Как найти/сгенерировать идею для стартапа?

Эта статья переведена и адаптирована с некоторыми заметками лично от нас, которые мы считаем важными для общего понимания (примерами, более подробные описаниями компаний, полными именами и фамилиями).

Партнер YCombinator (YCombinator — лучший в мире акселератор для стартапов по количеству единорогов по объему привлеченных инвестиций - $27 млрд и по капитализации выпускников - $155 млрд) Джаред Фридман делится советами на тему поиска/генерации идей для стартапа.

Эта статья для тех, у кого еще нет идеи для стартапа, но кто хочет ее найти. Также она подойдет вам, если у вас есть идея, но вы не слишком в ней уверены.

Далее в тексте идут объяснения от Джареда Фридмана, так что следует понимать «я» как «Джаред Фридман».

Это сложная тема, потому что результат, к которому приведет та или иная идея не всегда предсказуем. Никто, даже YCombinator, не знает наверняка, какие идеи принесут успех. Но в нашем бизнес-инкубаторе мы видели, как тысячи стартапов пробуют тысячи идей, и мы узнали, что существуют мощные статистические тенденции. Определенные виды идей и определенные способы генерации идей имеют гораздо больше шансов на успех, чем другие. Итак, моя цель здесь — указать вам направления с более высокой вероятностью успеха.

Вот как это будет работать. Во-первых, я собираюсь обсудить наиболее распространенные ошибки, которые совершают основатели, когда придумывают идеи для стартапов. Затем я расскажу о том, как оценивать идеи для стартапов, и, наконец, я расскажу о рецептах создания идей для стартапов.

Первая и самая распространенная ошибка — это убеждение, что для начала вам нужна потрясающая идея. Обычно это выглядит так: человек верит, что ключ к успешному стартапу — начать с блестящей идеи. И поэтому они ждут блестящей идеи, прежде чем что-то начинать. Когда вы смотрите на успешные современные компании, такие как Google или Facebook, действительно легко подумать: «Вау, это была такая блестящая идея». Но я могу сказать вам, что это выглядит так только задним числом. Когда Google запустился, это был 20-й поисковик, который на старте ничем не выделялся на фоне остальных. А когда запустился Facebook, это была 20-я социальная сеть. То есть их успех состоял не в блестящей первоначальной идее. Это была достаточно хорошая первоначальная идея в сочетании с отличным исполнением.

Следующая ошибка — прямо противоположная: хвататься за первую пришедшую в голову идею, критически ее не обдумав. И удивительно, насколько это распространено. Вот в чем дело - если ваш стартап окажется успешным, вы потратите годы своей жизни, работая над ним. И если вы собираетесь потратить годы своей жизни на работу над чем-то, не имеет ли смысл сначала потратить, скажем, пару недель на то, чтобы решить, над чем работать (многие недооценивают аналитику и не уделяют ей достаточно внимания)? Удивительно, но немногие основатели делают это, и если вы это делаете, вы на самом деле впереди планеты всей. Я имею ввиду, что если представить спектр, где один конец — «попробуйте первую идею, которая придет в голову», а другой — «ждите идеальной идеи», нужно находиться ровно посередине.

Идеи стартапов со временем меняются. Возьмем, к примеру, Airbnb. Изначально это была буквально аренда надувных кроватей (в 2008 году, когда все начиналось, создатели Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа едва сводили концы с концами. Чтобы наскрести денег на аренду жилья, они позволили незнакомцам ночевать на надувных матрасах в своей квартире. Именно это натолкнуло их на идею нового бизнеса). Со временем он превратился во все виды аренды на время отпуска. Таким образом очень важно - выбрать хорошую отправную точку. Если у вас есть хорошая отправная точка, то даже если ваша первоначальная идея не очень хороша, ее следует просто доработать, чтобы получить отличную идею. А если вы выберете плохую отправную точку - уже не получится превратить ее в хорошую. Придется начинать все сначала.

Третья ошибка — начинать с решения, а не с проблемы. Итак, представьте, что вы придумали стартап «Uber для сантехников». Это приложение, в котором вы нажимаете кнопку и появляется сантехник. Это решение. Но какую проблему это решает? Я не знаю. Может быть, трудно найти сантехников!? Возможно, это действительно реальная проблема, но я считаю, что если вы приходите к такой идее, вы начинаете с решения. Мы видим это так часто, что у нас есть термин для этого. Это называется «Решение в поисках проблемы» или SISP. И это обычно не очень хорошо, потому что зачаствую вы так и не находите проблему. Гораздо лучше начать с проблемы.

Последняя ошибка — верить в то, что идеи для стартапов трудно найти. На самом деле их легко найти, потому что в мире осталось очень много настоящих проблем. Если у вас возникли проблемы с их поиском - вы просто еще не научились это делать. Как только вы научитесь замечать хорошие идеи для стартапов - вы будете видеть их повсеместно.

Поговорим об оценке идей для стартапов. Для оценки буквально существует готовая формула. Эта формула принадлежит моему коллеге Далтону (Далтон Колдуэлл - партнер YCombinator), у которого есть отличный доклад в Школе Стартапов под названием «All About Pivoting», который я очень рекомендую. Я немного подправил его, чтобы он соответствовал этой статье. Вот моя формула оценки качества идеи: это оценка вашей идеи по четырем критериям, после выставления баллов в каждом из которых вам следует смотреть на среднее значения всех критериев в сумме.

Первый критерий — насколько велика эта идея? Я думаю, что лучший способ судить об этом — поискать существующие крупные компании, которые делают что-то подобное. Итак, предположим, вы хотите открыть новый вид банка. Например, уже есть несколько банков - и это крупные компании, из чего следует, что эта идея может быть масштабной. Ваша идея также может получить в этом критерии хорошие баллы, если вы делаете что-то на рынке, который сегодня невелик, но имеет реальный шанс стать огромным в будущем. И хорошим примером этого является компания под названием Coinbase. Coinbase (по состоянию на февраль 2022 года рыночная капитализация Coinbase составляет 46,31 миллиарда долларов) — это компания YCombinator, которая позволяет вам покупать и продавать криптовалюту. И когда Coinbase была запущена в 2012 году, Биткойн был еще совершенно новым и все еще очень маленьким (к 2012 году цена биткоина опускалась до $4,6) Но даже в то время были люди, которые верили, что когда-нибудь они могут заменить все существующие деньги. Из этого следует, что если это произойдет - проект станет очень крупным.

Основатель/опыт в сфере. Имеется ввиду вопрос, являются ли основатели экспертами в том, что они делают? Хорошим примером этого является компания Flexport, которая помогает компаниям импортировать товары со всего мира. А основатель - Райан Петерсен, еще до того, как он основал Flexport, работал в международной торговле 10 лет и знал об этом все. Получается, здесь 10 из 10 соответствия основателя/опыта в сфере.

Следующий критерий — насколько вы уверены, что решаете большую проблему? В идеале, у вас есть личный опыт решения этой проблемы. И, наконец, есть ли у вас новое, важное применение этой идеи? И отличный тому пример, опять же, — Airbnb. Когда Airbnb начал свою работу, большинство людей думали, что идея позволить незнакомцам, которых вы встретили в Интернете, спать в своей квартире - была действительно странной и, вероятно, опасной. Но основатели Airbnb действительно попытались это сделать. Они приглашали незнакомцев из Интернета остаться с ними и понимали, что это действительно весело. Таким образом, они пришли к выводу, что все остальные были неправы в этом вопросе, и именно это сделало Airbnb такой хорошей идеей.

Вот еще несколько признаков того, что ваша идея, вероятно, хороша. Вы делаете то, что вы лично хотите иметь. Оказывается, создать успешную компанию гораздо проще, если вы делаете то, что хотите сами, а не то, что хотят другие. Во-первых, вы начинаете, по крайней мере, с одним пользователем - с собой, но, что более важно, когда вы делаете для себя - вы можете доверять своей интуиции в отношении того, что вы делаете. А если вы строите для других людей - вы должны угадывать, чего они хотят.

Еще одним признаком является то, что это стало возможным лишь недавно. Если что-то недавно изменилось в мире, например, появилась новая технология или новый продукт, на основе которого вы можете построить, это часто является признаком того, что появилась новая возможность. Или есть успешные компании, которые делают что-то подобное. Хорошим примером этого является Rappi, которая занимается доставкой еды в Латинской Америке. Когда Rappi начинала свою деятельность, в других частях мира уже были компании по доставке еды, такие как DoorDash, дела у которых шли очень хорошо. Он просто еще не прижился в Латинской Америке.

Моя последняя тема об оценке идей для стартапов — это разговор о фильтрах. Фильтры — плохая причина «сливать» идеи. И самое плохое в фильтрах то, что они заставят вас бессознательно отвергать свои лучшие идеи для стартапа, прежде чем они даже всплывут в вашем сознании. Есть четыре больших фильтра, которые чрезвычайно важно разобрать и эти фильтры есть почти у всех. И одна из самых эффективных вещей, которые вы можете сделать для того, чтобы научиться генерировать идеи для стартапов, — это узнать, что такое фильтры и отключить их.

Первый — отказ от идей, которые кажутся трудными для начала. Пол Грэм написал об этом потрясающую статью под названием «Schlep Blindness», которую я очень рекомендую прочитать. И пример, который обсуждает Пол, — это Stripe. Stripe — это компания, которая позволяет легко интегрировать платежи по кредитным картам на ваш сайт. И что самое интересное в Stripe, так это то, что когда Stripe запустился, тысячи разработчиков уже осознавали, что это является проблемой. Они пытались интегрировать платежи по кредитным картам на свой сайт и понимали, что существующие варианты — отстой. Но ни один из них не пытался это исправить. Почему? Причина в том, что для запуска Stripe нужно было сделать кучу вещей, которые казались сложными. Вам нужно было договориться с банком, нужно было многое узнать в мельчайших подробностях о мировой инфраструктуры кредитных карт.

Второй фильтр — это идеи, находящиеся в скучном пространстве. Отличным примером этого является компания Gusto, которая производит программное обеспечение для расчета заработной платы. Опять же, тысячи программистов осознавали, что программное обеспечение для расчета заработной платы — отстой, но, поскольку это была скучная проблема, никто не пытался ее решить.

Третий — идеи, которые кажутся слишком амбициозными. Сэм Альтман написал об этом отличный пост в блоге под названием «Hard Startups». Основатели инстинктивно избегают действительно амбициозных идей, потому что они пугают своими масштабами. Но часто именно такие идеи превращаются в действительно большие компании.

Последнее заключается в том, что основатели инстинктивно избегают мест, где есть существующие конкуренты. На самом деле не стоит этого бояться, вообще не имеет смысла бояться конкурентов. Ведь когда основатели приходят в сферу, где нет существующих конкурентов, они обычно обнаруживают, что причина отсутствия конкурентов одна - продукт никому не нужен. Идеальная ситуация — это рынок, где есть существующие конкуренты, но вы заметили что-то, что все конкуренты упустили. Отличным примером этого является Dropbox. На момент запуска Dropbox уже существовали десятки решений для синхронизации и хранения файлов, но ни одно из них не привлекло большого числа пользователей. Dropbox запустился с лучшим продуктом и смог победить всех конкурентов.

Теперь приступим к части - генерация идей для стартапов. С одной стороны, можно просто сесть и обдумать идеи для стартапов. Но на самом деле это не лучший способ получить идею для стартапа. Лучший способ получить идею для стартапа — это замечать их органично и повсеместно. Вас окружают отличные идеи для стартапов, и когда вы научитесь их видеть - вы видите их повсюду. Проблема в том, что когда люди садятся и пытаются обдумать идеи для стартапов - обычно ничего дельного не выходит. В то время как идеи для стартапов, которые приходят вам в голову органично, могут оказаться весьма хорошими. Нужно научиться их замечать.

Итак, сначала я хочу поговорить о том, как органично генерировать идеи для стартапов. Если вы не запускаете сейчас свой стартап (еще не имеете идею) - это должен быть ваш предпочтительный подход. Научитесь замечать хорошие идеи для стартапов. Но чтобы научиться замечать такие идеи, вам сначала нужно понять, как выглядит хорошая идея для стартапа (Прим: при желании оставить чаевые в ресторане вы обнаружили, что у вас нет наличных, а уточнять у официанта номер карты довольно неловко. Можно было не заметить эту мелочь, а можно было увидеть здесь идею для своего стартапа). Стоит обращать внимания на такие «мелочи».

Если вы планируете начать стартап в будущем, очень полезно стать экспертом в чем-то ценном, и лучший способ, вероятно, — получить работу в компании какой-либо области. Если вы работаете в компании какой-то области, любой области, вы сможете видеть хорошие стартовые идеи раньше других людей. Особенно полезно работать в существующем стартапе. Многие из самых успешных YC-компаний появились благодаря идеям, возникшим у их основателей во время работы в чужом стартапе.

Теперь я поделюсь 7 рецептами генерации идей для стартапов. Это практически все известные мне способы для генерации идеи для стартапов. Я знаю примеры, когда все семь из них сработали и привели к успешной компании, однако не все они одинаково хороши. Некоторые из них более важны, чем остальные. Итак, я собираюсь перечислить их по порядку, от лучшего к худшему.

Этот первый рецепт - самый лучший. Это тот, который с наибольшей вероятностью приведет к хорошим идеям и с наименьшей вероятностью позволит сделать ложный вывод. Около половины самых успешных компаний восходят к примерно этому рецепту, и вот он. Вы начинаете с того, в чем ваша команда особенно хороша, и думаете об идеях, в реализации которых вы получили бы несправедливое преимущество. Причина, по которой это так эффективно заключается в том, что любая идея, которую вы придумаете таким образом, будет автоматически соответствовать основателю/опыту в сфере. По сути, вы генерируете все идеи, которые соответствуют основателю/опыту в сфере.

Давайте рассмотрим несколько примеров того, как это сделать. Первое, что я делаю, - это просматриваю каждую компанию, в которой вы когда-либо работали. Даже стажировки — это хорошо. И для каждой такой компании я бы спросил себя, что я там узнал такого, чего не знают другие люди? Так, например, SnapDocs. Основатель SnapDocs Аарон Кинг проработал в ипотечной сфере 10 лет и узнал об этом все. Поэтому он основал SnapDocs, которая создает программное обеспечение для управления ипотечными документами. Затем спросите себя, что в каждой компании, казалось не очень удобным и весьма проблематичным? Какие части жизни компании были неудобны? Например, Lattice — компания, которая производит программное обеспечение для оценки производительности. У основателей возникла эта идея, когда они вместе работали в компании и заметили, насколько плохим было их программное обеспечение для анализа производительности. Затем спросите себя, есть ли вещи, которые ваша компания создала своими силами и которые могут понадобиться другим компаниям. Хорошим примером этого является Mixpanel. До того, как Сухаил Доши основал Mixpanel, он работал в компании Slide, которая создавала передовые инструменты аналитики для внутренних проектов. Сухаил понял, что другим компаниям понадобятся такие же инструменты, и именно поэтому он придумал Mixpanel.

Второй рецепт - подумайте о вещах, которые вы хотели бы, чтобы кто-то сделал для вас. Отличным примером этого является DoorDash. Основатели DoorDash пытались доставить тайскую еду в пригород, но поняли, что сделать это буквально невозможно. В итоге они создали DoorDash.

Третий рецепт-вопрос - над чем вы были бы рады работать в течение 10 лет, даже если бы это не увенчалось успехом? Какими вещами вы действительно увлечены? Отличным примером этого является Boom, который делает сверхзвуковой самолет. Основатель Boom Блейк пришел к этой идее, задав себе этот вопрос. Он не работал в аэрокосмической отрасли и не был специалистом по строительству самолетов, но он просто был одержим идеей сверхзвуковых путешествий. Важная поправка - но также этот вопрос может ввести вас в заблуждение, и вот почему. Это может ввести основателей в заблуждение, побуждая их работать над чем-то, чем они очень увлечены, но что никак (или с очень малой вероятностью) может стать большим бизнесом. Так, например, вы можете быть очень увлечены коллекционированием марок. Но это не значит, что это будет хорошая идея.

Четвертый рецепт - ищите то, что изменилось в мире за последнее время, и подумайте об идеях, которые теперь возможны благодаря этим изменениям. Например, новая технология, новая платформа для разработчиков, новое регулирование, новая проблема в мире. Возможно, неочевидным примером этого является компания под названием PlanGrid, которая была приобретена за миллиард долларов. PlanGrid поместил строительные чертежи на планшеты, заменив бумагу. И что изменило мир, сделавший PlanGrid возможным - так это то, что Apple создала iPad.

Пятый рецепт - найдите компании, которые недавно добились успеха, и поразмыслите в этом направлении. Итак, история Standard Cognition заключается в том, что Amazon недавно создала Amazon Go, продуктовый магазин, который автоматически отслеживает товары, которые вы берете с полок, поэтому вам не нужно идти к кассе. В Standard Cognition поняли, что каждому розничному магазину нужна одна и та же технология, и именно это они и делают. Это очень распространенный способ поиска идей основателями, но, к сожалению, он не лучший. Идеи, генерируемые таким образом, часто принимают форму «Uber для X» или «Airbnb для Y». Эти идеи очень часто являются решениями в поисках проблем, поэтому, если вы придумываете идею таким образом, вы должны быть настроены, по умолчанию, скептически.

Шестой рецепт - вы также можете придумать идею с помощью краудсорсинга (Краудсорсинг — привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением информационных технологий), поговорив с людьми, которых вы знаете, и спросив их о проблемах, которые они хотят решить. Это особенно интересно делать с людьми, у которых есть определенные области знаний, например с людьми, которые работают в интересной отрасли. Недостатком этого рецепта является то, что большинство людей не обладает навыком замечать стартап-идеи. Вот почему эта стратегия работает особенно хорошо, если люди, которых вы спрашиваете, являются основателями других стартапов, ведь они уже умеют замечать хорошие идеи для стартапов.

И номер семь - ищите отрасли, которые кажутся некорректно работающими. Любая отрасль, которая кажется таковой, вероятно, созрела для разрушения. Хорошим примером этого является компания под названием LendUp, которая является заменой кредитования до зарплаты. И часть истории основания LendUp заключается в том, что основатели заметили, что кредитование до зарплаты было явно малоэффективной и мошеннической отраслью. Недостатком этого рецепта является то, что он часто приводит к идеям, которые плохо подходят основателю/его опыту в сфере. Это вряд ли сработает, если вы ничего не знаете об отрасли, которую надеетесь разрушить. LendUp работал хорошо, потому что основатели уже были экспертами FinTech, поэтому, если вы попробуете этот подход, я бы порекомендовал придерживаться отраслей, о которых вы уже кое-что знаете.

Вот и все. И да, меня очень интересует тема того, как люди придумывают идеи для стартапов, поэтому, если вы попробуете эти рецепты и у вас появятся какие-то дополнения к ним или абсолютно другие способы - буду рад их услышать!

-

Будем рады видеть Вас среди первых подписчиков нашего канала «Венчур, деньги, два ствола» - https://t.me/ventureinvestments ;)

55
Начать дискуссию