{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как работает обратная связь в Markswebb — Часть 1. Развиваем процессы

Налаженная обратная связь, с одной стороны, повышает лояльность сотрудников, с другой — влияет на эффективность работы команд и успехи бизнеса в целом. В этой статье рассказываем про форматы, которые показали свою эффективность для системного развития на примере Markswebb.

Мы разделили практики обратной связи в компании на два направления:

  • Развитие процессов — группа форматов, которая помогает прокачивать команду в целом и оптимизировать работу агентства.
  • Индивидуальное развитие — это про личный профессиональный рост каждого сотрудника в отдельности. Про это будет отдельный пост на следующей неделе.

Для развития команд мы используем опросы, развиваем soft-skills тимлидов, придумали Change Log процессов, систематически подводим итоги отдельных проектов и работы компании в целом.

Change Log

Markswebb Change Log — наш внутренний агрегатор системных проблем, которые сотрудникам не удается решить индивидуально с менеджерами или руководителями направлений, или которые появляются сразу у нескольких членов команды.

Как работает: публичная доска в Notion, на которую каждый может добавить свою карточку с проблемой и видеть статус решения. За появлением новых проблем следят HR и руководители направлений. Они же формируют варианты решений, обсуждая их на митапах. В процессе у карточек появляются маркировки с ответственными лицами, статусами и сроками исполнения.

Ценность: сотрудники могут быть уверены, что их проблемы услышаны и будут решены. Директора получают своевременные сигналы о проблемах или потребностях сотрудниках, могут опираться на них при разработке улучшений.

Опрос в чате

Используется в команде исследователей — это около 30 сотрудников, или 60% штата Markswebb. Практику ввели как «систему поддержки принятия решений». Сбор статистики помогает понять, что происходит в подразделении, какие есть проблемы и потенциал тех или иных решений, что думают люди и какое мнение доминирующее. Исходя из ответов на вопросы формируется дальнейшая тактика и стратегия подразделения.

Коллегиально мы решили, что хорошая идея должна набирать не менее 70% голосов. Так, например, появилось нововведение, что не только тимлиды должны оценивать исследователей, но и команды будут оценивать тимлидов — инициатива набрала 84% «за».

Проблемы нам было важно разделить на точечные и системные. Мы определили, что системными будем считать проблемы, с которыми сталкивается более 30% людей. Например, отказались от публичной оценки докладов на квартальных итогах — более 30% тимлидов высказались, что это может демотивировать.

Как работает: создали два чата в Telegram, с помощью которых директор направления обсуждает с командой идеи и инициирует опросы.

  • Чат со всеми исследователями — в нем решаются общие вопросы. Такие как, стоит ли дробить скиллсет на предметные области или сталкиваются ли сотрудники с переработками.
  • Чат для тимлидов — здесь обсуждают вопросы, связанные с управлением проектными командами. Например, критерии для определения грейда исследователя при приеме на работу или доработки в системе обучения сотрудников.

Ценность: показывает людям, как управленческие решения связаны с мнением группы. «Закольцовывает» ответственность.

Оценка soft skills тимлидов

У нас работает около 10 тимлидов, при такой численности можно считать эту специальность условно «массовой». Это значит, что бизнес-процесс планируется в расчете на некоторую среднюю эффективность тимлида. При таком подходе всегда есть те, кто по каким-то качествам выше или ниже среднего уровня. Чтобы выявлять зоны развития и своевременно проводить обучение, мы начали проводить анонимные опросы команд о качествах тимлидов.

Это дополнило концепцию оценки навыков: теперь hard skills оценивают те, кто находится выше по грейду, а soft skills — те, кто находится ниже. Вторым поводом к внедрению этой инициативы стало чувство несправедливости у команд — «тимлиды оценивают нас, но мы их не оцениваем».

Как работает: проводим анкетирование исследователей, с которыми тимлид работал на проектах в течение последних 12 месяцев. Анкета создается в гугл-форме и содержит вопросы по девяти навыкам — показали ниже на схеме.

Опрос проводится анонимно, исследователь может пропустить вопрос, если затрудняется на него ответить. Каждый навык субъективно оценивается по шкале:

  • отлично развит;
  • частично развит, стоит прокачивать;
  • развит плохо или отсутствует.

По итогам директор направления принимает решение о проведении тренингов. Участников собираем из числа тех, у кого «отличный навык» отметили менее 70% оценивающих.

Ценность: развитие навыков эффективного руководства командой. Работа на предотвращение негативных сценариев в проектах — сниженной мотивации, медленной коммуникации, рабочих и личностных конфликтов и т.д.

Ретро по проекту

Ретро — встреча, на которой итоги состоявшегося проекта обсуждают и перерабатывают для переиспользования в будущем. Задача команды на ней — вспомнить, с чем столкнулись, выделить положительные и отрицательные решения и понять, что можно и стоит переиспользовать, а что требует доработки.

Мы считаем такой формат особенно полезным для себя, так как Markswebb обладает экспертизой в нескольких видах проектов. Например, ежегодные рейтинги цифровых сервисов, UX-аудиты, CX-аудиты, CJM — мы совершенствуем технологии и процессы от проекта к проекту.

Как работает: назначаем день, время и место для сбора команды. На повестке есть как практические бизнес-задачи, так и задачи эмоционального плана — они равнозначны. Про эмоциональные задачи важно не забывать, так как их игнорирование ведет к выгоранию и снижению мотивации.

Жесткого регламента проведения таких встреч нет, но есть основные принципы, которых мы стараемся придерживаться:

  • Доверительность разговора. При проведении ретро-встречи важно с одной стороны называть вещи своими именами, признавать ошибки, а с другой — не обесценивать сделанную работу и полученный опыт. Во многом атмосфера встречи зависит от топ-менеджмента, поэтому директора должны присутствовать и транслировать определенные ценности.

Под капотом у самого результативного и качественного проекта может быть все что угодно — и переработки, и конфликты, и обиды. А команде дальше снова работать вместе: нельзя оставлять эти вещи в прошлом, не проговорив. Здесь, как в психологии: проговоренный опыт воспринимается нами по-другому и помогает не снижать эффективность в будущем.

Тимофей Барсов, Директор по исследованиям и консалтингу Markswebb
  • Похвала. Хвалить и поддерживать друг друга не менее важно, чем отмечать неудачи. Мы не сразу пришли к пониманию важности положительной мотивации. Периодически мы проводим тренинги, в том числе для директоров, чтобы повышать качество управления. Одна из тренеров поделилась с нами фреймворком обратной связи, в котором в явном виде присутствует похвала: мы начали его применять и увидели результаты — эмоциональное состояние сотрудников стало более стабильным.
  • Фиксация выводов. На ретро важно не только вспомнить основные этапы проекта, обменяться впечатлениями, разделить переживания коллег и похвалить друг друга — важно сделать и зафиксировать организационные выводы. За это отвечают директора направлений, которые обязательно должны присутствовать.
  • Переработка итогов в полезные решения и артефакты. Это могут быть принятые управленческие решения или, например, гайды по тем видам работ, которые будут повторяться. Мы часто пополняем внутреннюю базу знаний — у нас есть гайды и целые фреймворки: аудит цифрового сервиса, поиск и правильная классификация UX-проблем, обследование по пользовательским сценариям, CJM и т.д.

Ценность:

  • Для сотрудников — атмосфера прозрачности и безопасности позволяет избегать стресса, рабочих и межличностных конфликтов.
  • Для заказчиков — сметы, выстроенные на базе прошлого опыта позволяют получать адекватную стоимость работ и сроки их выполнения.
  • Для бизнеса — устойчивость команды и прибыльность проектов.

Исследовательские итоги квартала

Формат появился как ответ на запросы из Change Log: не хватало обмена опытом между сотрудниками исследовательского блока, в частности, между тимлидами. Плюс в плотном потоке проектов сформировался информационный вакуум и у части исследователей за пределами работы своей команды не было понимания, какие проекты в работе у агентства, что интересное и новое по ним делается.

Впервые провели в апреле по итогам первого квартала 2022 года.

Как работает: в лаунже собираются все исследователи, тимлиды выступают с презентациями. Каждый выбирает свой лучший проект в квартале и рассказывает о нем в формате доклада примерно на 20 минут. С подготовкой помогает директор направления — на этапе концепции и упаковки в презентацию дает советы, как расставить акценты, что наиболее ценно и как это эффективнее донести.

Выступающие делятся методическими новинками, апгрейдами, лайфхаками управления командой. Слушатели узнают интересные детали по проектам коллег.

Запрос на горизонтальный обмен экспертизой у нас был всегда, однако хотелось подвести под это какую-то системную основу. Сейчас провели первый раунд по итогам первого квартала, сделали несколько важных выводов.

Тимофей Барсов, Директор по исследованиям и консалтингу Markswebb

1. Ускорим работу по созданию гайда для проектов по анализу клиентских путей (CJM). По итогам проектов для телекома и банков соберем воедино всю проблематику и дадим рекомендации, что делать в каждой «развилке» проекта. Разработаем тренинг-симулятор по CJM-проектам, чтобы до старта проекта прочувствовать все сложные места и избегать ошибок.

2. Есть большой ресурс автоматизации наших процессов, а также очень неровные навыки в команде в части работы с данными. Разработаем внутреннее обучение силами тех, кто более продвинулся в этом.

3. JTBD-подход может эффективно применяться в нашей работе при проведении глубинных интервью. Результаты следует представлять в виде аналитической таблицы, формат которой устанавливает тимлид, и только после этого команда начинает обработку полученных результатов.

4. Исследовательские итоги нужно оформлять не в виде презентаций Power Point, а сразу как часть нашей базы знаний в Notion. Формат страницы должен быть единым для всех.

Ценность: их много.

  • Обмен опытом, в том числе горизонтальный.
  • Тренировка публичных выступлений, развитие навыков упаковки и донесения смыслов.
  • Личный пример для команды, как можно интересно рассказать о наших проектах и мотивация такие проекты делать в будущем.
  • Возможность для тимлидов показать свой высокий уровень и в будущем претендовать на управленческую должность UX Group Head.
  • Выход за рамки информационного поля своих проектов, возможность учиться на ошибках коллег и перенимать лучшие практики.

Общие квартальные итоги компании

Традиционный формат для Markswebb — подведение общих квартальных итогов в офисном лаунже.

Как работает: CEO и директора подразделений готовят презентации по своим зонам ответственности. В объявленную заранее дату и время они по очереди выступают перед командой и рассказывают, как обстоят дела в компании, что нового происходит, по каким направлениям есть успехи, а где нужно поднажать. Присоединиться могут все желающие — тех, кто на удаленке, подключаем по видеосвязи.

Например, на последних итогах мы поняли, что несмотря на все трудности последних двух месяцев дела в агентстве идут неплохо и нам есть, чем гордиться. За первый квартал 2022 мы:

• Нарастили прибыль по сравнению с первыми кварталами предыдущих лет.

• Усиливаем медиаприсутствие — активно общаемся с заказчиками, выпускаем совместные кейсы, придумываем новые форматы и расширяем сотрудничество с медиа.

• Развиваем международные проекты — поработали в СНГ, Латинской Америке, Европе, Азии. Новый скаут-отдел нашел способы полноценно исследовать зарубежные сервисы в условиях ограничений.

• Выпустили фестивальный дизайн-кейс и гордимся результатом — подробности на нашем сайте, VC и Behance.

• Двигаемся в сторону систематизации обучения — доделали учебные чек-листы по методикам крупных инициативных исследований, обновили UX-скиллсет.

Ценность: открытость информации о процессах и доступность руководства повышают лояльность и снижают стресс сотрудников от неопределенности.

Заключение

Мы продолжаем тестировать новые решения и пополнять список — комментируйте, делитесь своими форматами и опытом. Во второй части статьи на следующей неделе расскажем про наш подход к индивидуальной обратной связи и развитию сотрудников.

0
3 комментария
Жазира Бердыбай

Спасибо за статью! Подскажите, а результаты исследования в Notion - это основные тезисы в общепринятом формате? Это нужно для горизонтального обмена информацией, но для погруженных ребят из команды есть отдельное хранилище артефактов исследования?

И по поводу UX-скиллсета - он у вас в открытом доступе? :)

Ответить
Развернуть ветку
Markswebb
Автор

Жазира, спасибо за вопрос! Вы про исследовательские итоги спрашиваете, правильно? В контексте поста это не результаты проектов, а итоговые выводы тимлидов по проектным процессам. Например: что пошло хорошо, что плохо, почему так, как решали проблему, как стоит построить процесс в следующий раз, какие решения стоит рассмотреть для использования на постоянной основе и т.д. Notion в компании используется как средство хранения знаний по проектам в виде аналитических статей, описаний лучших практик, описания проблем сервисов и так далее.

Хранилище артефактов исследований есть. Используем как онлайн версию (Google Workspace), так и локально на сервере. Всегда можно зайти и посмотреть что делали/делают коллеги из других команд, воспользоваться какими-то материалами для решения своей задачи.

UX-скиллсет мы пока не публиковали, но планируем — что вам интересно узнать?)

Ответить
Развернуть ветку
Жазира Бердыбай

Да, я почему-то решила, что про результаты проектов речь. Теперь поняла) По скиллсету хотелось бы узнать, на какие навыки делается упор с учётом того, что заказчики не внутри компании. По какой шкале оцениваете каждый навык / кто проводит оценку / какие навыки есть из смежных ролей / на какие бест практис опирались при составлении. Как происходит прокачивание навыков исследователей (особенно софтовых).

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда