{"id":8743,"title":"Windows 11 \u043a\u0430\u043a \u0431\u0443\u0434\u0442\u043e \u0441\u043f\u0435\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u0440\u0438\u0434\u0443\u043c\u0430\u043d\u0430 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=8743&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321661-windows-11-krupneyshee-obnovlenie-os-za-poslednie-gody-vot-sem-glavnyh-izmeneniy-dlya-razrabotchikov&placeBit=1&hash=d495e1d882b51d6292fe6890650d751b0e17946139a3969ed4a20428c6a17cc8","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
Marina Izmailova

Как системный подход делает результат творческой команды предсказуемым

Есть два популярных способа организовать работу команды: пустить процесс на самотек или стоять с палкой за спиной, чтобы творческая личность сдала работу в срок. Оба они провальные.

Какое-то время назад, когда клиенты говорили, что мы в бюро ARCHWOOD занимаемся творчеством, мне становилось не по себе. Иногда даже тянуло их переубедить: в этот момент я была поглощена разработкой системы, которая как раз задала бы рамки нашей безудержной творческой энергии.

Система VS Творчество

Конечно, я ошибалась. Авторский дизайн-проект или уже реализованный интерьер – итог творческой работы. Потому что, с одной стороны, клиенты не придумали бы подобное решение самостоятельно, а с другой, я уже понимала, что за этим результатом стоит: внутренняя машина, которая собиралась по частям долгое время.

Строя систему, я изучала управление проектами. Но внедрение процессов из классического проектного управления периодически приводило к передавливанию (на пустом месте), и тогда вставала иная задача – не убить мотивацию команды, не поранить тонкую психику талантливого сотрудника. Выяснялось (хотя я догадывалась на своем примере), что творческие люди в разы чувствительнее к каким-либо рамкам, чем остальные, и личная мотивация у них может быть довольно необычной. «Макдоналдс» тут сложно построить. Так в чем вообще проблема?

В общепринятом понимании творчество – это нечто спонтанное, нелинейное и (о ужас!) непредсказуемое… В работе дизайн-студии, где нужно постоянно поддерживать заданное качество проектов, да еще и соблюдать дедлайны, непредсказуемость равна неуправляемости, а это, в свою очередь, может привести к срыву сроков или снижению качества в целом.

Сегодня у дизайнера есть вдохновение – получился шедевр. А если завтра или в течение следующих двух недель его не будет? А если это не отдельный художник или архитектор, а целая команда, которая должна работать без сбоев? Ни один клиент не захочет, чтобы именно на его проекте дизайнер решил отдохнуть и порефлексировать, не говоря уже о том, чтобы выдержать рентабельность проекта. Потому отпустить созидательный процесс не получится. Лишь единицы творческих людей могут успешно контролировать себя сами и работать как часы. Реально ли вообще сделать результат в творческой сфере предсказуемым?

Если посмотреть на любой вид искусства, в котором взаимодействуют люди, это всегда система с заготовками, планами и продуманными подстраховками, иначе плохое настроение или ошибка одного человека может уничтожить результат команды.

Тем более работа в сфере искусства не может быть творческой от начала и до конца, как многим кажется. В реальности она состоит из моментов озарения, после которых идут часы работы, допиливания и переделывая. И в процентном соотношении, конечно, работы больше. Чем выше уровень мастера, тем тщательнее он шлифует результат.

Лучший пример – постановка балета. Зритель, который приходит на представление, видит из зала волшебные образы, но для артистов на сцене работает жесткая машина, где каждое движение расписано по секундам. В моменте солисты вкладывают свое видение и душу, но каждое их па – часть отточенного сценария, который годами и практически без сбоев соблюдается от представления к представлению.

Проектное управление в креативных командах

Получается, творческую работу можно сделать предсказуемой, если разбить весь процесс на небольшие задачи, прописать общую логику взаимодействия членов команды и собрать между собой в нужном порядке. Так ведь это обычное проектное управление. Почему же оно намного хуже работает в креативных командах?

Любой сложный продукт, такой как дизайн-проект, – это всегда система, которая состоит из моментов озарения и часов работы. Задача системы – поддерживать работоспособность художника, задавать направление, помогать быть собранным, Но (!) ни в коем случае она не должна вытеснять его, лишать пространства для реализации или превращать в дойную корову, иначе волшебство авторской идеи уйдет и творческий человек превратиться в посредственного ремесленника.

Теперь пара лайфхаков, которые помогли мне добиться системной работы креативной команды.

Во-первых, важно доказать на практике творческому сотруднику, что система – его друг, а не враг. Это помощник, на которого он может опереться и не тратить энергию на запоминание множества фактов и отслеживание хода проекта, а спокойно идти от задачи к задаче.

На практике это хорошо работает. Ответственный человек всегда боится что-то не успеть или забыть, волнение съедает энергию, а система берет на себя эту заботу, решая задачи личного агента. Взамен творческий сотрудник должен потратить 10 минут в день на выполнение несложных операций и заполнение отчетности. Согласитесь, не такая уж высокая цена за спокойствие.

Во-вторых, важно изначально задать нужный рабочий темп и не снижать его. Существует ряд клише, связанных с художниками в любых сферах, которые сидят и ждут вдохновения неделями. Вдохновением можно и нужно учиться управлять. Да, иногда оно может посетить вас в самом неожиданном месте и в не совсем удобный момент, а иногда приходит во время работы. Но чем чаще и быстрее вы входите в нужное состояние, тем легче оно придет в следующий раз.

Вдохновение – это мышца. В какой-то момент творческий человек может прокачаться настолько, что входит в нужное состояние за минуту и может увлеченно работать в нем долгое время.

И в-третьих, самый важный момент, который относится практически ко всем, – это классическая смена деятельности, которую тоже можно зашить в общий процесс. В работе архитектора есть более творческие этапы, такие как создание первой концепции, стилевого и цветового решения, и технические, например, проработка чертежей или узлов. Переключение между противоположными задачами и полушариями мозга позволяет восстанавливать силы и энергию и не превращать созидательный процесс в рутину. Поэтому при управлении загрузкой важно предусмотреть смену деятельности, чтобы креативная часть работы разбавлялась технической.

Точки контроля

Никто уже не хочет быть винтиком в большой машине, когда грядет время индивидуальностей и личного пространства. Каждый хочет быть творцом, но не каждый может себя заставить работать и развиваться в современном темпе. И здесь поможет системный подход.

Вот небольшой чек-лист относительно того, что обязательно нужно контролировать:

  • Разбить сложный процесс на повторяющиеся регулярно этапы и задачи, даже если они творческие, и описать их для сотрудников.
  • Внедрить максимально простой учет времени, потраченного на задачи по конкретному проекту. Это позволит наглядно увидеть, где сотрудник подвисает, а также просчитать рентабельность не только всего проекта, но и отдельной задачи. Возможно, вы обнаружите, что стоит пересмотреть порядок действий в целом.
  • Внедрить платформу управления проектами и задачами на ваш выбор. Мы после нескольких переездов мы остановились на Basecamp 3.
  • Ввести за правило написание плана на день и неделю для каждого сотрудника, а также минимального отчета в конце дня и недели по выполненным задачам и потраченному времени. Важно, чтобы сотрудник заполнял данные сам, а вы или руководитель направления контролировали процесс. Можно попросить скидывать работу в папку в конце дня в состоянии «как есть сейчас».
  • Все, что вы объясняете больше одного раза, должно быть постепенно описано в небольших инструкциях или видео, которые будут храниться в общей базе знаний. Это поможет быстро включиться в работу новому сотруднику при вашем минимальном участии.
  • Внедрить управление загрузкой по сотрудникам и проектам, чтобы вы наглядно видели весь процесс и могли предупредить аврал.
  • Если команда достигла численности, при которой возможна путаница с зонами ответственности, стоит внедрить таблицу ответственных (RACI). Там участники смогут наглядно увидеть логику взаимодействия в разных ситуациях.

К минусам внедрения системного подхода можно отнести то, что прописывание документов займет ваше время. Но это делается постепенно, по мере роста команды или усложнения проектов. Из приятных моментов: каждая инструкция или форма в будущем освобождает часть вашего времени, то есть у вас намного больше шансов не увязнуть в операционке.

Важно не стать маньяком процессов и не разводить лишнюю бюрократию. Старайтесь внедрять только то, что действительно нужно вашей команде сейчас, пишите простым понятным языком, так, как вы привыкли общаться внутри, и оставляйте возможность сотрудникам влиять на процессы. Любое нововведение лучше тестировать вместе, обсуждать результат и корректировать. Процессы, которые не спущены сверху, а написаны в соавторстве с командой, могут органично работать в любой творческой сфере, не нарушая личное пространство художника.

А какой опыт работы с творческими людьми был у вас? Или вы сами часть креативной команды? Какие приемы вы используете?

0
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

очень интересно было бы узнать, как так "прокачать мышцу" вдохновения, чтоб включаться в творческий процесс по собственному повелению, а не ждать вдохновения извне?

1

Как я понял из статьи, надо вовремя переключаться.

Мне зашла мысль, что надо систему ощутить своим помощником, а не врагом.

1

Роман, да, это ключевой момент.

1

есть специальные методики, упражнения, направленные на развитие креатива. вся суть в постоянной практике. тогда мозг привыкает к постоянной нагрузке и необходимости генерить идеи. и стрелять эти идеи начнут вам в голову чаще, чем раз от раза ждать пока осенит))

0

Комментарий удален

Елизавета, согласна!

0

Анастасия, спасибо за вопрос. Регулярной фокусировкой, но это лично мой опыт. И наблюдением за собой: в каком месте, в каком состоянии и в каком настроении к вам чаще приходит озарение. У меня, например, место силы - машина, когда я еду по трассе. Качество мыслей и идей совсем другое сразу, как будущностей-то включается кнопка. У каждого свой способ и место.

0

Интересно... стоит попробовать и понаблюдать за собой. Спасибо за ответ!)

0

Дааа, художника может обидеть каждый :) А вот найти подход и мотивировать...

1

О, Да!

0

Спасибо за понятную и структурированию статью, Марина!
Отличие человека не творческого от человека творческого - заключается лишь в том, что последний себя таковым считает, а первый нет. И если опираться на данную аксиому, то получается, что коллектив в любом бизнесе может быть творческим или не творческим (в зависимости от того каким себя считает) и законы управления в каждом из них будут одинаковы. В моей практике мало встречалось людей, которые готовы из года в год следовать одним и тем же правилам. С развитием и ростом Бизнеса правила всегда меняются, остаётся среда, которую создаёт руководитель-собственник. И на мой взгляд, описанные в этой статье инструменты - это часть среды, которую создаёт собственник для развития каждого члена коллектива, потому что они не только помогают руководителю управлять коллективом, но они помогают и самим сотрудникам чувствовать себя частью творческой команды, которая нацелена на результат👍 Я много лет работаю в медицине и вопреки стереотипу, что все врачи жесткие прогматики, - более творческих и чувствительных людей чем врачи я не встречала 😊Особенно прекрасна в этой статье идея «Базы знаний» - это палочка-выручка любого собственника🤗
Марина удачи Вам! И ещё раз спасибо за прекрасную статью))Ждём новых статей!

1

Вам хочется думать что "Мышца".
Это совокупность огромного кол-во состояний, обстоятельств в которых вы находитесь и случайности когда вид погнутой скрепки как ключ открывает набор ассоциаций и разогревает фантазию в нужном направлении. Но проблема в том , что ты не знаешь какой именно ключ подойдёт сейчас.
Все остальное вам описанное , обычная проработка рабочего процесса, возможно эффективна , но ни как не связана с творчеством!

0

Руслан, спасибо за интересный комментарий. В статье описан мой личный опыт и опыт моей команды. Я понимаю, о чем вы. Но мы исходим из того, что человек в принципе творческий, знает свои "входы" в правильное состояние. Дальше нужно регулярное усилие, которое поможет ему делать это быстрее. Многие авторы и художники используют подобные приемы. Например, пишут по 1 странице в день. На практике это работает. Опыта превращения не творческого человека в творческого у меня пока нет, к сожалению.

0

Правильные вещи написаны в статье, как творческий человек могу сказать - когда в компании творческих специалистов грамотно направляют в нужное русло это очень здорово, но из-за человеческого фактора очень сложно направлять без перегибов.

Как правило, всё хорошее упирается в хороших (но не отличных) ПМов/тимлидов, коих большинство, и которые начинают перегибать палку, либо в сторону полной свободы (редко), от чего у сотрудников развивается креативная лень, либо наоборот в сторону жесткой системы с рамками(почти всегда), выбивая творчество из сотрудников как пыль из ковра, в итоге падение производительности, креатива и выгорание.

Баланс легко поддерживать когда есть маленькая фирма типа "собственник-директор + 1ПМ+ 5-10 сотрудников". Когда же речь идет о больших коллективах - тут уже другая проблема. Не "как управлять креативностью сотрудников", а "как добиться того чтобы ПМы проектных команд грамотно управляли креативностью своих сотрудников". На практике это почти нереально, если есть 2-3 отдельных команды, вероятность того что как минимум 1 из 3-х тимлидов/ПМов будет перегибать палку в ту или иную сторону, убивая процесс - 99.9%+.

0

В целом, Марина, ты права.Творчество - это не линейный, но всё же процесс. Если у "творческого человека" в голове ничего долгое время не происходит, то его следует отправить отдохнуть. Кроме ритма конвейера, неестественного для человеческой природы есть ещё ритмы смены суток. После работы в ритме конвейера человек может и остановиться надолго. Есть такой синдром хронической усталости (неврастения). Это можно контролировать самому сотруднику, не доводить до этого, и процесс не будет останавливаться)

0
Читать все 14 комментариев
Документы сгорели, а главный свидетель выпал из вертолёта: история золотого месторождения, стоившего акционерам $3 млрд Статьи редакции

Проект разработки «крупнейшего золотого месторождения» компанией Bre-X на острове Борнео оказался мошенничеством на миллиарды долларов, за которое так и не смогли никого наказать.

Команда Bre-X на Борнео, около 1997 года, слева направо: менеджер участка Джером Альто, старший вице-президент Джон Фельдерхоф, менеджер по разведке Майкл де Гузман и геолог Сезар Пуспос Сalgary Herald
Теория тупости: как немецкий пастор нашёл объяснение мирового порядка

И вскоре отправился в концлагерь.

Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

Кнопка 112 — приложение с определением адреса и большой кнопкой вызова
"Тестировщик" – это просто
Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

@АнтиспамБот — когда ты реальная заноза в з@днице, или как давали отпор «П0шлым_Дев4енкам»

Прошло меньше двух недель с того дня, как в статье на vc.ru я рассказал про @antispamname_bot, предназначенный для борьбы со спамом в никнейме юзеров телеграмма вида «PEАЛЬНЫЕ_ZНAКОМСТVА» и «ПОИСК_PAPTHЕRОV».

Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Как команде расставить приоритеты, когда всё кажется важным

Мы в WEEEK часто ошибались с приоритетами — брались не за те задачи, постоянно всё пересматривали, путались и т. д. Отчасти из-за этого хаоса мы работали в реактивном режиме — действовали «по обстановке», а не «по плану». Это довольно обычное дело для стартапа, но наша-то цель — помогать людям и командам приводить свои дела в порядок. Поэтому мы…

Истории поиска product/market fit от основателей Netflix, Uber, Airbnb и других успешных компаний Статьи редакции
null