Как мягкому руководителю совершить плавный переход к твердому управлению и нужно ли ему это?

В классической теории управления выделяют 3 стиля руководства: директивный, демократический и либеральный.

В той же теории для каждого стиля есть характерные признаки и сильные/слабые стороны. На первый взгляд — легко разобраться. А разобравшись — применять.

Легко разобраться... но, когда доходит до реальных ситуаций, то либеральный превращается в «бесхребетного тюфяка», директивный — в «агрессивного самодура». А кто-то мечется от одной крайности к другой, шокируя подчиненных контрастным душем.

Никто не хочет быть ни первым, ни вторым, ни третьим. Когда мы шли управлять, то представляли себя уравновешенными, строгими, но справедливыми руководителями, которых понимают с полувзгляда.

Если бы все так и сбылось, то истории про «сидящих на шее» подчиненных и выгоревших руководителях встречались бы только в фантастических романах. А они все тут, в реальности!

У меня есть наблюдение:

Чем выше забирается руководитель, тем жестче становится его стиль управления, меньше внимания к потребностям людей и больше решительности.

Причем, эта жесткость не выражается в агрессии и вспыльчивости. Биг-боссы просто отсекают от себя все лишнее и уверено идут к цели. А с собой берут только тех, кто принимает правила игры.

На уровне же микро-менеджмента чаще всего и встречаются те самые «хорошие девочки», душки-шефы или их неуравновешенные противоположности.

Можно ли соблюдать баланс или повысить жесткость, вступив в управленческую должность? Как не передавить или не разбаловать коллектив?

Чтобы исправить проблему, нужно ее сначала распознать.

Иногда руководители думают, что у них полный порядок — подчиненные их любят, коллектив дружный, а результаты неплохие.

Только заглянув внутрь этой пасторальной картины, становится понятно, что коллектив расслаблен, результатам есть куда расти, а семья руководителя забыла, как он выглядит, пока он всем угождает на рабочем месте.

Признаки излишней мягкости руководителя:

  • Ваши интересы=мои интересы

Такой руководитель очень хорошо понимает все проблемы сотрудников, стремится учесть их любые интересы, всегда идет навстречу. Что очень благосклонно принимается подчиненными.

В свою очередь руководитель ждет симметричного встречного отношения. Каково же его удивление, если подчиненные воспринимают доброту как должное, но не стремятся ответить взаимностью (например, доделать важную задачу в срок).

  • Плывет по течению

Все жесткие решения озвучиваются, как инициатива высшего руководства или стечение обстоятельств.

Предпочитает не рисковать, не высовываться, увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность.

  • Не дает прямых ответов и поддается манипуляциям

Неуверенность и излишняя мягкость — сестры близнецы. Очень часто распоряжения мягкого руководителя размыты, дают лазейки от них оказаться, а если на руководителя нажать, то он и сам все сделает. Его критика — это поглаживание, а не способ развития подчиненных.

  • С ним сложно вырасти

Казалось бы, никто не ограничивает подчиненных, развивайтесь, творите. Но, как говорится, «шея мерзнет без ошейника».

Нет четких задач, требований, рамок — нет и желания сделать лучше, повышать собственную планку, достигать результатов.

  • Хочет всем нравиться и управлять «по-человечески»

Это, пожалуй, главная метка женщин-управленцев. В школе получали пятерки, ждали одобрения и похвалы. Желание быть «хорошей девочкой» принесли и в управленческую деятельность.

Избегает неприятных слов или некомфортных отношений любой ценой. Привыкли только по-хорошему договариваться, а не настаивать на своем распоряжении. Сложно делегировать (даже стыдно).

  • Неравномерно распределяет нагрузку

Поручает задачи только покладистым сотрудникам. Тем, кто может ответить «нет» или будут сложности при делегировании — не дает сложных или новых задач. Делает сам.

Отсюда и найм слабых сотрудников, тихих, безвольных исполнителей.

  • Зависимость от сотрудников

В отрасли кадровый голод, такой специалист один, нового не найдешь — и вот мягкий руководитель попадает в ловушку подчиненного. Бережет изо всех сил, лишь бы особо ценные сотрудники были довольны и не разбежались.

Тут же излишняя расслабленность и свобода действий для коллектива, отсутствие контроля. Результаты сильно зависят от настроения и желаний сотрудников.

Излишняя мягкость может закончиться очень плохо — как для руководителя, так и для коллектива.

Бывает и такое, когда излишне либеральный руководитель «прозревает» в один момент и понимает, что подчиненные катаются на его шее. Часто прозрению помогают квартальные отчеты или жесткий разговор на высшем уровне.

Тут начинается самое интересное. Бывший «мягкий» руководитель начинает с яростью бороться со своими же чертами. Все перечисленное умножайте на 10 в отрицательной степени.

И если раньше он не контролировал абсолютно ничего, то теперь контроль становится тотальным. До изменений любой мог высказать недовольство, то сейчас — любое мнение вообще под запретом. Коллектив штормит.

Переход от излишне мягкого руководства к тоталитарному происходит намного быстрее, чем коллектив к этому способен адаптироваться. На него влияет накопительный эффект стресса и постоянные переработки.

Как же совершить плавный переход к твердому управлению?

1. Провести анализ ситуаций

Объективно, без эмоций и резких реакций, без осуждения себя вспомнить все случаи за период 1-3 месяца, когда Вы проявили мягкость и она привела к печальным последствиям для Вас.

2. Зафиксировать моменты мягкости

Когда, в каких ситуациях Вам сложнее было всего сказать «нет», делегировать. Какие факторы на это повлияли сильнее — внутреннее сопротивление, боязнь осуждения, боязнь испортить личные отношения с персоналом?

3. Брать паузу, когда хочется пойти на поводу мягкости

Когда подчиненные просят пойти на уступки, то не соглашайтесь сразу. «Делайте лучше человека, а не человеку», исходите из пользы для дела, а не для подчиненного.

4. Ориентируйтесь на цели

Помните, для чего Вы на руководящей позиции, какие задачи стоят перед Вами и перед подразделением, перед всей организацией и как они бьются с уступчивостью и мягкостью.

Исходя из этих же целей развивайте управленческие компетенции.

5. Оглянитесь на себя

Вспомните, перед кем Вы на самом деле в долгу — кому давали обязательства. Вы по-прежнему хотите быть хорошим для коллег, но не видеть родных?

6. Изучайте альтернативные методы управления

Уступки и мягкость — не единственные способы добиться того, чтобы Вас слушали. В вашем арсенале должны быть технологии переговоров, мотивации, контроля, наставничества, без которых невозможно эффективное управление.

2222 показа
3.2K3.2K открытий
1 комментарий

Спасибо, очень полезно!

Ответить