{"id":13758,"url":"\/distributions\/13758\/click?bit=1&hash=2e8fbaa3bf90573ffccd5ba50e92f317e1b2150766c409b747f9bc25b4cf1eb8","title":"\u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u043f\u043b\u0435\u0439\u0441 \u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433 ","buttonText":"\u042d\u0442\u043e \u043a\u0430\u043a?","imageUuid":"06dd1ba1-1f1b-50d7-87e0-bba4328182c5","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как системный подход делает результат творческой команды предсказуемым

Есть два популярных способа организовать работу команды: пустить процесс на самотек или стоять с палкой за спиной, чтобы творческая личность сдала работу в срок. Оба они провальные.

Какое-то время назад, когда клиенты говорили, что мы в бюро ARCHWOOD занимаемся творчеством, мне становилось не по себе. Иногда даже тянуло их переубедить: в этот момент я была поглощена разработкой системы, которая как раз задала бы рамки нашей безудержной творческой энергии.

Система VS Творчество

Конечно, я ошибалась. Авторский дизайн-проект или уже реализованный интерьер – итог творческой работы. Потому что, с одной стороны, клиенты не придумали бы подобное решение самостоятельно, а с другой, я уже понимала, что за этим результатом стоит: внутренняя машина, которая собиралась по частям долгое время.

Строя систему, я изучала управление проектами. Но внедрение процессов из классического проектного управления периодически приводило к передавливанию (на пустом месте), и тогда вставала иная задача – не убить мотивацию команды, не поранить тонкую психику талантливого сотрудника. Выяснялось (хотя я догадывалась на своем примере), что творческие люди в разы чувствительнее к каким-либо рамкам, чем остальные, и личная мотивация у них может быть довольно необычной. «Макдоналдс» тут сложно построить. Так в чем вообще проблема?

В общепринятом понимании творчество – это нечто спонтанное, нелинейное и (о ужас!) непредсказуемое… В работе дизайн-студии, где нужно постоянно поддерживать заданное качество проектов, да еще и соблюдать дедлайны, непредсказуемость равна неуправляемости, а это, в свою очередь, может привести к срыву сроков или снижению качества в целом.

Сегодня у дизайнера есть вдохновение – получился шедевр. А если завтра или в течение следующих двух недель его не будет? А если это не отдельный художник или архитектор, а целая команда, которая должна работать без сбоев? Ни один клиент не захочет, чтобы именно на его проекте дизайнер решил отдохнуть и порефлексировать, не говоря уже о том, чтобы выдержать рентабельность проекта. Потому отпустить созидательный процесс не получится. Лишь единицы творческих людей могут успешно контролировать себя сами и работать как часы. Реально ли вообще сделать результат в творческой сфере предсказуемым?

Если посмотреть на любой вид искусства, в котором взаимодействуют люди, это всегда система с заготовками, планами и продуманными подстраховками, иначе плохое настроение или ошибка одного человека может уничтожить результат команды.

Тем более работа в сфере искусства не может быть творческой от начала и до конца, как многим кажется. В реальности она состоит из моментов озарения, после которых идут часы работы, допиливания и переделывая. И в процентном соотношении, конечно, работы больше. Чем выше уровень мастера, тем тщательнее он шлифует результат.

Лучший пример – постановка балета. Зритель, который приходит на представление, видит из зала волшебные образы, но для артистов на сцене работает жесткая машина, где каждое движение расписано по секундам. В моменте солисты вкладывают свое видение и душу, но каждое их па – часть отточенного сценария, который годами и практически без сбоев соблюдается от представления к представлению.

Проектное управление в креативных командах

Получается, творческую работу можно сделать предсказуемой, если разбить весь процесс на небольшие задачи, прописать общую логику взаимодействия членов команды и собрать между собой в нужном порядке. Так ведь это обычное проектное управление. Почему же оно намного хуже работает в креативных командах?

Любой сложный продукт, такой как дизайн-проект, – это всегда система, которая состоит из моментов озарения и часов работы. Задача системы – поддерживать работоспособность художника, задавать направление, помогать быть собранным, Но (!) ни в коем случае она не должна вытеснять его, лишать пространства для реализации или превращать в дойную корову, иначе волшебство авторской идеи уйдет и творческий человек превратиться в посредственного ремесленника.

Теперь пара лайфхаков, которые помогли мне добиться системной работы креативной команды.

Во-первых, важно доказать на практике творческому сотруднику, что система – его друг, а не враг. Это помощник, на которого он может опереться и не тратить энергию на запоминание множества фактов и отслеживание хода проекта, а спокойно идти от задачи к задаче.

На практике это хорошо работает. Ответственный человек всегда боится что-то не успеть или забыть, волнение съедает энергию, а система берет на себя эту заботу, решая задачи личного агента. Взамен творческий сотрудник должен потратить 10 минут в день на выполнение несложных операций и заполнение отчетности. Согласитесь, не такая уж высокая цена за спокойствие.

Во-вторых, важно изначально задать нужный рабочий темп и не снижать его. Существует ряд клише, связанных с художниками в любых сферах, которые сидят и ждут вдохновения неделями. Вдохновением можно и нужно учиться управлять. Да, иногда оно может посетить вас в самом неожиданном месте и в не совсем удобный момент, а иногда приходит во время работы. Но чем чаще и быстрее вы входите в нужное состояние, тем легче оно придет в следующий раз.

Вдохновение – это мышца. В какой-то момент творческий человек может прокачаться настолько, что входит в нужное состояние за минуту и может увлеченно работать в нем долгое время.

И в-третьих, самый важный момент, который относится практически ко всем, – это классическая смена деятельности, которую тоже можно зашить в общий процесс. В работе архитектора есть более творческие этапы, такие как создание первой концепции, стилевого и цветового решения, и технические, например, проработка чертежей или узлов. Переключение между противоположными задачами и полушариями мозга позволяет восстанавливать силы и энергию и не превращать созидательный процесс в рутину. Поэтому при управлении загрузкой важно предусмотреть смену деятельности, чтобы креативная часть работы разбавлялась технической.

Точки контроля

Никто уже не хочет быть винтиком в большой машине, когда грядет время индивидуальностей и личного пространства. Каждый хочет быть творцом, но не каждый может себя заставить работать и развиваться в современном темпе. И здесь поможет системный подход.

Вот небольшой чек-лист относительно того, что обязательно нужно контролировать:

  • Разбить сложный процесс на повторяющиеся регулярно этапы и задачи, даже если они творческие, и описать их для сотрудников.
  • Внедрить максимально простой учет времени, потраченного на задачи по конкретному проекту. Это позволит наглядно увидеть, где сотрудник подвисает, а также просчитать рентабельность не только всего проекта, но и отдельной задачи. Возможно, вы обнаружите, что стоит пересмотреть порядок действий в целом.
  • Внедрить платформу управления проектами и задачами на ваш выбор. Мы после нескольких переездов мы остановились на Basecamp 3.
  • Ввести за правило написание плана на день и неделю для каждого сотрудника, а также минимального отчета в конце дня и недели по выполненным задачам и потраченному времени. Важно, чтобы сотрудник заполнял данные сам, а вы или руководитель направления контролировали процесс. Можно попросить скидывать работу в папку в конце дня в состоянии «как есть сейчас».
  • Все, что вы объясняете больше одного раза, должно быть постепенно описано в небольших инструкциях или видео, которые будут храниться в общей базе знаний. Это поможет быстро включиться в работу новому сотруднику при вашем минимальном участии.
  • Внедрить управление загрузкой по сотрудникам и проектам, чтобы вы наглядно видели весь процесс и могли предупредить аврал.
  • Если команда достигла численности, при которой возможна путаница с зонами ответственности, стоит внедрить таблицу ответственных (RACI). Там участники смогут наглядно увидеть логику взаимодействия в разных ситуациях.

К минусам внедрения системного подхода можно отнести то, что прописывание документов займет ваше время. Но это делается постепенно, по мере роста команды или усложнения проектов. Из приятных моментов: каждая инструкция или форма в будущем освобождает часть вашего времени, то есть у вас намного больше шансов не увязнуть в операционке.

Важно не стать маньяком процессов и не разводить лишнюю бюрократию. Старайтесь внедрять только то, что действительно нужно вашей команде сейчас, пишите простым понятным языком, так, как вы привыкли общаться внутри, и оставляйте возможность сотрудникам влиять на процессы. Любое нововведение лучше тестировать вместе, обсуждать результат и корректировать. Процессы, которые не спущены сверху, а написаны в соавторстве с командой, могут органично работать в любой творческой сфере, не нарушая личное пространство художника.

А какой опыт работы с творческими людьми был у вас? Или вы сами часть креативной команды? Какие приемы вы используете?

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Анастасия Фисенко

очень интересно было бы узнать, как так "прокачать мышцу" вдохновения, чтоб включаться в творческий процесс по собственному повелению, а не ждать вдохновения извне?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Масленников

Как я понял из статьи, надо вовремя переключаться.

Мне зашла мысль, что надо систему ощутить своим помощником, а не врагом.

Ответить
Развернуть ветку
Marina Izmailova
Автор

Роман, да, это ключевой момент.

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Novikova

есть специальные методики, упражнения, направленные на развитие креатива. вся суть в постоянной практике. тогда мозг привыкает к постоянной нагрузке и необходимости генерить идеи. и стрелять эти идеи начнут вам в голову чаще, чем раз от раза ждать пока осенит))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Marina Izmailova
Автор

Елизавета, согласна!

Ответить
Развернуть ветку
Marina Izmailova
Автор

Анастасия, спасибо за вопрос. Регулярной фокусировкой, но это лично мой опыт. И наблюдением за собой: в каком месте, в каком состоянии и в каком настроении к вам чаще приходит озарение. У меня, например, место силы - машина, когда я еду по трассе. Качество мыслей и идей совсем другое сразу, как будущностей-то включается кнопка. У каждого свой способ и место.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Фисенко

Интересно... стоит попробовать и понаблюдать за собой. Спасибо за ответ!)

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Vakhtin

Дааа, художника может обидеть каждый :) А вот найти подход и мотивировать...

Ответить
Развернуть ветку
Marina Izmailova
Автор

О, Да!

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Лещева

Спасибо за понятную и структурированию статью, Марина!
Отличие человека не творческого от человека творческого - заключается лишь в том, что последний себя таковым считает, а первый нет. И если опираться на данную аксиому, то получается, что коллектив в любом бизнесе может быть творческим или не творческим (в зависимости от того каким себя считает) и законы управления в каждом из них будут одинаковы. В моей практике мало встречалось людей, которые готовы из года в год следовать одним и тем же правилам. С развитием и ростом Бизнеса правила всегда меняются, остаётся среда, которую создаёт руководитель-собственник. И на мой взгляд, описанные в этой статье инструменты - это часть среды, которую создаёт собственник для развития каждого члена коллектива, потому что они не только помогают руководителю управлять коллективом, но они помогают и самим сотрудникам чувствовать себя частью творческой команды, которая нацелена на результат👍 Я много лет работаю в медицине и вопреки стереотипу, что все врачи жесткие прогматики, - более творческих и чувствительных людей чем врачи я не встречала 😊Особенно прекрасна в этой статье идея «Базы знаний» - это палочка-выручка любого собственника🤗
Марина удачи Вам! И ещё раз спасибо за прекрасную статью))Ждём новых статей!

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Абрамов

Вам хочется думать что "Мышца".
Это совокупность огромного кол-во состояний, обстоятельств в которых вы находитесь и случайности когда вид погнутой скрепки как ключ открывает набор ассоциаций и разогревает фантазию в нужном направлении. Но проблема в том , что ты не знаешь какой именно ключ подойдёт сейчас.
Все остальное вам описанное , обычная проработка рабочего процесса, возможно эффективна , но ни как не связана с творчеством!

Ответить
Развернуть ветку
Marina Izmailova
Автор

Руслан, спасибо за интересный комментарий. В статье описан мой личный опыт и опыт моей команды. Я понимаю, о чем вы. Но мы исходим из того, что человек в принципе творческий, знает свои "входы" в правильное состояние. Дальше нужно регулярное усилие, которое поможет ему делать это быстрее. Многие авторы и художники используют подобные приемы. Например, пишут по 1 странице в день. На практике это работает. Опыта превращения не творческого человека в творческого у меня пока нет, к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Правильные вещи написаны в статье, как творческий человек могу сказать - когда в компании творческих специалистов грамотно направляют в нужное русло это очень здорово, но из-за человеческого фактора очень сложно направлять без перегибов.

Как правило, всё хорошее упирается в хороших (но не отличных) ПМов/тимлидов, коих большинство, и которые начинают перегибать палку, либо в сторону полной свободы (редко), от чего у сотрудников развивается креативная лень, либо наоборот в сторону жесткой системы с рамками(почти всегда), выбивая творчество из сотрудников как пыль из ковра, в итоге падение производительности, креатива и выгорание.

Баланс легко поддерживать когда есть маленькая фирма типа "собственник-директор + 1ПМ+ 5-10 сотрудников". Когда же речь идет о больших коллективах - тут уже другая проблема. Не "как управлять креативностью сотрудников", а "как добиться того чтобы ПМы проектных команд грамотно управляли креативностью своих сотрудников". На практике это почти нереально, если есть 2-3 отдельных команды, вероятность того что как минимум 1 из 3-х тимлидов/ПМов будет перегибать палку в ту или иную сторону, убивая процесс - 99.9%+.

Ответить
Развернуть ветку
LifeGames LiGa

В целом, Марина, ты права.Творчество - это не линейный, но всё же процесс. Если у "творческого человека" в голове ничего долгое время не происходит, то его следует отправить отдохнуть. Кроме ритма конвейера, неестественного для человеческой природы есть ещё ритмы смены суток. После работы в ритме конвейера человек может и остановиться надолго. Есть такой синдром хронической усталости (неврастения). Это можно контролировать самому сотруднику, не доводить до этого, и процесс не будет останавливаться)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 14 комментариев
null