Из разработчика в технического директора: как команду из четырех человек вырастить в трайб
«Я начинал с команды из четырех человек, а в моменте в моем подчинении оказалось более 150 сотрудников. Было очень тяжело отойти от разработки и написания кода и начать делегировать эти задачи команде, но в итоге я смог адаптироваться и найти людей, на которых можно положиться». Так о своей должности говорит технический директор трайба «Электронная коммерция» в СБЕР ЕАПТЕКА Марат Бакиров.
Новая рубрика «Карьерный рывок» посвящена рассказам руководителей департаментов о себе и своем карьерном пути. Марат работает в СБЕР ЕАПТЕКЕ с 2016 года. За эти шесть лет он вырос от старшего разработчика до руководителя целого трайба.
Чем занимается технический директор трайб
СБЕР ЕАПТЕКА входит в список аккредитованных ИТ-компаний, а наш продукт относится к сфере электронной коммерции. Практически за все процессы работы нашего сервиса, как продукта, отвечают трайбы продуктовой разработки.
Трайб – это несколько команд, объединенных единой семантикой бизнес-процессов. Практически все поверхности, которых касается клиента в процессе заказа товаров для красоты и здоровья, разрабатывают команды трайба «Электронная коммерция». Наш трайб состоит из семи команд, разделенных на три направления – «Выбор покупки» (товары, каталоги и поиск), «Покупка» (корзина и чекаут), «Стратегические проекты» (витрины маркетплейсов и интеграции с медицинскими сервисами). Другими словами, большая часть того, что видит клиент — наша работа.
От Senior PHP developer до руководителя трайба
Я пришел в компанию еще в 2016 году на должность старшего разработчика сайта в команду разработки сайта, которая в то время состояла из четырех человек. В 2017 году, находясь все еще в роли разработчика, начал лидировать проект интеграции сайта «Пилюли.ру» в архитектуру Eapteka.ru. В то время мы были очень динамичным стартапом и существовали в условиях постоянной нехватки ресурсов, поэтому проект занял практически год. Команда начала постепенно расширяться в 2018 году — к нам присоединились люди, которые начали развивать рекламную и аналитические системы.
2020 год стал важным этапом жизни нашей команды – посещаемость нашего сайта возросла в несколько раз, а количество необходимых продуктовых изменений утроилось. Численность сотрудников тоже выросла – если в августе у нас была одна команда разработки сайта, то уже к декабрю мы трансформировались в пять кросс-функциональных команд. Именно в этот момент появилась острая необходимость в руководителе, который мог бы координировать разработчиков внутри департамента. На эту позицию назначили меня.
Справиться с этой должностью мне помог накопившийся управленческий опыт. Одно время я был директором интернет-магазина, потом руководил небольшой командой как разработчик, затем стал техническим директором в этом же небольшой веб-студии. После этого меня позвали в крупное диджитал-агентство, где я и познакомился с человеком, который в итоге привел меня в СБЕР ЕАПТЕКУ.
Каково быть руководителем большой команды
До начала работы в СБЕР ЕАПТЕКЕ я руководил командой не более четырех человек, а в прошлом году, в моменте, количество сотрудников в моем подчинении приблизилось к 180. Ранее я не имел опыта работы в таких больших командах и не работал над продуктом, которым ежедневно пользуются тысячи людей. Я учился отходить от точечных задач, как например, разработка и написание кода, и начать делегировать такие вещи в команды. За весьма короткое время (иногда методом проб и ошибок, без этого никак) мне удалось весьма быстро найти в команду надежных и сильных специалистов, выстроить рабочую систему управления и усилить каждый блок.
Сейчас в трайбе «Электронная коммерция» под моим управлением чуть больше 60 человек. Кроме работы над процессами в командах своего трайба, в мои обязанности входят некоторые более высокоуровневые задачи, например, координация работы технических директоров остальных восьми трайбов.
Принципы в управлении командой
Руководитель должен уметь слушать своих подчиненных, находить с ними общий язык, мотивировать и помогать преодолевать трудности, кроме этого постоянно приходится проводить групповые сессии, митинги и встречи. Мне всегда был близок подход «мягкой» силы, лидерства, когда ты своим примером показываешь коллегам, как делать правильно, а как — неправильно, делишься собственным опытом, при этом не заставляешь и не указываешь с позиции «я — начальник, ты — не прав». Я стараюсь всегда быть максимально откровенным с людьми. Возможно, иногда это переходит в излишнюю прямолинейность, особенно в общении с топ-менеджментом, но на мой взгляд, лучше сразу сказать правду, чем “заметать проблемы под ковер”.
Как сохранить work&life balance
Самое главное, что помогает мне удерживать баланс — это календарь. У меня полжизни в нем расписано. Причем не обязательно всегда работать в определенные часы — если я в какой-то момент не могу быть на работе, то отработаю этот слот потом, вечером или в выходной. И это правило работает не только для меня: любой сотрудник может отлучиться просто предупредив о такой необходимости. Ежеминутный контроль подчиненных создает недоверие и деструктивно влияет на рабочую атмосферу в команде.
Отдыхать от работы, даже если приходится поработать в выходной день, мне очень помогает спорт. Для меня бег — лучший “переключатель” с рабочего режима на личную жизнь. Отвлечься от работы и расслабиться мне также помогает хобби — сейчас я увлекаюсь фото- и видеосъемкой, обычно посвящаю этому большую часть выходных.
Starter pack хорошего руководителя
Ответственность
Чтобы занять управленческую должность в технической среде, человек должен не бояться ответственности. Понимать, что необходимо держать любое слово, касающееся бизнеса. Кроме того, нужно обладать очень широкой технической экспертизой. Например, когда я начал руководить всей разработкой в компании, первая же техническая проблема, с которой я столкнулся, оказалась за пределами моих компетенций – у нас “упал” сервер 1С. На тот момент я слабо разбирался в нюансах работы этой платформы, но в целом понимал, о чем идет речь и знал, что для решения подобных проблем нужна слаженная коллективная работа. В то время с коммуникациями было не все гладко и решением стал совместный вар-рум, в котором коллеги смогли оперативно найти решение.
Трезвая оценка своих компетенций
Человеку, который хочет достигнуть успехов в карьере, я бы посоветовал «быть, а не казаться». Как бы банально это ни звучало. Если я чего-то не знаю, как, например, было в случае с 1С, то открыто признаю это. Нужно адекватно оценивать границы своих знаний, не пытаться казаться более умным и осведомленным, чем ты есть на самом деле.
Больше дела, чем слов
Я рекомендую больше делать, чем говорить. Можно очень много рассуждать на тему, как хорошо запустить космический корабль в космос, а можно, построить стратегию, разработать план и начать реализацию с малого.
Способность контролировать эмоции
Способность сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях –– ценный навык. В кризисные моменты большая часть окружающих людей могут теряться, паниковать, прокрастинировать – и это нормально. Однако у меня в такие моменты срабатывает обратная реакция – это позволяет мне достигнуть очень высокой степени концентрации. Умение не поддаваться панике — важный и актуальный навык, особенно сегодня.