Стоит ли нанимать бывшего предпринимателя в команду и для чего это нужно

Стоит ли нанимать бывшего предпринимателя в команду и для чего это нужно

Анастасия Овчаренко, директор департамента по подбору персонала для технологичных рынков компании «Контакт» (InterSearch Russia), о том, как работодатели относятся к бывшим владельцам бизнеса, где им рады и какие вопросы задаются при трудоустройстве.

За что не любят предпринимателей

В октябре мы опросили около 400 топов и собственников российских компаний, чтобы узнать, как строилась их карьера и куда они планируют двигаться дальше.

По данным исследования компании "Контакт" (InterSearch Russia), 25% опрошенных топ-менеджеров ушли в собственный бизнес, 13% планируют запустить стартап в ближайшем будущем, а 27% – управляли своим делом раньше, но в итоге закрыли его.

Я провожу по 2-5 собеседований в день, и каждый месяц встречаю минимум 1 бывшего владельца бизнеса. Возможно, он был бы рад вернуться в наемный менеджмент, но это оказывается не так просто.

Бывший предприниматель – это всегда множество вопросов, хотя главный только один: почему он бывший? Он выбрал плохую идею? Тогда он не самый умный стратег. Он не смог воплотить в жизнь отличную концепцию? Тогда он плохой операционный управленец. Он запустил успешный бизнес, продал его, а теперь готов идти работать по найму? Значит, он перенапрягся и хочет место поспокойнее? И он просто ленив и не будет у меня особо перетруждаться?

Да, работодатели очень настороженно относятся к бывшим бизнесменам. Людей предпринимательского типа гораздо сложнее контролировать и еще сложнее ими управлять. Экс-предприниматель может быть гораздо лучше своего начальника, потому что понимает, как функционирует бизнес в целом, а не только его конкретный блок. Поэтому многие работодатели просто боятся таких людей, особенно если не обладают достаточным опытом или просто сомневаются в своих компетенциях.

Хотя на самом деле бывшие предприниматели могут быть невероятно полезны компании. Во-первых, у них есть смелость: они рискнули или хотя бы попытались. Во-вторых, они хорошо представляют, как выглядит весь бизнес-процесс в целом, как все взаимосвязано в компании, и как движение одного департамента влияет на результат в целом. Это люди, которые не делят участок на «свою» и «чужую» зону ответственности, и в новых задачах готовы разбираться сами, до тех пор, пока не разберутся в них до конца. Предприниматель умеет и будет нести реальную ответственность за свой блок и результат.

Куда стоит взять предпринимателя

Нельзя однозначно сказать, где будут рады предпринимателям, а где нет. Крупные западные FMCG компании никогда не возьмут бывшего бизнесмена? А молодой стартап, создающий софт для бизнеса и получивший грант от «Сколково», только его и ждет? Конечно, нет.

Здесь многое зависит от самого нанимателя. Этот человек должен быть готов ко всем рискам сотрудничества: он понимает, что работник может задержаться у него ненадолго и уже обдумывает идею для нового бизнеса. Это сильный руководитель, который спокойно отнесется к иной точке зрения, даже совершенно противоположной о методах ведения бизнеса. Потому что предприниматель, пусть и бывший, – человек со своим сложившимся мнением, достаточно упертый и зрелый, и управлять таким сотрудником может только сильная личность. Слабый менеджер просто не сможет наладить с ним коммуникацию, и это будет история длиной в несколько дней.

Но если говорить о корпоративных ролях и должностях, то бывшие предприниматели однозначно будут полезны на всех направлениях, связанных с business development. Я имею в виду не коммерцию и продажи, а именно развитие бизнеса в широком понимании: привнесение дополнительных фишек в продукт, поиск новых ниш для сбыта продукта или услуги и т.п. Здесь предпринимательский ресурс работает на полную: бывшие собственники делали это ранее для своего бизнеса и понимают, что такое искать возможности. Они действительно хорошие BD-специалисты и коммерсанты. И даже совсем технические ребята все равно сталкивались с необходимостью продвижения своей идеи.

Другой хороший способ подружить бывшего собственника и компанию – предложить роль консультанта. В этом случае он сможет дать полезный опыт и при этом не быть супертоксичным для коллектива (тем более, если коллектив у вас слаженный и очень стабильный).

Какие вопросы задавать на собеседовании (и как на них отвечать)

  • В первую очередь, следует обязательно спросить о предыдущем опыте ведения бизнеса. Почему возникла идея? Откуда? Сколько времени кандидат ее вынашивал? Сколько времени готовился? Из ответов уже складывается первое впечатление: может быть, человек склонен к спонтанным и импульсивным решениям, и не факт, что завтра он не передумает и не уйдет запускать очередной мега-проект.
  • Какие ресурсы были? Откуда человек их брал? Это хорошо дает понять, на что кандидат способен и как мыслит. Он попросил деньги у родственника или воспользовался какими-то возможностями? Или искал сам, привлекал инвесторов? Или долго копил? Здесь нет правильного ответа, но есть понимание, какие методы скорее всего выберет человек и как будет решать те или иные задачи.
  • Какой итог всего этого? Почему решил продать бизнес? В какой момент собственник понял, что достиг потолка? И когда осознал, что опять хочет вернуться к работе в штате? Зачем ему это? Здесь важно выяснить основной триггер. Может быть, он не захотел наращивать бизнес, может быть, ему разонравилось заниматься этим направлением или он понял, что идея уже изжила себя? Хорошая история, когда кандидат продает бизнес на пике, инвестирует полученный капитал в другие компании, а сам хочет устроиться в хорошее место, чтобы претворять какие-то новые идеи в жизнь.
  • И наконец, почему бизнес не получился, если не получился? Что именно произошло и как человек отрефлексировал эту историю? Здесь важно не красоваться и не валить все на других: меня подвел партнер, рынок или страна («Ну вы же знаете, что в 2014-м году в России случилось?»). Это очень плохие ответы. Они не дадут работодателю никакой информации о том, что за человек перед ним сидит и не соскочит ли он. Важно отвечать открыто и честно называть причины. Очень хорошо, когда человек отрефлексировал свои проблемы: у него неудачный бизнес, и он понял почему это произошло. «Я не выстроил правильный диалог со своей командой, и она начала воровать у меня деньги», «Я не заложил подушку безопасности на случай, когда у меня разбегутся все сотрудники», «Я сам мало привлекал партнеров, думал, мне все сейлы принесут», «Я сам не погружался, я только контролировал планы» и т.п. Все эти ответы совершенно нормальные. Скажу банальность, но неудача может много чему научить человека. И если он отработал эту историю, понял, где у него были проблемы и как он готов с ними работать, то это очень круто. Я бы рекомендовала таких кандидатов своим клиентам.
1111
10 комментариев

"Важно отвечать открыто и честно называть причины" - никогда так не делайте. Уровень управленцев в российских компаниях таков, что у них в голове уже давно сложился образ человека который ему нужен(манямирок), любые подробности это шаги в сторону от этого образа. А учитывая что сейчас полно последователей БМ и аяза, он просто сам для себя решит что просто вы "нищеброд" и "недостаточно мотивированный и не целеустремлённый".
HR-ры даже в крупных компаниях, до сих пор ручки просят продать и решать тесты IQ скачанные с первого попавшегося сайта в интернете

9
Ответить

В статье набор стереотипов от типичного кадровика, который комплексует говорить на равных с профессионалом, по какой-либо причине оставшемся без работы.

Везде, где я появляюсь, я про себя оцениваю уровень работы персонала, с которым сталкиваюсь. Аэропорт, ресторан, почта, банк, брокерская компания, магазин, МФЦ, и тд, и тп. И часто, очень часто ловлю себя на мысли: «Как эти люди попали на работу?! Они же профнепригодны!» А вот именно собственники малого бизнеса, наиболее профессиональны, адекватны и клиентоориентированы.
Это всё, что нужно знать об HR-ах (кадровиках) и их тестах и методах оценки.

9
Ответить

"Экс-предприниматель может быть гораздо лучше своего начальника" - крайне актуально для России, где должности передаются по наследству или за минет

8
Ответить
Комментарий удалён модератором

Крупная масштабная зарплата Вам не интересна?

1
Ответить

По опыту работы с 4 бывшими предпринимателями скажу, что да, они лучше проявляют себя в развитии процессов и да, больше чем на полгода не задерживались.

4
Ответить

Вы им не стали предлагать даже небольшую долю в компании?

Без потенциала растить доход многократно и стать со-владельцем и не мечтайте что такие люди задержатся. Что там говорить про запад где сейчас каждому предлагают от опционов до реальных stocks, знаю примеры в Финляндии, когда менеджеру малого бизнеса дают долю по частям через вестинг и еще предлагают нередко выкупить дополнительно. Держать экс-предпринимателя только на зарплате - вы и получите полгода работы. Зарплата без доли должна быть такая, что человек не заработал бы ее в своем предыдущем бизнесе как минимум иначе это до первого случая свалить.

Конечно, деньги это не главная проблема, возможность реализации амбиций скорее важнее, но эти вещи неразделимы для таких людей. Как говорил Пол Грэм "Нормальный предприниматель не сможет проработать больше полугода в найме."


P. S. Мнение составленное из личного опыта в качестве экс-предпринимателя и ныне наемного сотрудника:)

1
Ответить