Собеседование на позицию топ-менеджера: универсальный гайд

За время работы я столкнулась с множеством ошибок кандидатов (и продолжаю это делать). Конечно, я не могу точно обещать, что это будет абсолютно универсальный гайд по прохождению собеседований, но я поделюсь самыми основными моментами, которые помогут вам при поиске работы.

Ксения Смирнова
Cтарший консультант Kontakt InterSearch Russia

С какими ошибками я часто сталкиваюсь?

  1. «Я не буду общаться с HR». Причем эта история встречается не только у топов, но и у менеджеров среднего звена. Моя любимая фраза: «Я не буду общаться с HR, это не мой уровень». Коллеги, не забывайте HR – неотъемлемый винтик в компании. Это тот человек, который может сделать вашу жизнь в компании прекрасной. При этом это тот же человек, который сделает так, что вашей жизни в компании не будет в принципе:) В каждом бизнесе своя корпоративная культура, своя иерархия принятия решений. Думать, что ради вас это могут поменять, – ошибка. Пытаясь перепрыгнуть через HR, вы заведомо ухудшаете себе карму на трудоустройство в компании.
  2. «Про меня расскажет мое резюме». Ответ – нет, не расскажет. Для нас не столько важно, что написано в вашем резюме, сколько то, как вы это рассказываете. Ситуация, когда кандидат говорит: «Вы что не смотрели мое резюме?», как будто пытаясь выразить некомпетентность нанимающего менеджера, – не сыграет ему на руку. Вспомните пункт про общение с HR.
  3. Рассказ о бывших работодателях. Думаю, все понимают, что чем выше уровень кандидата, тем более сдержанными в своих высказываниях ему нужно быть. Истории вроде «до меня было ужасно, а я сделал…», «я ушел и все развалилось…», «да этот собственник…», «одна коррупция…» – это не про осознанное принятие своих поступков, не про взятие на себя ответственности за принятые решения и допущенные ошибки. А это именно те скиллы, которые хотят от вас видеть работодатели.
  4. Ложь. Приукрасить можно все что угодно, начиная причинами ухода и заканчивая суммой оклада. Рынок кандидатов в каждой отрасли достаточно узкий, а рынок кандидатов СЕО-1 – тем более. На таком уровне проверяется все, причем очень быстро. Причины ухода, как и достижения, всегда можно узнать у рекомендателей, уровень дохода проверяется по вашему НДФЛ или же анализу рынка. Понимаете, если компания хочет, скажем, директора по маркетингу за 150-250 тысяч, а СЕО говорит, что он стоит 800, это вызывает сомнения – слишком большая разница в окладе стратегических управленцев.
  5. Подготовка к встрече. Проехаться по магазинам, изучить историю компании, узнать рекомендации, посмотреть на продукт – это то, чем чаще всего пренебрегают, думая, что для уровня топов не столь важно понимание корпоративной культуры компании, сколько деньги, которые они смогут принести. Но не для всех компаний важны деньги. Многие ценят работу в команде, отношение к людям, а не только цифры. Не думайте, что, будучи топ-менеджером, вам не нужно предварительно изучать компанию.
  6. Внешний вид. Пункт опять же к изучению компании: зная, что весь топ-менеджмент ходит в костюмах, вы точно не придете на собеседование в джинсах. Изучите фотографии с сайта и из социальных сетей. Ничто не мешает вам узнать про дресс-код и у самого рекрутера в момент согласования удобного времени для интервью. Пандемия, кстати, безусловно внесла коррективы в процесс собеседований и пустила в нашу жизнь прекрасный Zoom ну или же теперь не такой прекрасный Яндекс. Телемост (но об этом не будем). Так вот даже в момент онлайн-собеседования вы должны выглядеть опрятно и ухожено. Рекрутерам не важно, какой у вас холодильник или цвет стен, им важно, как вы выглядите. И пожалуйста: если вы сидите с телефона, ставьте его на подставку, не держите его снизу! Так ваш ракурс будет куда более правильным:)
  7. Эмоциональное состояние. Мой совет кандидату, который только уволился с предыдущего места работы: отдохните. Усталость, отсутствие энергии и даже искры в глазах видно сразу. И каждый раз рекрутер думает: «А что же данный кандидат сможет привнести в нашу компанию в таком состоянии?».

Рубрика «вопрос-ответ»

Помните пункт про подготовку к интервью? Вы должны продумать ответ на каждый потенциальный вопрос рекрутера.

  • Основной вопрос, который точно будет на любом собеседовании, – «Почему вы решили уйти из компании?». В целом, почти каждая причина удовлетворит рекрутера, кроме увольнения по статье, но вы все равно должны отвечать уверенно.
  • Вторая категория вопросов – управление командой и работа в коллективе. Рекрутеры очень четко смотрят за тем, что вы говорите и как. Оценивают, сколько раз вы сказали «я», сколько – «мы». Идеально правильно ответа, потому что все зависит от компании. Но в целом, когда кандидат постоянно говорит «я», сразу становиться понятно, что все успехи команды он приписывает себе. Мы же понимаем, что на уровне топов – это скорее стратегическая история, это не про «делать ручками». При этом рекрутеру всегда важно понимать, насколько вы погружаетесь в процесс, насколько занимаетесь микроменеджментом.
  • Следующий вопрос – «Что именно вас мотивирует?». Не нужно заострять внимание на одном, всегда должно быть несколько факторов. Развитие, интересные задачи, желание справляться с трудностями, деньги, польза компании – в совокупности это все прекрасно, не стоит выбирать что-то одно.

Еще история – социально желательные ответы. Часто кандидат говорит то, что от него хотят слышать, но опытный рекрутер сразу это понимает, начиная копать глубже и задавая все более подробные вопросы.

А что насчет резюме?

Есть два момента, которые отталкивают практически сразу же:

  • Ctrl+C – Ctrl+V во всем функционале. Это сразу показывает, что вы не сильно замотивированы на поиск, ведь даже при составлении резюме вы решили чуть схалтурить.
  • Отсутствие функционала совсем.

Да, все мы понимаем, что вы топ-менеджеры, у вас есть более глобальные задачи, чем составление резюме, но сделайте хотя бы вид, что вам это нужно, что вы уделили хоть чуть-чуть своего времени, подумали, составили, написали. Сейчас не популярны огромные резюме на 4-5-6 листов, вам не нужно описывать все, что вы делаете, начиная прикладыванием пропуска в здании офиса и заканчивая моментом выхода. Вычлените свои ключевые обязанности и задачи и опишите их. Помните, что в каждой компании вас брали под определенные задачи, ведь везде разная стратегия, разное понимание бизнеса. Сделайте акцент на ключевых задачах, учитывая специфику отрасли и компании, в которой вы работали.

Отдельное внимание уделите глаголам, с помощью которых вы описываете достижения. Это сразу показывает то какой вы в работе – процессник или про результатник. Если вы претендуете на роль, например, главного аналитика или бухгалтера используйте процессные глаголы (вел учет, фиксировал, отмечал и др.), а если вам привлекательна роль, скажем, директора по продажам делайте ставку на глаголы, показывающие результат (увеличил, привлек, заключил и др.).

Сюда же – цифры в резюме. Они показывают, насколько глубоко вы погружаетесь в процесс. Рекрутеры, как и самые классные топы, общаются на языке цифр. Я не видела еще ни одного топа, который точно не мог бы сказать, насколько он увеличил выручку компании, так же как и ни одного бухгалтера, который не знал бы, сколько он вел юрлиц и какие процессы он улучшил. Оперирование цифрами – явный плюс на вашем собеседовании.

Наконец, структурируйте ваше резюме! Используйте абзацы, буллет поинты. В поисках топ-менеджеров рекрутер смотрит десятки резюме в день. Сплошной текст, из которого ты не можешь выдернуть нужную информацию, сильно отталкивает, ровно, как и отсутствие фотографии, возраста.

Иногда мешает и точное описание оклада. Молодые рекрутеры могут отсеивать только лишь по окладному признаку, не звоня кандидату, если его желаемый оклад не попадает в предлагаемую вилку. Хотя многие топы ради компании мечты готовы рассматривать и менее привлекательные варианты окладов.

Подводя итог: не думайте, что отбор на позицию топ-менеджера серьезно отличается от отбора на линейного сотрудника. Все так же важно ваше резюме и ваше поведение на собеседовании. Все-таки резюме – это самый первый путь отсева, если вы идете не по рекомендациям коллег. Уделите время составлению хорошего документа. А затем – следуйте рекомендациям из начала статьи.

1717
21 комментарий

"Но не для всех компаний важны деньги. Многие ценят работу в команде, отношение к людям, а не только цифры."
Розовая ахинея для вчерашних выпускников.
Для всех компаний важны деньги и в первую очередь деньги. Имея больше денег, можно попробовать больше различных вариантов, которые возможно принесут успех, либо взять топовых спецов на рынке.
Компания не может быть лидером без сильной команды - это аксиома, если конечно это не какая-то монополия, сила которой обеспечивается совершенно другими факторами, но и сильная команда там не нужна.
Когда в компании нет денег, начинается пиздешь про корпоративную культуру, команду и прочую хуйню.


"Пункт опять же к изучению компании: зная, что весь топ-менеджмент ходит в костюмах, вы точно не придете на собеседование в джинсах." вот тут интересно, это обусловлено чем-то или просто "главный сказал".

"Вы должны продумать ответ на каждый потенциальный вопрос рекрутера." - вообще плевать что там рекрутер себе надумает. На адекватных собесах зачастую как правило адекватные простые вопросы через которые и раскрывается профессионализм

«Что именно вас мотивирует?» вот именно из-за таких вопросов люди говорят: «Я не буду общаться с HR».

неужели навыки HR на столько слабы, что он не может понять мотивацию кандидата для поиска управленческого персонала.

14
Ответить

Точно подмечено про корп культуру)

3
Ответить

HR – неотъемлемый винтик в компаниис описанным выше подходом - скорее телеге пятое колесо, мнящее себя главной тяговой силой.
В каждом бизнесе своя корпоративная культура, своя иерархия принятия решений. Думать, что ради вас это могут поменять, – ошибка. Пытаясь перепрыгнуть через HR, вы заведомо ухудшаете себе карму на трудоустройство в компании. В поисках топ-менеджеров рекрутер смотрит десятки резюме в день.вы точно-преточно топами, а не миддлами занимаетесь?...

9
Ответить

+

Ответить

Окончательно превратили Hr в вахтеров. Нравится, не нравится, пропущу, не пропущу. К вакансии всегда составляются требования к сотруднику. Вот ни разу не встречал в требованиях к соискателю - умение составлять резюме или знать в чем ходит руководство и т.д.))) Что за художества от Hr?
С какой целью Hr добавляют что-то свое?
Мотивация кандидата? Так он уже пришел на встречу - какая еще мотивация нужна? Ему теперь нужна от вашей компании мотивация принять предложение о работе!!
Как кандидат рассказывает о себе - я или мы? Вы ищите специалиста или команду? Если специалиста - причем тут Мы?

8
Ответить

а мне теперь интересно, а как можно уметь в бигдату без вышки? хотя бы неоконченной.

Ответить

Как водится, «советы от HR» наполовину описаны с высоты башни HR.

Вопрос «Вы что не смотрели мое резюме?» — уже говорит, что к найму подошли поверхностно. Или кандидату был очень уж некорректно задан вопрос.

Вполне бывает, что «до меня было ужасно, а я сделал…», «я ушел и все развалилось…», «да этот собственник…», «одна коррупция…» — реальная ситуация. Я в некоторых бывал, как и многие, наверное тоже. (Хотя формулировка возможно могла быть и лучше.)

Почему-то все HR считают, что кандидаты должны готовится к встречам с ним. Хотя хорошие кандидаты могут иметь расписание, занятое только теми же собеседованиями так, что к ним серьёзно подготовиться просто нет времени.

Это же относится к резюме. Сначала: «Для нас не столько важно, что написано в вашем резюме, сколько то, как вы это рассказываете,» а потом: «Ctrl+C – Ctrl+V во всем функционале. Это сразу показывает, что вы не сильно замотивированы на поиск, ведь даже при составлении резюме вы решили чуть схалтурить.» Вы уж определитесь там, нужно ли вам «рассказывающее» резюме или нет. Хорошие соискатели — профессионалы в своей работе, а не в составлении резюме и прохождении собеседований.

Хотя многие топы ради компании мечты готовы рассматривать и менее привлекательные варианты окладов.

Обычно ищут «компании мечты» с «окладом мечты». Для того и ставят высокие оклады, чтобы им не звонили по каждой вакансией с зарплатой в три копейки. Иначе лучше вообще не ставить оклад для лучшего торга.

4
Ответить