Как развить продуктовое мышление у команды разработки

Как развить продуктовое мышление у команды разработки

В основном разработчики считают своей работой «написание кода», «добавление фич» или даже «закрытие задач в Jira» — иными словами, думают, что им платят за то, что они пишут код, а не за то, что этот код приносит деньги и пользу компании.

Долгое время в нашей компании мы думали, что такой подход является нормой. Задача фронт-офиса и продактов — общаться с пользователями и понимать, как и куда развивать продукт. Задача разработчиков — писать код. Всё стройно и понятно, роли распределены. Но в какой-то момент такой подход начал себя изживать и его пришлось пересмотреть.

В чем проблема:

  1. Разрыв контекста. Разработчики не понимают, что внезапный, и, по их мнению, не очень важный баг, который вылез на демо у sales-менеджера — это серьезная проблема, а не просто очередной дефект в беклоге.
  2. Команда разработки не думает о пользователях. Если не думать о пользователе, уронить продакшн на пару часов из-за кривой миграции — это просто уронить продакшн, а не три сорванных мероприятия у менеджеров, которые рассчитывали на то, что продукт будет стабильно работать.
  3. Процессы не соответствуют уровню развития продукта. В какой-то момент качество и стабильность фичей становится важнее скорости доставки кода.

Решение:

Если коротко, ключом к решению проблем, перечисленным выше, является переход мышления команды разработки от «код ради кода» к «код ради целей бизнеса», который подразумевает, что каждый сотрудник должен помнить: он часть бизнеса и продукта.

Это и называется «продуктовым» или «бизнесовым» мышлением: понимание того, что главная задача — развивать работу компании и улучшать продукт. Такая установка означает, что разработчик должен:

  • знать продукт и его предметную область;
  • понимать, кто пользуется продуктом;
  • разбираться в метриках продукта;
  • знать, в какую сторону растёт продукт и бизнес;
  • понимать, что делают другие команды в компании.

Зачем это бизнесу:

Бизнес получает вовлеченную команду, которая лучше перформит.

  • когда разработчики понимают, как и кто пользуется продуктом, они могут выбирать более правильные архитектурные решения;
  • product owner получает возможность советоваться с командой в вопросах реализации функционала;
  • проактивность возрастает. Когда команда понимает, что код — только часть ее работы, она начинает больше вовлекаться в то, чтобы генерировать и предлагать улучшения, которые не касаются кода напрямую;
  • полезные вопросы. Команда разработки начинает задавать продактам правильные, но неудобные вопрос из серии: «а где доказательства, что эта фича поможет нам вырастить ключевую метрику?». Это заставляет менеджмент заранее готовиться к таким вопросам просчитывать рентабельность предполагаемых решений.

Зачем это разработчикам

…или немного марксизма:

Маркс много писал об отчуждении. Отчуждение — это отрыв рабочего от результатов его труда и процесса производства. Человек работает, но не чувствует никакой связи с конечным продуктом своей деятельности: изо дня в день он завинчивает один и тот же болт на конвейере и не ощущает, что создаёт что-то большое, ведь его работа мала и однообразна. Он не видит смысла в работе — вся его деятельность сводится к провороту одного болта.

Экономическая часть проблемы, о которой писал Маркс, современных разработчиков затрагивает в меньшей степени: они имеют гораздо более высокий уровень дохода чем рабочие на заводах времен Маркса, а вот психологическая — очень даже: разработчики нередко не понимают смысл своего труда, не видят, как совершаемые ими действия влияют на продукт в целом. Если ваша работа сводится к выполнению потока задач из jira, если вы не знаете, зачем выполняется та или иная задача, а каждый новый день на работе такой же, как предыдущий, подумайте: сильно ли вы отличаетесь от того рабочего на заводе?

Продуктовое мышление и ощущение причастности заставляет команду разработки больше ценить и гордиться продуктом, а значит, чувствовать важность и смысл своей работы.

Что мы делали в VL

Как только мы осознали, что оторванность производства от бизнеса — это проблема, мы пошли её решать. Обсудили с менеджерами, собрали кейсы коллег из других компаний, привлекли HR отдел и организовали общий брейншторм. В итоге появились следующие нововведения:

  1. Начали приглашать разработчиков на кастдевы и демо. Просто афишируем в чате и зовем тех, кто хочет присутствовать. Ребята охотно отзываются.
  2. Начали проводить демо команды фронт-офиса/дискавери каждый месяц. Они, как и команда разработки, раз в спринт рассказывают, какая работа была проделана.
  3. По понедельникам весь фронт-офис приходит на митинг разработчиков, по пятницам — вся разработка на митинг фронт-офиса. Это помогает разным командам быть в контексте того, что происходит в другом кусочке продукта.
  4. Внедрили общие продуктовые метрики для команды разработки и продаж, регулярно обращаемся к ним на митингах, это помогает сохранять фокус внимания на том, что важно.
  5. Периодически проводим мероприятие, которое называется «Обратная связь от пользователя». Это встреча, на которую приходит обычный пользователь продукта и любой член команды может задать любой вопрос про его опыт использования продукта. Пользователь, в свою очередь, рассказывает что хорошо, а что можно улучшить.
  6. Начали вводить культуру клиентоцентричности. Фича больше не считается сделанной, если работает через раз, или если у нас нет уверенности, что она не отвалится через спринт.
Начали приглашать разработчиков на кастдевы и демо
Начали приглашать разработчиков на кастдевы и демо

Нам предстоит еще много работать в этом направлении, но первые шаги положены — это не может не радовать.

Почему этот путь — правильный?

Единая парадигма продуктового мышления помогает разным частям продукта быть более целостными. Это вызывает меньше рассинхронизации, а значит, меньше конфликтов. Всем понятны приоритеты и цели бизнеса, при этом бизнесу более понятны технические ограничения. Как итог: все счастливы и работают продуктивнее.

Маслов Дан
Product Manager
88
12 комментариев

какую лютую чушь я прочитал, вы просто украли мое время.
код ради кодавы точно не знаете о чем этот тезис.
«а где доказательства, что эта фича поможет нам вырастить ключевую метрику?».какие доказательства, але, зачем они прогеру? это бизнесу надо доказательства предъявлять, так как новая фича, это время прогера, а время прогера, как мы знает, не самое дешевое, а разработчик человек простой - ему деньги платят. за качественную реализацию кода с паттернами-хуяттернами. Если разрабу нравится ваша идея, он будет в продукт погружаться, а если вы делает гавно и даете много денег, он будет писать вам код.
знать продукт и его предметную область;што? лол. что у вас за прогеры? типа не зная класса, прогают в нем методы?

да много к чему можно придраться, статья ни о чем

отличная статья, отличные советы, идите лучше минералочки глотните

4

Бляя, нам тоже внедрили такую блевоту с демо, "но главное в технические детали не вдавайтесь, а просто расскажите как все хорошо".
Суть в том, что внедряторам таких идей тоже похер и на пользователей, и на продукт, и на разработчиков.
Им надо заебать вконец всех и заставить отчитываться каждый день и каждую неделю разным людям, а потом еще и делать красивое демо, пофиг правда это или нет, главное чтобы старшему менеджменту понравилось. А потом спрашивается, почему такое говно в проде.

Как итог: митинги и работа не соприкасаются и вообще идут своим чередом параллельно и не пересекаясь. Митинги про одно, а работа идет совершенно иначе, коммуникации уходят с митингов в подполье (потому что если огласить что-то на митинге, тебе назначат еще три других чтобы обсудить это и потом отчитаться). В итоге митинги не являются частью работы, они просто отжирают время.

Уважаемые менеджеры, почему вы наседаете на технических специалистов в балаболией. Надо вам нетехническое демо - пусть это проводит нетехнический пм, задрали.

А автору статьи надо показать, как выглядит у них в компании календарь старшего разработчика и сколько в день он реально работает.

это всё понятно, а почему такое говно в проде?