Гибридный формат работы становится новой нормой в найме. С какими трудностями в управлении гибридной командой сталкиваются руководители, и что можно предпринять для их решения, рассказывает Татьяна Шараева, руководитель проекта Foodworking.Чем хорош удаленный и гибридный формат работыЗа два года пандемии рынок труда изменился. По результатам исследования портала Работа.ру, сегодня 15 % работающих москвичей трудятся из дома, и еще 5 % — частично из дома, частично из офиса.Если раньше во главу угла возводили сплоченность команды, то сейчас важнее непрерывность процессов. В 2020 году перевод части штата на удаленку был объективной необходимостью. Сейчас удаленный и гибридный формат сохраняют в компаниях, где как следует его распробовали. Для работодателей он может быть привлекательным по разным причинам.Снижение расходов на содержание офиса. Когда часть работников трудятся в офлайне, есть смысл переехать в помещение поменьше и не сливать бюджет на аренду помещения, которое уже не по карману.Экономия зарплатного фонда. Пандемия показала возможности оптимизации и в плане физического размещения работников, и во временном плане. Многих перевели не только на удаленку, но и на полставки.Больше возможностей в подборе кадров. Дистанционный найм расширяет воронку кандидатов. Можно включить в команду квалифицированных специалистов, которые отказались бы от работы офлайн из-за сложностей с транспортом. Меньше напряжения в коллективе. При постоянной работе в одном пространстве между сотрудниками неизбежно возникают конфликты. Они смещают фокус с общих целей на личные переживания и снижают эффективность команды.Разумеется, где есть плюсы, есть и минусы. Чтобы управлять командой удаленно, руководителю нужно менять подход, искать эффективные способы взаимодействия и контроля. Иначе коллектив просто развалится.Почему работник на удаленке менее продуктивенПо роду деятельности я сама много и часто взаимодействую с фрилансерами, индивидуальными предпринимателями и штатными специалистами на удаленке. Мы с командой проекта Foodworking проводили исследование и выяснили боли этой аудитории. Если обобщать, то все сводится к потере продуктивности из-за сложностей с организацией рабочих процессов дома.Могу подтвердить личным примером. У меня дома есть оборудованный кабинет для работы, но я редко остаюсь дома в будни. Меня отвлекают домашние животные — атмосфера дома абсолютно нерабочая.С точки зрения руководителя команды на удаленке могу выделить следующий ряд проблем в управлении.Сложности в организации встреч онлайн. Даже если заранее запланировать время планерки, приходится ждать, пока каждый подключится, решит проблемы с картинкой и звуком, угомонит ребенка, выпроводит собаку и т. д.Ограниченные возможности контроля. Когда сотрудник работает из дома, вы не можете контролировать его присутствие на рабочем месте по камере и быть уверены, что он занят делом, а не листает ленту в соцсети.Необходимость обеспечения рабочей среды. У многих нет условий для эффективной работы дома. Нет оргтехники или достаточно мощного компьютера, чтобы справляться с рабочими процессами. Они работают с ноутбуками на кухне, на диване, на подоконнике.Слабая корпоративная культура. Нетворкинг — важная социальная составляющая, которая делает сотрудников лояльными и настроенными на долгосрочные рабочие отношения. Чтобы поддерживать корпоративный дух среди удаленных работников, приходится больше вкладываться в атрибуты HR-бренда: отправлять подарки с символикой, устраивать выездные мероприятия и т. п. Во всем перечисленном выше картину можно несколько улучшить за счет сервиса Foodworking. Половина нашей команды работает из дома, но раз-два в неделю перемещаются с ноутбуками в рестораны. Этого достаточно, чтобы не закиснуть в домашней среде, оставаться креативными и продуктивными. Что можно сделать для работников на удаленкеFoodworking — это онлайн-платформа, в рамках которой мы организовали сеть коворкингов на базе ресторанов Москвы. Среди партнеров сервиса сеть ресторанов «Чайхона №1», ресторан Ruski и другие.Через сайт или мобильное приложение можно бронировать отдельные рабочие места, переговорные комнаты и залы для мероприятий. Фрилансеры могут делать это самостоятельно, а штатные удаленные работники — за счет компании, если она в свою очередь является партнером сервиса.В коворкинг-зонах ресторанов-партнеров Foodworking есть принтеры и канцелярские принадлежности — работать удобно.Что из этого можно взять управленцу для команды:альтернативные рабочие места — вы даете сотрудникам возможность сменить обстановку и отвлечься, при этом быть более сконцентрированными на рабочих задачах;организованное питание — при бронировании рабочего места предоставляется депозит на сумму брони, который сотрудник тратит на еду и напитки;пространство для встреч и нетворкинга — команда сотрудников может собраться на планерку или неформальный тимбилдинг;инструменты контроля — вы получаете точную информацию, кто из сотрудников, когда и сколько времени провел на рабочем месте;компонент соцпакета — вы можете включить Foodworking в ряд бонусов для действующих сотрудников и кандидатов на вакансии.Принцип сотрудничества довольно простой: компания открывает и пополняет корпоративный счет на платформе, предоставляет доступы и лимиты сотрудникам. Сотрудники могут сами выбирать заведения для работы. В конечном счете работа с Foodworking помогает усилить HR-бренд, способствует удержанию действующих и найму новых удаленных сотрудников.