходящего сотрудника?". Ни собеседование, ни испытательный срок не смогут показать реальную картину кандидата. Человек начинает раскрываться после испытательного, после нескольких косяков, за которых не было никаких наказаний, после нескольких опозданий, после провальных или успешных проектов. Все со старта хотят показаться профессионалами, надежными, пунктуальными и мега-проактивными. Именно после наигранного старта стоит тщательно присматриваться к сотруднику и собирать "колокольчики".

Колокольчик №1. Уходит ровно в 18:01

Если у сотрудника есть незаконченные задачи, проблемы на проектах или с клиентами, а также нечастые(!), но крайне важные, просьбы отклонятся в силу окончания рабочего дня.

Колокольчик №2. Перегружен, но результата нет

Если сотрудник при каждом диалоге или удобном случае рассказывает о том, как он много работает, то сразу нужно смотреть на результат. Если результата нет, то пользы для бизнеса также нет.

Колокольчик №3. Режим "обезьянки" (не проактивный)

Если сотрудник делает задачи и не включает голову для быстрого решения, это беда. Приведу пример: стоит задача получить деньги от клиента за выполненный проекта и менеджер раз в 2 дня пишет клиента "сегодня получится?". Это не подход к выполнению задачи. Правильно было бы выйти на созвон, уточнить причины задержки, предложить помощь, взять контакт ЛПР и т.д.

Колокольчик №4. Спорит

Когда пытаешься сотруднику донести информацию о том, как стоило бы делать в той или иной ситуации, а в ответ слышишь "не согласен" или, еще хуже, гору отмазок касательно невыполнимости и сложности ситуации. Что в этом плохого - человек делает неправильно(или правильно, но без результата) и не хочет слушать как правильно, то такой сотрудник будет топить твою лодку до последнего. А в конце еще скажет "А я же говорил...".

В споре с клиентов выиграть невозможно! Выигрываешь ты - у клиента негатив(для тебя это проигрыш), а если клиент победил - ты проиграл.

Колокольчик №5. Жалобы клиентов

Иногда с тобой сотрудник может вести себя идеально, но вот есть жалобы от клиентов. Лучший способ - пообщаться 1-1 с клиентом и получить полный развернутый фидбэк касательно этого сотрудника. При наличии первой жалобы от клиента, с сотрудником стоит пообщаться и принять меры как исправить текущую ситуацию и не допускать подобного в будущем. Ну а если жалобы повторяются, то нет смысла его жалеть, учить и работать с ним - он с первого раза не понял и не желает улучшаться.

Колокольчик №6. Рассказы про обязанности

Когда ты менеджера просишь составить письмо клиенту и по итогу видишь неграмотно составленной письмо, на которое клиент отреагировал негативно, вызываешь этого сотрудника на 1-1 и начинаешь разбирать ситуацию с целью улучшения качества - в ответ получаешь "Я не копирайтер, чтобы делать гениальные текста! И к тому же это не мои обязанности". Лично я с такими не работаю из принципа. Я стараюсь подбирать в команду людей, которые с радостью сами предлагают помощь в решении задач и берут на себя больше, чем ожидается - такие люди заряжают, улучшают компанию, клиенты от них в восторге, а при просьбе поднять ЗП у тебя не возникает сомнений.

Если человек считает, что в ситуации, когда тебе от клиента нужна информация по платежной системе, а у него нахватает времени созвониться и решить вопрос, неправильно клиенту предложить в этом вопросе помощь(позвонить самостоятельно в платежку и за час решить все вопросы), то таким людям я желаю успехов за станками!

Колокольчик №7. Одни и те же ошибки

Вряд ли у тебя сотрудники - это дети. Скорее всего у тебя взрослые, адекватные, хорошо говорящие и опрятно одетые сотрудники. Но вот как тогда объяснить повторение один и тех же ошибок у одного человека? Ты тратишь время, рассказываешь, учишь, а по итогу человек не применяет эти навыки и это приводит к последствиям. Запомни: если сотрудник с первого раза не понял, то он делает это специально или по причине не уважения именно тебя!

Подписывайся на мой Telegram канал, если тебе интересно:
💡Проверенные лайфхаки для бизнеса
🤟Все что нужно начинающему
🤝Все что нужно управляющему
🤞Все что нужно утопающему

Оставляй в комментариях свои триггеры, которые работают ⬇

99
реклама
разместить
34 комментария

Да начнётся холивар (небольшой)!

На первый взгляд звучит разумно, но только если не вдумываться и не вчитываться в описания. Ибо там столько возможных нюансов в каждом может быть, что мама не горюй.

 Уходит ровно в 18:01Можно и обратно отразить: "Платят ровно столько, на сколько договаривались и не больше? Так не пойдёт, надо уходить отсюда". Если переработки оплачиваются и случаются по согласованию с сотрудником (ну или несогласованные авралы, но редко), то никаких вопросов. Но если в распространённом стиле "ты тут поработай по вечерам этот месяц, а там поглядим", то нафига ему делать выбор в пользу работы в ущерб семье или личному времени? Они достаточно мотивированы для переработок? Учитываете ли вы, что далеко не все на это готовы даже с дополнительной двойной оплатой и это нормально?

 Перегружен, но результата нетНу... Так-то и без жалоб надо смотреть на результат. Всегда.

 Режим "обезьянки".Возможно, неправильно (или не тому человеку) ставите задачу и неправильно мотивируете на её выполнение. Зарплата менеджера как-то зависит от получения денег? Или это побочная задача, помимо которой у него ещё куча основных горящих KPI и планов?

 СпоритЕсли вы берёте чистых исполнителей-болванчиков, то ладно. Но вам ведь нужны проактивные специалисты. Такие часто должны знать своё дело лучше нанимающего. Лично я весьма приветствую споры, главное чтобы они были конструктивными и не затягивали получение результата. Да. бывали случаи, когда просто говорилось "сейчас мне нужно, чтобы ты просто сделал так, как я говорю". Бывали, когда "по моему опыту так правильнее, просто поверь мне, ты позже сам поймёшь почему". Но основная часть — сотруднику ставится задача, а он решает как нужно делать и при необходимости отстаивает своё решение. Скорее всего я его буду немного критиковать, даже если знаю, что оно правильное. Только для того, чтобы он сам ещё больше думал (и не был обезьянкой)!
Споры с клиентами — легко и постоянно. Стороннюю компанию зовут т.к. не могут что-то сделать сами и вполне можно аргументированно обосновывать правильность любых предлагаемых решений, даже в спорах. Хотят по-своему? Ок, либо дополнительно вносим эти риски в договор, либо вовсе не работаем если они слишком большие.

Жалобы клиентовВ целом да, но...
Представьте ситуацию (реальная). Внедряем учётную систему у заказчика, через некоторое время общаемся между делом с руководителем функционального подразделения
— Ну как тут наши ребята? Нормально работают по проекту? Нареканий нет?
— Вы знаете, в основном всё гладко, но мои сотрудники вашего аналитика такого-то уже просто НЕНАВИДЯТ (это всё с адской мимикой на лице). Прямо отказываются уже с ним работать, говорят неприятный очень и пусть другого дадут.
Что делать? Общаться с сотрудником и выяснять кто прав?
При просмотре одного из общений этого аналитика с пользователями, оказывается, что пользователи, основной контингент которых в таком возрасте, что рады продолжать вести учёт на счётах, ненавидят в первую очередь все эти высокие технологии, а во вторую — себя за то, что нихрена не могут разобраться в новом софте и даже с десятого раза запомнить где находится нужная кнопка. А аналитик, наоборот, прекрасен, объясняет и по 12 раз, пока не запомнят.

 Рассказы про обязанностиНеграмотность в общении с клиентами - плохо, согласен. Но у Вас даже в этом тексте несколько грамматических ошибок и стилистически неправильно построенных предложений. Будут Ваши сотрудники стремиться быть грамотными, когда прочитают статью или получат любой другой текст с ошибками от вас? ))
А ещё — вы вот снова ждёте от них активности
сами предлагают помощь в решении задач и берут на себя большеА как часто вы им с активной позиции повышаете зарплату и подкидываете какие-то другие ништяки, а не "при просьбе"?

 Одни и те же ошибкиТут согласен за исключением "делает специально или по причине не уважения именно тебя". Возможно, буду грубым, но если действительно так считаете, то Вы пока очень плохо знаете как бывают устроены люди и управлять ими Вам ещё рано.

Ну а за вот это:
 Изделия из калла размещать в комментарияхПросто итоговый минус статье, без обсуждений.

7

Александр, в первую очередь хочу искренне поблагодарить за деструктивность и столь пристальный анализ стать! Я только начинаю писать и каждый отзыв для меня важен!

Отвечу по пунктам:

"Уходит ровно в 18:01"
В описании речь шла про ситуации, когда у сотрудника есть нерешенные задачи, а он в свою очередь уходит ровно по звонку. Почему такой подходит мне не нравится: человеку плевать на результат. С каждым днем кол-во задач будет только расти, а желание прокрастинации будет только увеличиваться. Я уже не говорю про ответственность перед заказчиками... У меня на практике были ситуации, когда человек не выполнил задачу в обещанный срок и ровно в 18 выключил телефон. По итогу мне пришлось доделать задачу вместо него - в каком расположении духа после подобного будет руководитель? А клиентом в этой ситуации был хороший знакомый инвестора. 

Я ни в коем случае не говорю про то, что нужно сотрудников постоянно выводить в овертаймы, ведь так они быстро выгорят, будут злые, сонные и не продуктивные, а поиск нового сотрудника более затратный по времени и финансам. 


"Режим 'обезьянки'"
Мой подход в данном вопросе следующий - если сотрудник берется за задачу, не информирует по возможным рискам и не успевает к дедлайну, то в таком случае ответственность полностью на нём. Если человек пришёл, объяснил ситуацию и попросил помощи, а еще лучше предложил свои варианты - тут вопросов нет.


"Спорит"
Есть конструктивные споры, которые предназначены для поиска решения - это вполне рабочий процесс. Но есть также и споры, которые являются защитной реакцией на критику, дополнительные задачи, цвет кнопки и т.д.
Не думаю, что в подобных спорах есть смысл, ведь это лишь усложняет донесение информации до сотрудника.

"Жалобы клиентов"
При общении с клиентами будет возможность получить все от "А" до "Я", ну а если у руководителя нет режима "обезьянки", то он адекватно воспримет неконструктивную критику клиента)


"Рассказы про обязанности"
Поработаю над ошибками в тексте, благодарю! Надеюсь Вы понимаете разницу в составлении корпоративного письма и статьи простым языком - в статье я меньше внимания уделяю грамматике. 
В контексте моего описания имелось ввиду не грамматика и пунктуация, а смысловой посыл письма(формулировки "нам бы хотелось", лишние извинения и т.д.)

"Одни и те же ошибки"
Если Вы на работу взяли адекватного человека, то причин не понять с первого раза я не вижу. Я говорю не про ошибки, которые допускаются нечаянно(человеческий фактор), ведь все мы люди.
Есть крайне важные ошибки, которые объясняются человеку и доносится их критичность, но в дальнейшем все равно повторяются - сотрудник знает что так нужно было сделать, но когда спрашиваешь "почему так не сделал?", то получаешь ответ "не знаю".

"Изделия из калла размещать в комментариях"
Не вижу ничего плохого в этой фразе)
P.S. Ваш комментарий точно бы не отнёс к этой категории!

Да начнётся холиварНе думаю, что он возможен. Если кто-то "с первого раза не поймёт" ваш комментарий - пусть увольняется с vc )

1

Вам больше не стоит писать.

4

Я с вами не согласна, статья крутая и по теме! Однозначно стоит того чтобы уделить время и прочитать. 
Возможно вас она как-то задела за больное - поэтому это уже успех!) 🤗

Автор, у вас талант! 🤌

2

Выкладывайте аргументы. Не честно и некрасиво с вашей стороны. 

1

Понимаю Вас полностью! Статья написана с уклоном на интересы именно бизнеса - я описал работающие методы именно в моей команде, сфере и голове.

Ну а если Вы узнали себя в последнем абзаце 6-го пункта, то поверьте, я никак не хотел зацепить Ваши чувства!