Держать в офисе нельзя релоцировать

Держать в офисе нельзя релоцировать

В постковидном мире, где многие IT-компании так и не вернулись с «удалёнки», запрет на работу из-за рубежа выглядит как минимум необоснованно.

Почему некоторые работодатели в 2022 году всё ещё не позволяют сотрудникам релоцироваться (даже за свой счёт) и работать дистанционно?

В первую очередь в голову приходят нюансы налогового и трудового законодательства РФ. Но на самом деле IT-сектор уже успел приспособиться к новой реальности — в сети подробно описан не один вариант «белого» оформления уехавших сотрудников.

В августе мы в NEWHR тоже провели прямой эфир о релокации сотрудников с приглашённым юристом трудового права.

Если осенью 2022 года IT-компания всё ещё отказывается отпускать людей за границу и нанимать новых дистанционных сотрудников, скорее всего, дело не в сложности оформления.

О двух главных причинах нелюбви работодателей к релокации — в этой статье.

Проблемы безопасности

Зачастую корни запрета на работу из-за рубежа в российских IT-компаниях кроются в информационной безопасности. К «удалёнке» (особенно трансграничной) обычно негативно относятся банки, телеком-корпорации, сервисы безопасности, криптопроекты.

Для бизнеса в этих сферах банальный взлом рабочего компьютера сотрудника — огромный риск. Одно дело защищать от продвинутых атак рабочие компьютеры в офисе компании, совсем другое — обеспечивать безопасный доступ для дистанционных сотрудников по всему миру.

Обоснованы ли эти страхи работодателей? К сожалению, да. Показательный пример — один из крупнейших в истории взломов криптосектора, произошедший в марте этого года:

  • Хакеры от имени несуществующей компании предложили работу senior-инженеру игры Axie Infinity.
  • «Наниматели» провели с «кандидатом» несколько собеседований и пообещали ему щедрое вознаграждение.
  • В конце концов инженер получил на почту PDF-документ с «оффером» — с его помощью взломщики и перехватили управление проектом и вывели со счетов Axie Infinity эквивалент 540 миллионов долларов в криптовалюте.

Можно ли минимизировать риски, отпуская сотрудников с рабочими ноутбуками из офиса? Разумеется, да.

Как минимум имеет смысл усилить отдел InfoSec. А в идеале — начать проводить регулярные тренинги для сотрудников: не только по информационной, но и по физической безопасности (например, «Как оценить ситуацию в гостиничном номере на предмет возможного физического взлома компьютера?»)

Идеологические причины

Есть и другая проблема, помимо безопасности: нам только кажется, что пандемия приучила всех к «удалёнке». На самом деле она временно вынудила компании работать дистанционно — это не повлияло на устоявшиеся парадигмы.

Зрелые компании с децентрализованной моделью управления легко перенесли переход в онлайн — и многие из них не планируют возвращаться к очному формату. Но более авторитарные работодатели предпочли вернуть сотрудников в офисы, как только это стало возможно.

Как выглядит компания, готовая к постоянной дистанционной, гибридной и даже асинхронной (когда сотрудники находятся в разных часовых поясах) работе?

  • Работодатель понимает, что люди по разным причинам могут предпочитать работу в офисе, полную или частичную «удалёнку» — и это не делает их хуже как специалистов.
  • Руководители умеют делегировать, оценивать сроки, описывать желаемый результат и «отпускать» сотрудников.
  • В компании отлажена система контроля с помощью реперных точек (промежуточных результатов).

Напротив, если руководитель хочет видеть сотрудников в офисе, потому что «они не могут работать без присмотра», дистанционный режим в этой компании в ближайшее время точно не приживётся.

Интересно, что консервативный подход часто встречается в отраслях IT, где «удалёнка» и так под запретом из соображений безопасности: в банках, телеком-сервисах, системах безопасности.

Перспективы развития IT-рынка

Несмотря на все риски, к 2022 году многие IT-компании окончательно перешли на полную «удалёнку» и даже асинхронную работу в рассредоточенных по миру командах. Хотим мы того или нет, норма на рынке смещается в сторону как минимум гибридных режимов.

Системы командной работы и информационной безопасности в ближайшие месяцы и годы будут стремительно развиваться и постепенно нивелировать риски удалённой работы. А значит, будет появляться всё больше вакансий для дистанционных сотрудников.

Что вы как работодатель в IT можете сделать прямо сейчас, чтобы обеспечить себе стабильный найм в перспективе?

Не сопротивляйтесь тренду на релокацию и удалённую работу — лучше возглавьте его:

  • Начните обучать команду удалённому взаимодействию.
  • Организуйте удобный софт для асинхронной работы.
  • Усильте информационную безопасность.

Какой бы ни была специфика вашего бизнеса, такой подход однозначно даст лучшие результаты, чем попытка удержаться в рамках устаревшей офисной парадигмы.

  • Чтобы не пропускать наши исследования и статьи, следите за анонсами в канале NEWHR

  • Много полезного для тех, кто нанимает людей, мы пишем в «Доказательный Рекрутинг»

  • Если вы находитесь в анонимном поиске работы — приходите в GeekJob

  • Ещё у нас есть канал с мемами про рекрутинг в IT (конечно же, с котиками) «Рекрутинг и жизнь»

  • А видео про рекрутинг, карьеру и зарплаты в IT смотрите на нашем канале в YouTube

  • Приходите читать, смотреть и комментировать

1313
6 комментариев

Странный пример взлома. Сейчас большинство взломов идут через социальную инженерию. Сотруднику пишут под видом отдела безопасности, hr или просто коллеги и запрашивают данные или просто ссылку кидают. Если компания большая, ты можешь и не знать свой он или нет. И не важно в офисе сотрудник или нет. Если офисе, то это чуть сложнее, но суть та же.
Нужно не только усилять информационную безопасность, но и обучать сотрудников не кликать в левые места и не скачивать сторонние файлы

2
Ответить

А как тогда работу искать на стороне?

1
Ответить

Странная статья. То есть тема актуальная но посыл странный. Рынок труда все таки рынок свободного волеизъявления сторон: работодателя и работника. То есть работодател сам исходя из требований к работнику, требований продукта, да пуст даже детской психологической травмы определяет условия работы. Работник абсолютно по тем же основаниям либо принимает условия, и трудоустраивается, либо просто ищет следующую вакансию. Что за инфантилизм: "Меня устраивают з/п и набор моих обязанностей, но вы ещё ДОЛЖНЫ разрешить работать удалённо, это МОЁ право"?

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Выглядит как крик обиды сотрудника компании, которого попросили вернуться работать в офис.

Ответить