{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как удержать крутого разработчика даже без идеального онбординга?

О роли онбординга в жизненном цикле разработчика и профилактике выгорания сотрудников IT-сферы.

Как фирме удержать крутого разработчика? Коллеги говорят, все дело в онбординге: если хорошо “заземлить” человека, он не слиняет в ближайшие два месяца и будет максимально эффективен. Мы слегка изумились: онбординг у нас на троечку (ниже расскажем, почему так и что мы с этим делаем), но все равно 95% разработчиков остаются у нас на годы.

Давайте разбираться, чем небольшая и быстро растущая компания может взять разраба, если не онбордингом.

С чего все началось?

В ноябре 2021 года на конференции в Иннополисе была высказана мысль: в жизненном цикле разработчика ключевую роль играет онбординг. Если тщательно все подготовить, подстелить соломки в виде четких алгоритмов и безупречной технической документации, назначить разработчику тьютора, а лучше двух — его путь в компании будет более ровным, прогнозируемым, снизится риск срыва или выгорания.

Эта мысль нас просто завела.

Дело в том, что Flowwow — сравнительно небольшая, мобильная и очень гибкая компания. Мы растем так активно, что просто физически не можем до блеска отшлифовать процессы онбординга, как это бывает в неторопливом “крупняке” с командой в 200 разрабов.

Техдокументация у нас претерпевает изменения раз в три месяца, едва поспевая за растущим продуктом, кодовой базой и бурно развивающимся стеком технологий. Процесс онбординга постоянно вынужден “догонять”. Жесткая часть нашего онбординга для сотрудника разработки — это единственный документ на 2 странички, прописывающий все этапы включения: какие и куда дать доступы, каковы процедуры выполнения задач, каков подход к приоретизации и т.д.

более 3 лет
после испытательного срока разработчик остается с нами

При этом 95% разработчиков работают в Flowwow либо 2-3 недели, либо не менее 3 лет.

Ядро команды полностью сложилось в 2018 году, с тех пор мы только берем на борт новых и крайне редко прощаемся с ключевыми игроками. Самый активный отсев совпадает с онбордингом.

Окей, и чем же мы тогда берем разрабов?

Как живется команде разработки Flowwow? Результаты внутреннего исследования

В ноябре 2021 года, вернувшись из Иннополиса, мы провели опрос среди 27 сотрудников отдела разработки: фронт, бэк, приложения, тестировщики. Среди них — два новичка (работали к тому моменту меньше месяца). Инструмент предельно прост: оцените по шкале от 1 до 10 свое настроение здесь и сейчас, удовлетворенность работой в компании, отношениями с командой и т.д. А заодно и спросили, как ребята оценивают онбординг Flowwow.

Наши предварительные гипотезы: вероятно, работа в нашей компании может привлекать:

- достаточно высоким уровнем автоматизации рабочего процесса,

- сравнительно чистым и понятным кодом,

- удобно выстроенными рабочими процессами,

- (простите за штамп) дружным коллективом.

Оценка эмоционального состояния

13 ребят оценили свое текущее состояние на 9-10 из 10 (в разгар рабочего дня в середине недели). Только трое поставили своему состоянию оценку 5 и ниже.

Степень удовлетворенности работой в Flowwow

  • 16 человек ставят высший балл: 9-10
  • 18 человек утверждают, что наша компания чрезвычайно близка им по духу: 9-10 (ниже 6 баллов никто не поставил)
  • 23 человека из 27 оценивают качество отношений с коллегами на 8-10 баллов (такой же балл у нас в целом по всей компании)

Главные преимущества работы в Flowwow по мнению наших разрабов

  • Команда, коллектив, атмосфера — 17 упоминаний
  • Разумное руководство — 7 упоминаний
  • Классный продукт – 6 упоминаний

Больше всего спасает от выгорания то, что ты делаешь классный, узнаваемый продукт, которым не стыдно похвастаться друзьям и знакомыми. Я недавно встретил в пабе старого знакомого, важного в IT человека. Он сразу после “привет” говорит: слежу за вами, вы крутые, очень хорошие вещи делаете. Это очень приятно.

Дима Шестернин, руководитель отдела разработки
  • Учеба, саморазвитие — 5 упоминаний
  • Интересные задачи — 4 упоминания

Самое интересное — онбординг! О нем мы поговорили с 12 разработчиками, которые были готовы потратить еще пару минут.

9 из них сказали, что им потребовалось около месяца на полноценное включение в работу. Еще двое отметили 2 месяца, еще один сказал, что “как будто работал здесь всю жизнь”.

Далее респондентам предлагалось поставить баллы от 1 до 5 своему тимлиду и эйчару. Средняя оценка оказалась не то чтобы высокой: тимлид получил в среднем 3,7. Что касается HR-менеджера, то его работу оценили в среднем невысоко — на 2,7, в основном из-за того, что две трети опрошенных пришли в команду более 3 лет назад, когда весь онбординг новых разрабов был отдан команде разработки.

А вот команда как таковая получила практически сто баллов: все опрошенные поставили “пятерку” за дружелюбие и открытость в компании.

Тимлиды и эйчары получили низкие баллы у тех, кто нанимался на работу до 2021 года. Костяк нашей команды сложился 6 лет назад. Тогда это была небольшая команда, где все находились в тесном контакте, а роль тимлида выполнял техдиректор. Сегодня мы уже не можем себе этого позволить: команда разработки разрослась до 30 человек, выделены явные направления работы, появились тимлиды.

Оксана Клементьева, HR-директор Flowwow

Остальные наши гипотезы (понятный код, хорошо выстроенный рабочий процесс, автоматизация средств разработки) были оценены очень противоречиво, в прямом смысле от двух до пяти баллов. То есть это явно не то, что однозначно влияет на решение остаться у нас работать — но и не мешает.

Напоследок мы попросили разработчиков оценить по шкале от 1 до 3, насколько комфортен для них был онбординг Flowwow. 9 из 12 поставили максимальный балл (несмотря на всю его стихийность, изменчивость и отсутствие жесткого контроля со стороны тимлидов и HR).

На вопрос, что можно улучшить в процессе нашего онбординга разрабов, ответили пятеро. Трое указали на своевременное обновление технической документации, один — на автоматизацию процесса, еще один — предложил прописать линейную схему рабочего процесса.

Оcобенности онбординга в Flowwow

У нас в компании сразу сложилась традиция — онбордить разработчиков по правилу открытой ладони. Мы просто всегда рядом и готовы предложить помощь, а сотрудник решает, справится он сам или лучше обратиться к нам. Наш HR не стоит у разрабов над душой: не названивает по расписанию, чтобы узнать, как дела, не дает бесконечные психотесты и анкеты. Только спокойно и ненавязчиво следит за тем, как выстраивается работа у нового сотрудника.

В результате мы получаем очень естественную, нативную адаптацию, где человек все делает сам — но рядом есть надежная подстраховка, которую он зачастую не замечает. Мы расцениваем это как своего рода высший пилотаж: такое живое врастание человека в команду и признание того, что это твои люди, твоя среда и тебе здесь комфортно.

Ребро жесткости нашего онбординга — это подробный и заботливый велкам-бук, который сотрудник получает сразу после оформления. Там есть все, что нужно знать: путеводитель по Slack, контакты всех важных людей, памятка по гигиеничному общению, ДМС, правила получения образования за счет компании, компенсация стоимости оборудования и все-все остальное. Если вопросы остались, их можно задать в любой момент. Ладонь открыта!

Окей, а как понять, что сотруднику психологически комфортно на этапе онбординга?

Я анализирую статистику слака и вижу, если что-то идет не так: вдруг со стороны сотрудника пропадает активность в каналах или, наоборот, повышается общий эмоциональный градус. Тогда мы готовы поговорить с сотрудником и разрулить ситуацию: предложить передышку, снять или отложить задачи, которые вызывают у сотрудника ненужный напряг.

Оксана Клементьева, HR-директор Flowwow

Мы не верим в единый четкий алгоритм психологического сопровождения: все люди разные, и пока масштабы компании позволяют нам не долбить алгоритмами, а к каждому найти свой подход. Обычно мы созваниваемся one to one 2-3 раза в течение испытательного срока, все остальное — в зависимости от потребностей человека. Одному нужно фактическое присутствие тьютора, и тогда тимлид будет периодически писать ему “Привет, как дела?”. Другому лучше, если его оставят в покое, и тогда мы просто остаемся на связи и не инициируем диалогов, пока не возникнет запрос.

В вопросе человеческих отношений нам не нравится схематоз, и если качественный онбординг полностью зависит от схем, то это не наш путь.

Здесь важно сказать: специального отношения к новичкам в Flowwow тоже нет. С первого дня работы ты с нами, ты в процессе, ты часть нашей среды. И если у нас принято замечать работу всех отделов — то это общее правило для всех, а не только для тех, кто на особом положении новенького. Вся команда мгновенно узнает о малейших успехах разработки: об этом пишут в каналы, это сразу отражается на нашей повседневной рутине. У нас принято хвалить, замечать и признавать чужие достижения, даже если это просто новая кнопка в админке.

Наша формула удержания разработчика

В общем, мы подумали и поняли, что вместо образцового онбординга мы предлагаем разработчикам другое средство против выгорания — хороший продукт и человечную команду.

  • Наш сервис активно используется миллионами пользователей. Работа в продуктовой компании гораздо менее рисковая по части профессионального выгорания, так как ты сразу видишь результат своей работы. Каждое твое действие имеет последствия, и если ты что-то сделал круто, сразу поймешь это.
  • Команда. Мы стараемся не пасти, не водить за руку, не исследовать человека тысячей анкетных инструментов, но предлагаем ему среду, которая вся так и кричит: давай, дерзай, делай с нами! Все складывается естественным путем, а не под давлением алгоритма.

Чаще всего старые сотрудники становятся тьюторами новых как раз-таки из любви к продукту, так что эти две сущности очень тесно связаны между собой.

Но самое главное — не тот, кто исполняет у тебя роль тьютора или тимлида, и даже не тот, кто отвечает за твой онбординг. Главное — это чувство, что вокруг тебя живые люди. Не угрюмые инопланетяне-разрабы из прошлого века, а веселые ребята, которые со всеми отделами на короткой ноге в слаке, шутят в чатах, отвечают щедрыми эмодзи на фото твоего кота, который улегся вдоль монитора, как самый умный. (с)

0
1 комментарий
Ira Pahomova

Отличный, человеческий подход. Спасибо, что поделились своим опытом. Могу сказать про компанию Rubrain.com, в которой я работаю - для нас разработчики - наша главная ценность. И нам очень важно удержать их. Для этого мы тоже выбираем подход открытого диалога и стараемся подбирать вакансии релевантные запросам наших программистов и организовать четкий прозрачный онбординг с продуманной системой наставничества. Тут еще можно вспомнить опыт авиасейлз, когда они всех разработчиков холят и лелеют в Пхукетском офисе и создают в команде свой неповторимый вайб...)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда