Женщин невыгодно нанимать из-за риска декрета? Развенчиваем миф

Женщин невыгодно нанимать из-за риска декрета? Развенчиваем миф

С каждым годом и в России, и в мире становится всё больше успешных девушек-карьеристок. Если раньше термин «яппи» обязательно означал молодого мужчину из топ-корпорации, теперь можно с лёгкостью употреблять его по отношению к девушкам. Показательная цифра: из 1400 подписчиков Your Career и Your Job, прошедших наш опрос, почти 550 – девушки (то есть почти 40 процентов).

Тем не менее, в русскоязычном интернете регулярно появляются посты о том, как те или иные работодатели опасаются брать на работу женщин из-за рисков ухода в декрет. Вот пример. Автор поста пишет следующее:

«Допустим, меня наняли построить отдел маркетинга, у нас план на год, пять и десять. Нужно найти маркетолога, его учить полгода, год сопровождать. Берём мы толковую барышню, через год она заявляет, что беременна, и сваливает в декрет. Даже если после родов быстро вернётся, есть вероятность, что ребёнок начнёт болеть, а мать, физически находясь на работе, будет думать только о нём. Ухудшатся ли показатели при таком раскладе? На 99% уверен, что да».

Пост набрал больше 30 тысяч просмотров и сотни одобрительных комментариев. Несмотря на то, что вся наша редакция состоит из мужчин, у нас, как говорится, бомбануло.

1. Мы не видели нигде точной статистики о том, как часто в среднем женщины на высоких должностях (тех, которые сложно заменить) уходят в декрет, но по опыту это происходит не так уж и часто. Многие женщины-карьеристки вообще не рожают детей, другие рожают, но выходят из декрета достаточно быстро. Также напоминаем, что во время декрета женщине платит НЕ работодатель, а государство (из фонда социального страхования), так что единственный ущерб для работодателя – это потенциальные проблемы из-за невозможности заместить должность.

2. В любой эффективной корпорации HR-политика налажена так, что при уходе любого сотрудника на его должность быстро находят либо человека из компании, либо внешнего кандидата. То же самое и при декрете. Сложности могут возникнуть только с топовыми должностями уровня С-Suite, но их достигают обычно люди минимум за 35-40 лет, и вероятность декрета в этом возрасте уже достаточно маленькая. Впрочем, хороший руководитель сделает так, чтобы его подчинённые смогли его заместить на несколько месяцев, и подключаться удалённо.

3. Небольшой риск убытков для работодателя в случае декрета сотрудницы всё же есть. Но вот что есть с другой стороны:

3.1. мужчины по статистике чаще уходят к конкурентам в поисках более высокой зарплаты и амбициозной позиции и т.д. Можно долго рассуждать, связано ли это с разницей в гендерной психологии или с большим социальным давлением на мужчин по сравнению с женщинами (в плане необходимости достижения финансового и социального успеха для социального одобрения), но факт остаётся фактом

3.2. мужчины по статистике получают более высокую зарплату по сравнению с женщинами на таких же должностях (феномен gender pay gap). Даже в самых передовых компаниях – вот неплохой материал от Bloomberg на тему. Разрыв по зарплате легко может достигать 10-30 процентов, а то и больше.

Причин у этого факта много: от сексизма со стороны работодателя до позиции общества, которое в меньшей степени «пушит» женщин завышать свои зарплатные ожидания по сравнению с мужчинами. С проблемой gender gap борются и пытаются выровнять этот разрыв, но пока он, безусловно, существует. И несмотря на то, что мы не одобряем такую дискриминацию, сумма этого разрыва однозначно «окупает» возможные расходы в случае ухода женщины в декрет. Так что единственный рациональный аргумент против найма женщин оказывается не соответствующим действительности.

4. Комментарий про то, что «если женщина выйдет из декрета, но ребёнок будет болеть, она будет думать только о нём и не сможет работать» даже комментировать не будем – как будто мужчина в такой ситуации не будет переживать и как будто женщины хуже мужчин абстрагируются от личного на работе. По нашему опыту, женщины-карьеристки, наоборот, зачастую намного лучше управляют своими эмоциями, особенно успешные карьеристки, которым пришлось неоднократно сталкиваться с сексизмом и закалять свой характер, карабкаясь по карьерной лестнице в обществе, считающем женщин глупее мужчин.

В общем, с таким же успехом можно не брать на работу молодых людей, потому что они по статистике тяжелее переживают расставания с партнёрами, чаще совершают самоубийства, болеют раком, получают инфаркты, разбиваются в автокатастрофах и так далее – список можно долго продолжать.

Надеемся, со временем все работодатели всё это поймут и дискриминации станет меньше. А пока, согласно отчёту PricewaterhouseCoopers, мировая экономика ежегодно теряет 5 триллионов долларов из-за недостаточной представленности женщин на рынке труда.

Команда телеграм-каналов Your Career, Your Job и Your HR

2020
42 комментария

Не знаю, все рассматривают какие-то суперкорпорации с невероятно эффективным HR. Но там почти и нет таких проблем.
А что с малым бизнесом?
А давайте посмотрим.
0. Вы нанимаете девушку, она полгода вникает в процессы. Полгода после - всё супер. Но вот она уходит в декрет.
1. Работа не стоит, надо нанимать ещё человека.
Вы нанимаете человека на эту позицию. Она называется декретная.
2. Как много хороших спецов пойдут на декретную позицию? Ответьте для себя сами.
3. Если позиция не декретная, и вы берёте хорошего спеца и он работает. Да, вы снова его полгода учите. Но куда деваться? Могла ведь и просто уволиться.
4. Декретница возвращается!
5. Уволить её? Получите от государства. Уволить нового сотрудника? Плати неустойку + порти себе репутацию (если мы говорим, что позиция не декретная). Тащить обоих? Может не быть такого бюджета.
6. Получаешь спеца с устаревшими знаниями, которого зачастую надо учить снова. И который будет часто брать больничные. И которого нельзя отправить в командировку.
7. Зачем мне, как собственнику, такие риски?
Ps В отделе две молодые девушки, прошу сообщать о беременности где-то на 0 месяце.

5

2. Как много хороших спецов пойдут на декретную позицию? Ответьте для себя сами.Тут работодатель тоже виноват, сам создает рынок, где ценится непрерывный стаж


6. Получаешь спеца с устаревшими знаниями, которого зачастую надо учить снова. И который будет часто брать больничные. И которого нельзя отправить в командировку.

натянуто, если человеку нравится его профессия, он будет следить за новостями в отрасли, да и не так быстро все меняется в большинстве сфер. Даже после анонса каких-то новых технологий, до их внедрения могут пройти годы.

6

замени в своих рассуждениях женщину на мужчину, а декрет на увольнение с уводом клиентов

и это будет более вероятная ситуация для малого бизнеса чем декрет

5

"В отделе две молодые девушки, прошу сообщать о беременности где-то на 0 месяце."

Диалог с утра:
- Александр Петрович, у меня вчера был незащищенный секс. Результатов пока нет, но хочу чтобы вы были в курсе.
- Спасибо за информацию Светлана.

1

Где обещанная статистика, мастридер? Единственная ссылка на статью блумберг. Я могу иметь любое мнение по вопросу, но что основная статья, что дисс в виде этой статьи это личное мнение авторов без статистики, пруфов и с одними только умозрительными рассуждениями. Зашквар.
ЗЫ:И хайпожорство на теме феминизма, простите, но это булшит бинго какое-то.

4

Вся эта статья это очень хорошо, но в реальности в школах нет половины учитилей, потому что женщины перед тем как забеременеть устраиваются в школу учителем, совершают зачатие, работают пару месяцев и уходят в декрет, и им совершено насрать на то что у детей не будет учителя в разгар учёбы, и естественно они об этом никого не предупреждают и поиски нового учителя в зависимости от города могут затянутся на пол года, а то и больше.

1