Как я успешно прохожу собеседования: 3 главных правила
Всем привет! Меня зовут Алекберова Алина, и я работаю в крупной FMCG компании. Одновременно с этим я являюсь карьерным консультантом (веду подкаст "Воркшоп" и много пишу на эту тему в телеграм канале @podcastworkshop). В своей прошлой статье я рассказывала, как увеличить свои шансы на получение международного оффера. Сегодня я хочу поговорить про собеседования и дать несколько советов по подготовке. Сразу скажу, что здесь речь пойдет о стартовых собеседованиях (например, c HR) и о поведенческих вопросах (так называемые «behavioral interview questions»). В статье я не буду затрагивать вопросы про hard skills, поскольку для каждой должности они будут специфическими, и здесь большую роль играет ваш опыт. А вот к общим вопросам вполне можно подготовиться и немного упростить себе жизнь.
Итак, представим, что вам позвонил HR и пригласил на собеседование. Что делать дальше?
1. Осознать, что подготовка — ключ к успеху.
Cама подготовка (как процесс) придаст вам уверенности, и это будет чувствоваться на интервью. Также это позволит вам сохранить спокойствие (вы не будете метаться в своей голове в поисках подходящего примера, или экстренно думать, какой бы свой недостаток назвать). Если вы прорабатывали эти вопросы, то спокойно ответите на них, и мысленно поблагодарите себя за предусмотрительность.
2. Продумайте ответы на самые часто задаваемые вопросы.
Здесь нет какого-то универсального правила, какими именно должны быть ответы. Более того, не нужно подгонять ответ под социально приемлемый и стараться его «угадать»! Это путь вникуда. Будьте собой — это самое главное. Помните, что не только компания выбирает вас, но и вы ее.
Теперь подробнее по вопросам.
а. Расскажите о себе.
Это стандартный вопрос, с которого все начинают, поэтому я рекомендую подготовить ответ на 3-5 минут, где вы расскажете свою профессиональную историю: с теми хайлайтами, которые вы сами захотите расставить. Не перечисляйте только сухие факты, расскажите о том, что дала вам каждая роль, какой навык вы прокачали и чего добились. Буквально по 3-4 предложения на каждую позицию (можно чуть больше), но эти предложения должны быть продуманы. Так вы сможете расставить те акценты, которые сработают на вас.
b. Какие ваши сильные и слабые стороны.
Первое правило: это действительно должно быть то, что свойственно именно вам.
В сильных сторонах лучше упоминать то, что важно на конкретной роли (например, роль аналитика — сильной стороной можно назвать "аналитическое мышление" или "я круто умею работать с данными"). Не буду приводить много примеров, думаю, логику вы поняли)) Также здесь хорошо подкрепить это примером, или добавить какую-то деталь (например, сказать что "я с детства увлекался математикой").
А в слабых сторонах лучше указывать то, что для конкретной роли менее важно (и вообще не является супер-критичным). Здесь главное показать, что вы это осознаете и работаете над этим. Например «Думаю, областью для развития я могу назвать навык публичных выступлений. На моей текущей роли мне не часто приходится выступать с презентациями, но я осознаю, что в будущем это будет необходимо. Сейчас я хожу на курсы по ораторскому мастерству, чтобы выступление на публике стало для меня более комфортным.»
Недавно я смотрела видео на youtube, там классные примеры были про недостатки ("i have a tendency to rush", "sometimes i find it difficult to ask for help") . В видео эта часть начинается с 5:42. Кстати, обратите внимания на мягкие формулировки ("tendency", "sometimes"), они очень помогают. На русском их тоже можно использовать.
Есть еще одна модификация этого вопроса, которая немного отличается. Звучит так:
Если бы я спросил(-а) ваших коллег о вас, какие ваши достоинства/недостатки они бы отметили?
Кажется что это то же самое, но нет. Подумайте над этим вопросом: как бы вы на него ответили?
c. Вопросы про тренды в вашей области
Очень интересные вопросы, которые вам вряд ли задаст HR, но может спросить нанимающий менеджер.
Например: какие тренды вы наблюдаете в своей профессиональной области?
Или: если бы мы наняли вас как внешнего консультанта, какие 3 рекомендации вы бы нам дали?
Или: какие возможности вы видите сейчас на рынке ___? (иными словами, что мы как компания не делаем или делаем недостаточно).
Если знать, что такие вопросы могут возникнуть, к ним тоже можно подготовиться, например поговорить с другим человеком из этой сферы (ну или как минимум, погуглить).
d. Приведите пример, когда…
Это классические поведенческие вопросы, когда вас просят привести пример проекта/ситуации.
Вот как могут звучать такие вопросы (можете использовать их для подготовки):
- Приведите пример вашего профессионального провала/неудачи;
- Расскажите про ваш успешный проект/достижение, которым вы особенно гордитесь;
- Приведите пример успешного кейса сложного управления заинтересованными сторонами;
- Приведите пример ситуации, когда вам пришлось не согласиться с вашим менеджером/командой;
- Приведите пример профессионального конфликта и как вы его решали;
- Приведите пример стратегического решения, которое вы приняли и которое оказало влияние на бизнес (крутой вопрос, кстати).
Ответ по модели STAR
Для ответа на такие вопросы я рекомендую использовать модель STAR:
Situation: Контекст, в котором все происходило.
Task: Задача, которая перед вами стояла.
Action: Действия, которые вы предприняли.
Result: Результат, которого вы достигли.
Это классическая схема, которую стоит держать в голове, чтобы ответ получился структурированным и вы не забыли важные детали. Потому что на таких вопросах очень легко «посыпаться» и не дойти до сути, а вам важно показать, какие конкретно вы предприняли действия и как они повлияли на бизнес.
Также есть альтернативы (например CARL — context, action, results, learnings). Используйте ту модель, которая больше вам понравится.
Как вы наверное знаете, спонтанно ответить на такие вопросы довольно трудно. Поэтому я рекомендую прописать ответы заранее, и использовать эти примеры и кейсы тогда, когда нужно.
Вот здесь Александр Ложечкин подробно рассказывает, как такой подход помог ему пройти собеседование в Амазон. Вообще очень интересная статья, рекомендую!
3. Зайдите на сайт компании и почитайте про них.
Я часто слышу от HR-ов, что кандидаты порой даже не знают, в какую компанию пришли (не могут назвать бренды, которые она производит, или вспомнить какие-то базовые факты). Чтобы избежать этого, я рекомендую перед собеседованием зайти на сайт компании и почитать про них:
- Узнайте, чья это компания, и где у нее head office;
- Какие последние новости/заявления она делала (может быть, они объявили что запускают новые проекты в сфере sustainability (как пример) — это можно упомянуть в интервью);
- Какие у компании ценности? (если это международная компания, обычно на сайте у них есть отдельная вкладка про это)
Чем больше вы будете знать про компанию, тем лучше сможете себя проявить. Заинтересованность покажет вашу мотивацию и осознанность (что вы действительно понимаете, почему хотите работать именно здесь).
Вот как могут звучать вопросы про компанию:
- Почему вы хотите работать в ___?
- Что, на ваш взгляд, отличает нашу компанию от конкурентов?
- Если бы вас попросили описать нашу компанию 3 словами, что бы вы сказали?
Последний вопрос мне действительно недавно задали — хорошо что перед этим я изучила best cases на сайте компании! Это помогло при ответе.
Итог
Прочитав эту статью, у вас могло сложиться впечатление, что подготовка выглядит слишком сложно и занимает много времени. Это не совсем так. Из хороших новостей: часто вопросы на собеседованиях повторяются, а примеры вы можете использовать многократно. Так что прописав (или продумав) ответы один раз, вам не придется делать это постоянно: достаточно будет освежить их в памяти перед интервью.
Желаю вам удачи и уверенности на собеседованиях!
Больше информации на тему карьеры вы сможете найти в моем инстаграме* @careerwithalina.
В 2023 я больше всех продавал на маркетплейсах в своей товарной категории, работал со всеми крупными ритейл-сетями, а всего бизнес приносил 1,1 млрд ₽ выручки и 55 млн ₽ прибыли в год.
Большинство против включения альткоинов.
Словения, небольшая страна в самом сердце Европы, все чаще привлекает внимание экспатов, стремящихся к более спокойной, экологичной и безопасной жизни. Альпийские пейзажи, лазурное Адриатическое побережье, богатая история и развитая экономика делают переезд в Словению привлекательным вариантом для тех, кто ищет новые возможности и лучшую жизнь. Одн…
В ближайшем времени будет собеседование и эта статья как нельзя кстати , спасибо вам
Комментарий недоступен