Часть корабля: чем команда отличается от группы наемников

IT — это всегда про идею. Все эти истории о стартапах в гараже имеют под собой общий мотив — мотивацию. Для создания по-настоящему крутого продукта недостаточно нанять профессионалов и ждать. Нужна команда людей, которые действительно хотят работать над проектом. Беда в том, что найти такой коллектив сложно, ведь сотрудники при этом должны быть еще и хорошими специалистами.

Проще говоря, нанять людей делать работу и собрать команду — это не одно и то же. Не стоит надеяться, что новые сотрудники будут так же вдохновлены вашей идеей, как вы. Но это не беда. Можно нанять профи и сделать из них команду. Что для этого нужно? Давайте разбираться.

Часть корабля: чем команда отличается от группы наемников

Оглавление:

На проект влияют все

Самое важное в построении вовлеченной команды — это дать понять, что сотрудники тоже влияют на конечный продукт. И речь не о качестве их работы. Каждый член команды может предложить изменения, и их примут, если идея будет хорошей.

«Да, идея всего продукта не моя, но я добавил эту функцию, которая нравится пользователям». Так гордость за часть может перенестись на целое. Такой подход поощряет участие, которое в свою очередь приносит свои плоды. Команда ищет новые, нестандартные решения там, где можно было пойти обычным путем. Только так в индустрии появляются инновации.

Команда, которая хочет сделать крутой продукт > Команда, которая просто выполняет заказ

Но учтите, чтобы изменения можно было внести на любом этапе разработки, команда должна работать по гибкой методологии. В каскадной модели сотрудникам намного сложнее вносить доработки в изначальный концепт продукта.

Открытый рабочий процесс

Незачем что-то скрывать от команды. Все сотрудники должны знать, какие решения принимаются по проекту и почему. Недостаток информации порождает догадки и слухи, которые не поддаются контролю. Все, что происходит с проектом, должно быть известно всем его участникам.

То есть не должно быть ситуации, когда продакт приходит и говорит: «Наше приложение будет управляться только жестами, я так сказал». Или еще хуже: «Так сказало начальство». В этот момент между сотрудниками и продуктом появляется барьер. Это больше не их разработка, в которую они готовы вложить силы и время. Это просто заказ, на который они никак не могут повлиять.

Если какое-то решение действительно приняли сверху, его нужно объяснить и донести команде, почему это лучший вектор развития проекта. В противном случае работники быстро станут безучастны и безразличны к продукту.

Также команде с первого дня должно быть ясно, что, зачем и для кого она делает. Нужно, чтобы все понимали, конкретно какую проблему решает ваш продукт. Да, вы не спасаете мир на работе, что дальше? Жизнь конечного клиента станет лучше от вашего продукта, и это нужно держать в уме.

Когда понимаешь, что делаешь что-то полезное, уже работается легче. Также важно видеть промежуточные результаты своей работы, чтобы не казалось, что трудишься зря.

Разные люди

Если вам кажется, что лучше всего с работой справятся тихие работяги, то на деле это может оказаться не так. Для эффективной работы команды она должна состоять из разных, а не одинаковых частей. У людей есть своя перспектива, и если у всех будет взгляд с одной стороны, продукт на выходе может получиться однобоким. Или вовсе зайти в тупик.

Например, когда все в команде думают о крутом функционале, кто-то должен подумать о комфорте пользователя. Людям с разными взглядами может быть сложнее образовать коллектив на первых порах, но со временем это решится. Не без помощи продакта, само собой.

Работа над идеей должна вестись короткими спринтами, быстро, но с фиксацией итогов в доступном источнике и обратной связью. Нужно сделать так, чтобы даже если идея не будет принята в работу, она была зафиксирована, оценена и ее сравнили с другими идеями.

Мотивация команды

Продакт-менеджер может сколько угодно быть вдохновлен проектом. Но чтобы передать свою мотивацию команде, придется постараться. Дмитрий Тимаков, заместитель директора по маркетингу ООО НТЦ «Приводная техника» поделился с нами несколькими правилами организации команды. Они помогут замотивировать сотрудников. Для эффективной работы над проектом нужно:

  • Чтобы команда разделяла ценности проработки и реализации этой идеи для общества и себя.
  • Поговорить с каждым членом команды в отдельности и узнать, что он может сделать для этого проекта. То есть выявить комфортные роли по Белбину и области компетенций.
  • Найти подходящее время и место для генерации идей. Например, выдернуть всех в пятницу из офиса в неформальную обстановку.
  • Разделить генерацию и подпитку, отсев идей.
  • Давать обратную связь после оценки каждой идеи.
  • Указывать на то боль клиента, и на то, как идея может им помочь
  • Ловить момент пока люди воодушевлены.
  • Стараться вовлечь и разговорить каждого, узнать мнение всех членов команды. Для этого нужно договориться о временном выключении отношений начальник-подчинённый.
  • Можно попробовать включить элемент соревновательности: конкурс, работа в малых группах.

Работа над идеей должна вестись короткими спринтами, быстро, но с фиксацией итогов в доступном источнике и обратной связью. Нужно фиксировать идею, даже если ее не взяли в работу, оценили и сравнили с другими идеями.

Чаще всего сплоченную команду не нужно мотивировать, чтобы она работала над идеей и сделала ее крутой. В нашей команде, работающей в медицинской сфере, основным мотиватором является то, что мы должны максимально качественно сделать свою работу, так как от этого зависит работа врачей и судьба их пациентов.

Антонина, руководитель проектного офиса, Infinnity Solutions

Прочный фундамент пирамиды потребностей

Никто не создаст шедевр на голодный желудок. Конечно, это преувеличение, но смысл остается. Очень сложно сфокусироваться на продукте, когда у тебя не закрыты базовые потребности. Не в том смысле, что есть нечего, но деньги имеют дурацкое свойство: их часто не хватает. Поэтому достойная оплата труда — это обязательный элемент для создания команды.

Часть корабля: чем команда отличается от группы наемников

Конечно, кто-то может и перепрыгнуть пару ступенек в мечтах о самоактуализации. Да и «достойная оплата» у всех разная. Поэтому сформулируем по-другому: нужно сделать так, чтобы у команды на уме не были одни только деньги.

Впрочем, финансовую мотивацию никто не отменял. Если вы хотите выдать премию за релиз в срок — пожалуйста. Но об этом лучше сообщить в начале работы над проектом.

Коллективная ответственность

Но не такая, что провинился один, а получили все. Такой подход точно не поможет сплотить команду, а наоборот: все будут винить друг друга. Нет, это не то, что нам нужно. Однако вот это чувство долга перед остальными может служить отличным мотиватором. В идеальной команде у всех хорошие отношения друг с другом. И в такой ситуации не сделать свои задачи = подвести своих друзей.

Чтобы добиться такой сплоченности, вместе нужно не только работать, но и отдыхать. Вылазки командой в общественные места — это простой, но действенный способ пообщаться с коллегами в неформальной обстановке. Правда сейчас все больше людей работают удаленно. В этом случае нужно что-то придумывать, но даже партейка-другая в «Свою игру» через Zoom поможет растопить лед и сплотить команду.

Ответственность распределяется по частям продукта, в соответствии с вкладом каждого члена команды. Нужно помнить о требованиях к продукту, о том, кто и как собирает, формулирует, фильтрует, расставляет приоритеты в разработке, как проверяют степень соответствия требованиям. Если кто-то на одном из этапов ошибся или закрыл глаза на несоответствия, то он ответственен перед командой в первую очередь.

Дмитрий Тимаков, заместитель директора по маркетингу ООО НТЦ «Приводная техника»

Регулярный фидбек

Нельзя работать в вакууме. Как минимум чисто физически. Но в информационном тоже. Зачастую работа над проектом — это долгий процесс, где даже промежуточный результат получаешь нескоро. Поэтому важно давать обратную связь сотрудникам. Отмечать успехи и разбирать неудачи. Это помогает получить оценку своей работе, что тоже своего рода результат. У каждого должно быть понимание того, что их труд полезен и важен.

Также важна обратная связь по продукту на разных этапах готовности. Ее может давать также продакт или заказчик. Она помогает корректировать курс развития проекта и понять, насколько успешно работает вся команда.

Чтобы сохранять дух команды, регулярно проводятся ретроспективы, неформальные встречи. Обязательным мероприятием являются one-to-one встречи, которые обычно дают больше возможности предоставить обратную связь друг другу.

Антонина, руководитель проектного офиса, Infinnity Solutions

Продакт как пример

Продакт-менеджер — самое ответственное лицо в команде. Он олицетворяет собой идею, которую нужно воплотить. Хочет он того или нет, но на него равняются остальные. Поэтому на этой должности важно проявлять те качества, что хочешь видеть в членах команды. Ведь как-то нечестно требовать от сотрудника чего-то, что сам не можешь сделать.

Мы выпускам продукты на регулярной основе и команды собирать приходится часто. Поэтому наши продакт-менеджеры создали для самих себя список правил, которых стараются придерживаться.

11 правил продакт-менеджера

Собрали правила наших продакт менеджеров в формате картинок. Также файл доступен в формате PDF.

Итого

Создание эффективной продуктовой команды — задачка не из легких. Нужно, чтобы одновременно сработало множество элементов. Тут может повлиять и человеческий фактор, и технические моменты, и внешние факторы. При этом успех почти полностью зависит от продакт-менеджера. Но если слушать своих коллег, быть открытым и внимательным к деталям, можно создать отличную команду.

И в тот момент, когда все детальки в этом механизме встанут на место, вы сможете разработать что-то по-настоящему классное.

Чем мы занимаемся?

2222
5 комментариев

но даже партейка-другая в «Свою игру» через Zoom поможет растопить лед и сплотить команду.

Подобные игры помогают не только сплотить команду, но и переключиться. Это крайне важно перед ретроспективой, особенно если спринт выдался тяжелым.

Иначе разговор часто сваливается в обсуждение конкретных задач. А на ретроспективе важно переключиться и сосредоточиться на команде, процессах, ощущениях, взаимодействиях. Важно выявлять общие или системные ошибки, а не проблемы в конкретных задачах. Задачи можно упоминать, если они являются наглядным примером, но не они являются целью обсуждения.

Для переключения мы использовали ряд своих онлайн игр на общение. Инструмент получился эффективным и мы сделали его публичным. Так родился https://salo.fun.

Советую попробовать.

5

Главное из статьи: "команда работает за идею, наёмники - за деньги, но никто из них не может создать классного продукта без духа и мотивации". Зачем платить больше? :)

1

Понравились способы мотивации команды и абзац про открытый рабочий процесс, но как в таком случае сделать так, чтобы руководитель проекта мог видеть все подробности выполнения проекта и заранее получать уведомление, например, о том, что сотрудник не справляется со своими задачами?

Мы пять лет назад пересмотрели гибкие методологии и переложили их на удаленный асинхронный формат работы команд еще до того, как это стало необходимо и популярно.

Так появилась роль Feature Owner-а (FO) - лидера команды в рамках конкретной задачи (роль постоянно передаваемая). Одна из задач FO - это информирование.

В информирование входит:
* Составление Road Map - верхнеуровневое представление этапов выполнения задачи.
* Итоги дня - регулярное (в конце рабочего дня) описание проделанной работы, возникших проблем и планов на следующий рабочий день.
* Follow up - фиксация договоренностей и изменений, которые возникли на звонках и встречах.
* Release - сообщение с описанием функциональности, которая попала на прод.

Т.е. для каждой задачи мы создаем 2 треда в Slack: флудилка - где идет основное обсуждение внутри команды (все обсуждения у нас публичные, а не в личках) и бизнес тред - где FO пишет информационные сообщения по прогрессу команды.

С помощью такого процесса информирования любой желающий может подписаться на сообщения бизнес треда и следить за прогрессом интересующей его задачи. Так, все будут в контексте и не будут переживать, даже если не участвуют напрямую в жизнедеятельности команды разработки. Это решает проблему информационного вакуума особенно для крупных задач, которые выполняются в течении нескольких спринтов.

Хочу заметить, что все вышесказанное не отменяет agile процессов и таких инструментов как task tracker. Тут скорее речь про то, что agile, task tracker, etc - это инструмент для команд и ИТ департамента. А информирование - это процесс коммуникации не только внутри команд, но и между отделами (Marketing, Sales, Customer Success, etc)

Подробнее о FO можно почитать тут: https://vc.ru/hr/141908-feature-owner-kak-my-sozdaem-effektivnye-komandy-junior-razrabotchikov-s-nulya

А тут я описывал процесс создания команд. Он успешно показал себя не только с junior командами, но и командами любого уровня в компаниях разного профиля. До сих пор активно используем и развиваем этот подход. https://vc.ru/hr/128298-kak-sozdat-effektivnuyu-komandu-junior-razrabotchikov-s-nulya-v-kratchayshie-sroki

1

Самый простой способ — гибкие методологии, они хорошо ложатся на такой рабочий процесс. Ежедневные короткие стендапы позволяют следить за общим прогрессом: если сотрудник каждый день говорить, что закроет одну и ту же задачку, то явно что-то не так.

Также общий прогресс можно увидеть в таск-трекере, вроде нашего Аспро.Agile: https://clck.ru/32XWM4 (:

Там и задачки видно, как двигаются, и трудозатраты можно посчитать, и затраченное время.